В Верховной Раде на днях зарегистрирован законопроект №12039, вносящий изменения в правовую регуляцию уголовного процесса и Уголовный кодекс, в частности о сделках со следствием и привлечении к ответственности за коррупционные преступления с помощью больших штрафов. Положения предыдущего проекта №11340 вызвали активное обсуждение среди экспертов, представителей Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и общества, что побуждает к детальному анализу нового предложения от власти.
Принципиальные отличия от предыдущего предложения
Законопроект №12039 предлагает новые механизмы заключения сделок со следствием в уголовных делах, включая коррупционные преступления. В отличие от предыдущего, этот проект устанавливает безальтернативную обязанность подозреваемому или обвиняемому разоблачить другое лицо в совершении коррупционного уголовного правонарушения.
Организатор преступления не имеет права на сделку, если не разоблачает другого организатора, если таковой в деле установлен.
Таким образом, новый законопроект учитывает критику экспертов, НАБУ и САП, ведь все организаторы преступлений должны быть установлены и привлечены к ответственности.
В частности, на том, что в тексте законопроекта должна быть обязательно прописана норма об изобличении организаторов коррупционных схем, в ходе предварительных обсуждений настаивал руководитель САП Александр Клименко. К тому же он отмечал: «...сделки должны быть такие, что ты обязательно разоблачаешь кого-то и полностью или частично возмещаешь убытки. В наших производствах действительно есть случаи, где очень много обвиняемых. Эти дела будут очень долго слушаться в зале суда. Некоторые обвиняемые уже готовы идти на такие сделки и разоблачать участников преступлений. Но у них есть условие — они хотят получить срок меньше, чем санкция их статьи. Поскольку может быть, что самая маленькая санкция восемь лет, но подозреваемый продолжает молчать, потому что не хочет сидеть восемь лет. А если бы мы могли предложить ему меньше восьми, то он бы согласился».
Проблема с необлагаемым налогом минимумом: штрафы, не отвечающие реалиям
Новый законопроект действительно предлагает более гибкий подход к определению размера штрафов. Но привязка штрафов к необлагаемому налогом минимуму доходов граждан, составляющему всего 17 грн, вызывает сомнения в эффективности подобных санкций. Например, даже минимальный штраф в размере 20 тыс. необлагаемых налогом минимумов составит только 340 тыс. грн. Здесь без сравнений не обойтись. Буквально на днях заместителя прокурора одной из областей разоблачили на взятке в 40 тыс. долл. Июльская новость о задержании заместителя министра за взятку в полмиллиона долларов тоже еще не забылась. Объективно для многих коррупционеров штраф в несколько сотен тысяч гривен может быть незначительной суммой и не выполнять сдерживающую функцию.
Использование необлагаемого налогом минимума как базовой единицы для расчетов штрафов является устаревшим подходом. Современная антикоррупционная политика нуждается в применении более адекватных финансовых санкций, которые бы отображали реальные доходы и имущественное положение обвиняемых. Это позволит сделать наказание более ощутимым и эффективным.
Чтобы продемонстрировать контраст, самую низкую границу размера штрафа по сравнению с предыдущим законопроектом в случае тяжкого преступления снизили в 22 раза (!), с 20 млн 427 тыс. грн до всего лишь 2 млн 40 тыс. грн, а в случае особо тяжких преступлений — с 102 млн 017 грн до 4 млн 590 тыс.
Согласитесь, когда мы видим заголовки в новостях о суммах неправомерной выгоды некоторых лиц в размере 300–500 тыс. долл., и при этом правоохранителями был задокументирован только один эпизод, то понимаем, что предложенные властью «скидки» для штрафов слишком лояльны.
Европейский опыт применения подобных норм
Во многих европейских странах механизмы сделок со следствием являются эффективными инструментами в борьбе с коррупцией.
Во Франции физические лица, осужденные за коррупционные преступления, могут быть оштрафованы на сумму до 1 млн евро и получить тюремное заключение до 10 лет. В случае заключения Судебной сделки публичного интереса (CJIP) размер штрафа может быть уменьшен при условии сотрудничества со следствием. Наибольший штраф в рамках CJIP был наложен на швейцарский банк UBS в 2019 году — 3,7 млрд евро за содействие уклонению от уплаты налогов французскими гражданами.
В Великобритании штрафы для физических лиц могут достигать неограниченных сумм, в зависимости от серьезности преступления. При заключении plea deal размер штрафа и срок заключения могут быть уменьшены при условии сотрудничества со следствием. Самый большой штраф в рамках сделки был наложен на компанию Glencore в 2022 году — 280 млн фунтов за взяточничество для получения преимуществ в торговле нефтью. Штрафы включали основной штраф в размере 182,9 млн фунтов, конфискацию доходов от взяточничества на сумму 93,5 млн фунтов и покрытие расходов на расследование.
Что касается физических лиц, заключающих сделки со следствием в делах о коррупции, размеры штрафов и другие наказания также могут быть значительными, хотя обычно они ниже, чем для юридических лиц.
Эти примеры демонстрируют, что большие штрафы и сделки со следствием являются эффективным инструментом борьбы с коррупцией в Европе, но остается важным адекватный размер санкций для обеспечения справедливости.
***
Так что законопроект №11340, с одной стороны, содержит ряд положений, которые потенциально могут повлиять на эффективность борьбы с коррупцией в Украине. С другой — его реализация на практике может создать риски для справедливости наказаний, в частности, если не будет пересмотрен размер штрафов и условия сделок со следствием.
С учетом актуальности проблемы и заявлений представителей власти о необходимости усилить антикоррупционные меры Украине необходимо внимательно изучить европейский опыт и внести соответствующие коррективы в законопроект, в частности о размере штрафов.
Только путем внедрения действенных и справедливых правовых норм можно уменьшить толерантность к коррупции и укрепить доверие общества к государственным институтам.