Мастерица лоскутного шитья: Триптих «Казак Мамай» стал нашим «спасительным кругом» от войны
Мастерица лоскутного шитья: Триптих «Казак Мамай» стал нашим «спасительным кругом» от войны

Мастерица лоскутного шитья: Триптих «Казак Мамай» стал нашим «спасительным кругом» от войны

Вместо красок – ткань. В умелых руках известной художницы Натальи Лашко клочки превращают в произведения искусства. О том, как появилась идея создать триптих «Казак Мамай», сколько сегментов ткани пошло на него, а также об искусстве во время войны и возрождении вышивки соломой, читайте в материале Коротко про.

Символ украинского защитника

Недавно во Львовском дворце искусств состоялась выставка «Наша дума, наша пісня не вмре, не загине», посвященная памяти 90-летия расстрела съезда кобзарей и лирников на станции Казачья Лопань (Харьковщина), где было представлено немало интересных работ. Но у этой картины посетители выставки задерживались дольше: рассматривали мельчайшие элементы, любовались красками, фотографировали. Это был триптих "Казак Мамай".

Первый взгляд на холст "Казак Мамай" - яркая и масштабная картина. И только присмотревшись, становится понятно: весь триптих – это лоскутное шитье!

- Приятно, что наша коллективная работа под эгидой Ассоциации мастеров лоскутного шитья Украины поразила всех, - рассказывает Коротко про художественная руководительница проекта, мастер Наталья Лашко. – Триптих «Казак Мамай» – это интерпретация работы известного художника, заслуженного деятеля искусств Украины Ореста Скопа. Орест Андреевич и сам был приятно удивлен квилтом. Когда впервые увидел результат нашей работы – вскрикнул, так ему понравилось.

Еще бы! Квилт (так называют изделия из лоскутов) выполнен разнообразными техниками лоскутного шитья, состоит из 65 сегментов, а его размер - 6,5 на 2,5 метра. Над созданием картины работали 47 украинских квилтеров.

Над триптихом "Казак Мамай" работали 47 мастеров. На фото, конечно, не все. Фото: ФБ Ukrainian Quilter's Association

Но, как обычно, поначалу была идея. И возникла она после посещения экспозиций европейских мастеров и выставки украинских квилтеров на международном квилт-фестивале в Вероне (Италия). Налюбовавшись произведениями зарубежных квилтеров, наши мастера также задумались над созданием проекта, отражающего украинскую сущность, идею, культуру. А кто же может передать именно украинское начало лучше нашего Мамая?

– Это знаковая фигура воина-защитника, на котором держится будущее независимой Украины, – объясняет Наталья Лашко. - Изображение сидящего казака-бандуриста - обобщенный народный образ профессионального воина, который имеет и мирную жизнь, где он просто крестьянин, у которого есть девушка, преданный конь. Поэтому решили творить именно по такой тематике. А более 380 разных образов Мамая создал известный художник Орест Скоп. Я случайно нашла его номер телефона, позвонила по телефону и рассказала о такой вот идее. Очень волновались, потому что часто художники, пишущие произведения красками, свысока-снисходительно относятся к нам, мастерам лоскутного шитья. Больше вам скажу: я сама традиционный художник, но много творю из тканей. И до сих пор некоторые коллеги с иронией говорят, что «занимаешься своими тряпками». А вот Орест Андреевич довольно быстро согласился с моим предложением по созданию квилта на основе его картины.

Наталья Лашко (на фото в центре) и ее сын Илья выполнили самые тяжелые фрагменты работы: лицо Мамая, фрагменты казацкого коня. Фото: ФБ Ukrainian Quilter's Association

«Сшили» за 4 с половиной месяца

Но какого казака из всех Мамаев Скопа выбрать? Все статные, красивые, яркие. Мастерица долго пересматривала произведения художника, и в конце концов решила, что нужно шить триптих, то есть три полотна, объединенных одной идеей.

– У нас Мамай на коне, центральный – праздничный казак, и с девушкой, – уточняет мастерица. – Много времени заняла подготовка к работе, ведь надо было распечатать триптих в полном размере, важно точно передать цвета.

Будущий триптих разделили на квадраты-блоки по 50 см длиной. По задумке, одна мастерица должна была сделать один квадрат. А работа кропотливая.

