Мама одесских пятерняшек: Дети понимают – дома война, но все равно мечтают вернуться
Мама одесских пятерняшек: Дети понимают – дома война, но все равно мечтают вернуться

Мама одесских пятерняшек: Дети понимают – дома война, но все равно мечтают вернуться

Солнечную Португалию Оксане Кобелецкой вместе с детьми пришлось покинуть – закончился бесплатный договор аренды квартиры, продлевать его хозяин не стал. Португальских доходов на съем другого жилья не хватило бы – страна небогатая, соответственно, и выплаты такие же. Поэтому, погрузив пожитки в машину, Оксана со своей мамой Ольгой и шестью детьми (еще старшая сестра пятерняшек, 11-летняя Алиса) отправилась искать новую крышу над головой.

Ехали в Австрию, попали в Словению

Изначальной целью была Австрия.  

- Туда нас приглашали мои подруги, выехавшие из Одессы после начала войны, но нас не пропустили на одной из границ – не хватило бумажного документа о временной защите в Португалии, где мы прожили полтора года, - объясняет Коротко про Оксана Кобелецкая. – Об этом была информация только в их онлайн-базе, и нас развернули. Те еще приключения – на дворе ночь, машина постоянно ломается... И тут я вспомнила о письме от словенского «Каритас» - там нам предлагали свободный дом.

Уже вскоре Оксана с мамой выгружали вещи возле старенького сельского дома недалеко от границы с Австрией в Словении. Условия не очень – отопление дровяное, дом не прогревается, но где-то зимовать надо было. Жить пришлось по соседству с ослами и лошадьми, которых хозяин держал в подвале дома – там были оборудованы стойла.     

- Стоила аренда этого трехкомнатного холодного дома 1050 евро в месяц – это уже с коммуналкой, - отмечает Оксана. – Эти деньги государство платит арендодателю, затем, когда уже все в порядке с документами, переводит тебе, и ты платишь сам. Как вариант, можно жить в лагере для беженцев, но там выделяют деньги только на карманные расходы, так как проживание, питание и вещи первой необходимости предоставляют.

Детвора любит активный отдых и особенно пикники на природе . Фото: архив Оксаны Кобелецкой

«Словения похожа на Украину»

Словения – крохотное, по украинским меркам, государство в Центральной Европе. По населению – как Одесская область до войны, около двух миллионов жителей. Тем не менее, по уровню жизни и условиям может потягаться с той же Португалией.

- Наш хозяин был «župnik» - пастырь, - продолжает Оксана. – Здесь все очень богобоязненные, по воскресеньям и в каждый праздник церковь забита людьми. Если женятся – обязательно венчаются. У словенцев сильный культ семьи – они всем поселком в церкви отмечают такие даты, как золотая свадьба, например. Часто живут все вместе в одном большом доме с детьми и их семьями.

Молодежи мало – уезжают в города. В небольших поселках и селах работы, кроме как на ферме, нет. Сельское хозяйство здесь развито, заброшенных полей не видно, как и зарослей кустарников. Все ухожено, газоны пострижены.     

Через реку Драву от нового жилища уже виднелись австрийские дома. Сюда ездили на шопинг – ближе, чем к словенским торговым центрам. Перезимовав, решили переезжать в большой город – дети ходили на плавание, поездки отнимали много времени и денег.

- В Словении дешевле ездить на автомобиле, чем на общественном транспорте, - делится Оксана. – В Португалии наоборот. Там за детей нужно платить половину стоимости только с 14 лет, а в Словении – с шести.

Перебрались тоже в трехкомнатный, но более просторный, дом в пяти километрах от города Марибор – это второй по величине город в Словении. По цене – примерно столько же. Если жить в столице или на побережье – стоимость аренды увеличивается в два-три раза. 

- Раньше это был немецкий город Марбург, - рассказывает Оксана Кобелецкая. – Рядом гора Погорье, горнолыжный курорт, река, в 20 минутах – термальные источники. У нас бабушка с начала войны маялась ногами, но гейзеры помогли, так что мы туда повадились ездить регулярно. По нашим меркам, город маленький – 100 тысяч жителей.

В этой стране пятерняшки и их мама с бабушкой Ольгой чувствуют себя более комфортно, чем в Португалии. Язык похожий, менталитет тоже.

