Цифровые сервисы в «умных городах»: европейский опыт для Харькова и Украины
Цифровые сервисы в «умных городах»: европейский опыт для Харькова и Украины

Цифровые сервисы в «умных городах»: европейский опыт для Харькова и Украины

В европейских городах широко используют различные цифровые платформы и приложения, позволяющие гражданам участвовать в принятии управленческих решений и инициировать и обсуждать городские проекты, контролировать деятельность местной власти и выявлять ее неправомерные действия и сообщать о случаях коррупции и мошенничества, участвовать в разработке приложений для улучшения городской инфраструктуры. Какие сервисы наиболее эффективно работают в европейских городах и способствуют их развитию как «открытых и умных», чем их опыт полезен для Харькова и других крупных городов Украины – исследовал Аналитический центр «Обсерватория демократии».

Платформы для общественного участия

Барселонская открытая платформа для участия горожан в управлении городом decidim.barcelona является достойным образцом удобного набора большого количества сервисов в доступных форматах.

Цифровые сервисы в «умных городах»: европейский опыт для Харькова и Украины - Фото 1
Источник: Платформа decidim.barcelona

Эту платформу городской совет Барселоны открыл на своем официальном сайте. Ее наполнение сервисами для общественного участия полностью соответствует тем формам участия, которые закрепляет Регламент «Регулирование участия граждан». Для каждой из этих форм на платформе есть отдельный подраздел, в котором предоставляют актуальную информацию о сущности вопросов / проблем, которые городской совет решает совместно с барселонцами, о целях и задачах общественного участия, о результатах, которых стремятся достичь, и о мероприятиях, проходящих в рамках соответствующей формы общественного участия. На первой странице платформы жителям напоминают об активных процессах общественного участия. Сейчас таких 7.

Цифровые сервисы в «умных городах»: европейский опыт для Харькова и Украины - Фото 2
Источник: Платформа decidim.barcelona

Так же и подраздел «Органы участия» информирует о работе 12-ти таких органов, а подраздел «Общественные инициативы» – об актуальных инициативах, процессе их обсуждения и сборе подписей. В отдельном подразделе «Помочь» на тематических справочных страницах горожанам предоставляют необходимую информацию обо всех формах общественного участия и как к ним присоединиться, ответы на вопросы, которые часто задают барселонцы.

Муниципальный совет Брюсселя в 2019 году принял «Хартию общественного участия». Чтобы достичь главной цели – дать новый импульс участию граждан, городская власть осуществила ряд мероприятий, в том числе создала Платформу общественного участия, на которой предоставляет актуальную информацию обо всех процессах общественного участия и общественных инициативах.

Цифровые сервисы в «умных городах»: европейский опыт для Харькова и Украины - Фото 3
Источник: цифровая платформа общественного участия Брюсселя faireBXLsamen

Отдельный раздел Платформы «Прозрачность» содержит 6 подразделов – «Открытое правительство», «Издания муниципальных некоммерческих организаций», «Управление», «Городской бюджет», «Доступ к документам», «Открытые данные». В каждом из них представлена исчерпывающая тематическая информация. В частности, первый содержит большой массив документов о деятельности муниципалитета – от тех, что описывают организационную структуру городской власти и полномочия чиновников, их набор и продвижение по службе – до градостроительных планов, разрешений, ежегодных договоров о закупках, отчетов о субсидиях грантах и т.п. «Бюджетный» подраздел содержит ряд документов о ежегодном бюджетном процессе – сам бюджет, счета, отчеты. Все распорядительные документы, которые обязывает публиковать «Совместный указ и распоряжение от 16 мая 2019 года об открытом правительстве в учреждениях Брюсселя» есть в подразделе «Доступ к документам». Здесь также по обращению можно получить и доступ к административным документам. В подразделе «Открытые данные» сами наборы данных не представлены. Здесь только предоставляется гиперссылка на Портал открытых данных Брюсселя, на котором размещено 500 наборов открытых данных.

Дополняют открытость городской власти документы, содержащиеся в подразделе «Муниципальные планы» раздела «Политическая жизнь». Они же ориентируют жителей города на определенные формы общественного участия – от обсуждений и консультаций – до совместного принятия решений. Такая «брюссельская изюминка», когда на портале для общественного участия размещаются как информация и сервисы для общественного участия, так и все документы, обеспечивающие прозрачность городской власти и позволяющие горожанам контролировать ее деятельность, выглядит довольно удачной.

Городской совет Парижа предоставляет всю информацию для общественного участия и о нем, а также соответствующие сервисы в подразделе «Участие граждан» раздела «Общественная жизнь».

Цифровые сервисы в «умных городах»: европейский опыт для Харькова и Украины - Фото 4
Источник: сайт городского совета Парижа

Здесь есть сервисы для бюджета участия («Participatory Budgeting»), для работы 11-ти органов участия города. Они содержат исчерпывающую информацию о самих органах и процессах участия, об их целях и задачах, нормативной базе, о ходе и результатах соответствующих форм общественного участия, включают опции для коммуникации с парижанами. Дополняет информационную базу тематический блок новостей об общественном участии, который размещен в этом же подразделе. Такой формат также является приемлемым и достаточно удобным. Ведь горожане имеют возможность отслеживать результаты своего участия в городских делах в режиме реального времени.

Сервисы для предотвращения / противодействия коррупции и мошенничеству

Цифровые платформы и сервисы, которые в европейских городах применяют для борьбы с коррупцией и мошенничеством местной власти, можно разделить на несколько групп. Во-первых, это порталы открытых данных, на которых муниципалитеты размещают в соответствующих наборах данных информацию о закупках, тендерах, финансовых операциях. Многие города используют для этого платформы «Open Data Portals». Это важные ресурсы, поскольку в западных странах саму прозрачность власти считают важным средством противодействия всем видам мошенничества, а наборы открытых данных дают действенные инструменты для анализа и мониторинга финансовой деятельности местной власти. Многие европейские города дополнительно пользуются специальными платформами для публикации и мониторинга данных о государственных закупках. В частности, Лиссабон и другие города в Португалии, Афины применяют «Public Spending Portals».

Цифровые сервисы в «умных городах»: европейский опыт для Харькова и Украины - Фото 5
Источник: Портал base в Португалии

Платформы для привлечения горожан к разработке сервисов и мобильных приложений для развития «умных городов»

Главным ресурсом являются платформы открытых данных, поскольку они предоставляют много информации обо всех сферах жизни городов, которая и используется специалистами для разработки сервисов и приложений. Привлечению горожан к решению проблем своих городов способствуют платформы общественного участия. Во многих городах на сайтах муниципалитетов размещают специальные сервисы для сбора идей и предложений по улучшению услуг, например, «Crowdsourcing Platforms», которые позволяют жителям городов сообщать о проблемах в работе городской инфраструктуры, а также - высказывать и обсуждать предложения по их решению. В Лондоне это - FixMyStreet, в Салониках - ImproveMyCity.

Кроме того, городские специалисты в различных областях – программисты, дизайнеры, архитекторы основывают свои сообщества для обсуждения, создания и тестирования инновационных разработок. Чаще всего используют для этого сервисы «Civic Hacking Communities», «Hackathons and Innovation Challenges», «GovTech Hackathon», которые, кроме того, дают возможность проводить хакатоны, воркшопы, коммуницировать с городской властью, инвесторами и другими заинтересованными сторонами. Так, «Smart City Expo World Congress» в Барселоне, «Hack the City Zurich» в Цюрихе, «Accelerate Estonia» в Таллинне – популярные веб-сайты, пользующиеся, в том числе, вышеупомянутыми сервисами для инновационных решений в «умных городах».

Выводы и рекомендации

Успешному развитию «открытых и умных городов» способствует активное внедрение городской властью в партнерстве с общественностью различных цифровых сервисов для совместного решения городских проблем и повышения качества жизни горожан. В совокупности эти ресурсы можно сравнить с многослойным «наполеоном», первый и главный слой которого – муниципальные платформы для общественного участия. Их размещают в отдельных разделах сайтов городских советов или на отдельных порталах для общественного участия. Разделы / порталы содержат сервисы для всех форм общественного участия, предусмотренных действующей нормативной базой городов. Эти сервисы дают возможность не только присоединиться к различным формам участия, но и отслеживать их ход, промежуточные и окончательные результаты. Кроме того, в этих разделах / на порталах размещены документы, делающие деятельность местной власти максимально прозрачной, а также - ссылки на платформы открытых данных городов.