- Словения раньше была частью Югославии, - продолжает мама одесских пятерняшек. – Словенский язык нам дается проще, но если поедешь в другой регион – мало что поймешь. Оказывается, здесь 48 говоров, которые очень отличаются друг от друга! Где-то больше итальянских слов, где-то венгерских, где-то немецких. Также мне нравится их кухня: простая, что-то взяли от австрийцев, что-то от итальянцев, но есть и наши традиции. В первый же день нас кормили блинчиками - в Португалии вообще не знают, что это. В Словении их также режут, как лапшу, и добавляют в супы. А еще тут есть сметана – называется «кислая сметана», а сама «сметана» - это у них сливки. В Португалии ее нет вообще, там мы брали к вареникам, которые лепила бабушка, греческий йогурт. Кефир тут тоже есть, и творог довольно вкусный. А вот молоко наше вкуснее, хоть тут много коров. Еще мы полюбили тыквенное масло – очень ароматное. В целом, Словения похожа на Украину, и люди такие же трудолюбивые. 

Словения приняла украинских гостей как своих. Фото: архив Оксаны Кобелецкой

Поездки домой воспринимают как приключение

Еще из плюсов – в Словении довольно высокий уровень жизни. Минимальная заработная плата – 1200 евро, что для Европы неплохо. В Португалии, Испании - около 700. Это достаточно обеспеченная страна, что, по словам Оксаны Кобелецкой, сразу чувствуется.

Выплат на содержание детей более-менее хватает. В Португалии приходилось считать каждую копейку, а поход в "МакДональдс" можно было сравнить с праздником.

Что отличается: день у словенцев начинается ни свет ни заря. Уже в пять часов утра все на ногах, а в семь – на рабочем месте. Зато в 15.00 - 16.00 - уже домой. После четырех дня, по словам Оксаны, искать открытые банки или другие конторы нет смысла – уже все закрыто. Воскресенье – выходной для всех, магазины тоже не работают, в субботу - полдня.

Уроки в школе начинаются с 7.30, а в 12.00, после обеда, детей отдают родителям. Если ходят на кружки – можно оставлять до 14.00.

- Детей здесь много, школа и детсад есть даже в самом захудалом селе, - отмечает Оксана. – Детские и спортивные площадки есть повсеместно, у нас во дворе также батут и качели. Но вот найти жилье семье с детьми очень сложно – многие мои сообщения оставляли без ответа. А если еще и с животными – то почти нереально.

Словенская школа пятерняшкам и Алисе (старшей дочери) нравится больше, чем португальская – больше похожа на украинскую. А вот их маме по душе была португальская – детей занимали с 8.30 до 16.30. В Словении же день получается разбитым.

Одесской пятерне уже по восемь лет, пошли в третий класс, Алисе – 11, она учится в пятом. В Украине уже бы ходила в шестой. Даша и Саша хорошо рисуют, ходят на танцы. Влад, Денис и Давид играют в футбол. Пятерняшкам полегче дается адаптация – все же их много. Алиса, по словам учителей, более закрыта. 

Не так давно семья вернулась из Одессы.

- Очень хотелось домой, и мы поехали после окончания учебного года, - делится Оксана Кобелецкая. – Добрались 17 июля – и в этот день начались обстрелы Одессы каждую ночь. Уже в первую ночь было очень громко, вытаскивали матрасы и детей в коридор, и вот так жили.

Пятерняшки со старшей сестрой Алисой, хоть и выехали в первые дни полномасштабного вторжения из Украины, уже привыкли к тому, что на Родине – война. Взрослые все обсуждают эту тему. Но боялись, говорит их мама, только в ее начале, а теперь воспринимают поездки в воюющую страну, скорее, как приключение.

- В Одессе увидела, как дети играют на улице: ставят заграждения из покрышек посреди дворов, проездов, - вспоминает Оксана. – Дети в Украине уже по-другому относятся к войне. Но мои все равно мечтают вернуться, хорошо помнят дом, детскую площадку напротив и футбольное поле, где они играли и бегали.

Оксана верит, что рано или поздно в Украину вернется мир. И часто вспоминает слова своей бабушки: «Все переживем, лишь бы не было войны».

Пятерняшки легко вписались в школьные будни, старшей Алисе приходится сложнее. Фото: архив Оксаны Кобелецкой

Источник материала
loader