Поскольку власть предоставляет доступ к ресурсам, злоупотребление которыми является, как минимум, вечным искушением для чиновников, то работают дополнительные сервисы, позволяющие горожанам контролировать деятельность местной власти на предмет реальных / возможных злоупотреблений. В демократических странах как аксиому воспринимают то, что чем более открыта власть, тем меньше у нее пространства для коррупции и мошенничества. Поэтому следующий слой «наполеона» – большие массивы открытых данных, включающие сотни наборов, которые освещают всю деятельность городской власти. Чаще всего открытые данные размещают на отдельных порталах. Часто их дополняют специальные платформы для мониторинга и контроля финансовых операций муниципалитетов, которые аккумулируют и предоставляют информацию о тех сферах, где коррупция и мошенничество наиболее вероятны – закупки, тендеры, контракты. В дополнение, введены сервисы для безопасного информирования гражданами о мошеннических действиях, в том числе чиновников, или о подозрениях на такие действия. В совокупности эти ресурсы обеспечивают полный цикл противодействия различным формам мошенничества – от превентивных мер до расследования фактов, о которых сообщили горожане. Конечно, необходимым условием для этого, кроме сервисов, является общественная нетерпимость к мошенничеству и направленность правоохранительной системы на борьбу с ним.

Исследование опыта европейских мегаполисов позволяет сформулировать несколько актуальных рекомендаций для Харькова и других городов Украины. Чтобы создать стартовые условия для развития в направлении «умного города» им необходимо сделать следующие шаги:

  • Усовершенствовать местную нормативную базу в части участия общественности в работе местного самоуправления. Это означает, что в уставах общин необходимо расширить перечень форм общественного участия не только теми, которые предусматривает Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» и других законодательных актов Украины о народовластии на уровне местного самоуправления», но и теми, которые эффективно реализуются в европейских городах. Кроме того, закрепить в уставах перечень сервисов для обеспечения всех форм общественного участия.
  • Из имеющегося и доступного перечня шаблонных платформ для общественного участия выбрать удобную и разместить ее в отдельном разделе «Общественное участие» сайта городского совета, или создать отдельный сайт для общественного участия и предоставить гиперссылку на него на главной странице сайта городского совета. Платформы трех городов – Барселоны, Брюсселя и Парижа являются приемлемым образцом этого, хотя по совокупности факторов наиболее удобной выглядит decidim.barcelona.
  • Начать работу над наполнением порталов открытых данных городов необходимыми наборами открытых данных с учетом объективных ограничений во время войны. Разработать тематический каталог открытых данных. Он обязательно должен включать темы вроде «Городской бюджет», «Общественный бюджет», «Городские закупки», «Тендеры, договоры, субсидии и гранты городского совета», «Расходы на содержание персонала городского совета», «Городская инфраструктура», «Противодействие коррупции и мошенничеству». Конечно, те открытые данные, которые во время войны представляют угрозу безопасности, в частности, о городской инфраструктуре, ряде тендеров, договоров и закупок городского совета могут быть обнародованы только по ее окончанию. Данные о «цене власти», общественном бюджете, противодействии мошенничеству необходимо публиковать уже сейчас. На главной странице сайта городского совета и в разделе / на платформе общественного участия должны быть гиперссылки на портал открытых данных города.
  • В разделе «Общественное участие» сайта горсовета / на сайте для общественного участия в отдельном подразделе «Противодействие коррупции и мошенничеству» разместить сервисы для безопасного сообщения гражданами о возможных коррупционных и мошеннических действиях чиновников или подозрениях о таких действиях. Также предусмотреть опции для обратной связи местной власти с жителями города – информирования о действиях по полученным сообщениям и результатах этих действий.
  • В разделе «Общественное участие» сайта горсовета / на сайте для общественного участия разместить сервисы для сбора идей и предложений горожан по улучшению городских услуг, а также - для сообщений о проблемах и жалобах на работу городских служб и коммунальных предприятий. Также предоставлять в открытый доступ ответы на сообщения / жалобы тех должностных лиц, чьей сферы деятельности они касаются.

Аналитический центр «Обсерватория демократии».

Материал подготовлен в рамках проекта «Promoting Citizen Oversight and Engagement in Local Political Processes», который реализуется при финансовой поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED). Содержание публикации не обязательно отражает точку зрения NED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии».

Теги по теме
Харьков
Источник материала
loader
loader