- Это же нужно было шить «лоскутную живопись» с большим количеством сложных изображений фигур людей, лица, рук, одежды, музыкального инструмента, лошадей, кроны раскидистого дуба, цветов мальвы и т.д., - объясняет Наталья. – Ко всему еще и многие наши мастерицы выехали из родных мест из-за войны. Кто-то схватил швейную машинку, а кто-то только документы. И все же многие мастерицы согласились сшить два, а то и три лоскутных блока.

Процесс создания 65 блоков занял всего 4,5 месяца. На самом деле, триптих «Казак Мамай» был не только самым масштабным проектом наших квилтеров. Эта работа стала неким спасительным кругом для многих мастериц, работавших над его созданием.

Небольшое село где-то в Полтавской области. Туда из Донетчины переехала одна из мастеров, которая занималась пошивом элементов в триптих. В чужом сельском доме, без привычных выгод, без родного круга общения женщина спасалась работой: днем ​​и ночью ее швейная машинка работала.

Другая история. Сыновья одной мастерицы из Харькова защищают Украину на фронте. Мама, как и многие другие украинские матери, живет от звонка до звонка с передовой, надеется слышать только «Мам, я норм». И работа над «Мамаем» принесла ей немного покоя, стала утешением в тяжелое время. Женщина сшила два квадрата, в том числе один из сложных - с лицом девушки.

Наталья Лашко входит в восьмерку мастеров из разных уголков мира, умеющих вышивать соломой. Фото: ФБ Natalya Lashko

Об искусстве в военное время

Наталья Лашко и ее сын Илья выполнили самые тяжелые фрагменты работы: лицо Мамаев, фрагменты казацкого коня. Кстати, Наталья руководила этим проектом. Лоскутным шитьем мастер занимается более 15 лет. Как отмечает, «заболела» пэчворком, увидев на одной из выставок работы известных харьковских мастеров-квилтеров Эмилии Грековой и Ирины Фоминой, также принимавших участие в проекте.

Лоскутное искусство нуждается в хороших материалах. Есть ткани, специально созданные для пэчворка. Это специальный хлопок, который не будет косить, не будет выгорать и т. д., чаще всего американского, канадского, японского, голландского производства. Ткань режется роликовым ножом независимо от направляющей нитки. Стоимость метра ткани для пэчворка стартует от полутысячи гривен.

Но вернемся к нашему Мамаю. Его квадратные блоки собирали вместе в киевской ячейке квилтеров Patchwork Planet под руководством Ольги Козицкой. А обязательную профессиональную фотосессию сняли в музее Киевского политехнического института (там идеальный для таких съемок свет). Уже оттуда триптих отправился в долгое путешествие: сначала во Львов на выставку, а затем - за границу.

– В немецком городе Крефельд в течение ноября состоится выставка в поддержку Украины, инициированная Клаудией Пфейл, выдающимся немецким дизайнером арт-текстиля и квилтинга, под эгидой украинского консульства в Германии, – уточняет Наталья. – Туда и поехал наш Мамай вместе с коллекцией других лоскутных одеял украинских квилтеров. А я продолжаю творить.

– Общаясь с другими художниками, часто слышим, что в войну творить в разы труднее, даже невозможно, – говорим.

– А меня, наоборот, спасает творчество, – отвечает Наталья Лашко. – Война – это потери. Болезненные, ужасные. И между этим мраком есть луч солнца. Для меня это искусство. Есть много идей, мечтаний, планов. Работаю над своими нынешними проектами. Не позволяю себе останавливаться, двигаемся только вперед.

Квилт выполнен разнообразными техниками лоскутного шитья, состоит из 65 сегментов, а его размер 6,5 на 2,5 метра. Фото: ФБ Ukrainian Quilter's Association

Кстати

Вместо ниток для вышивания – солома

Наталья Лашко не только известная художница и квилтесса. Женщина входит в восьмерку мастеров из разных уголков мира, умеющих вышивать соломой. Техника уникальна, фактически утрачена в мире.

Прежде чем приступить к вышивке, Наталья расщепляет соломинку на полоски разной ширины. И вышивает на ткани гладью с помощью обыкновенной иглы. Наталья Лашко создала около сотни работ по вышивке соломой, многие хранятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.

- Людей, владеющих таким мастерством, единицы по всему миру (в Англии и на Азорских островах), а в Украине я с сыном Ильей, - рассказывает мастерица. – Для нас вышивка соломой – это творчество, самореализация. Меня радует тот факт, что сын освоил это умение, и ему очень нравится вышивать. Даже придумал свою технику вышивания такой скрученной соломой, например, использовал ее в вышивке крестиком традиционных подольских орнаментов или украинского барокко в своих панно.

Справка Коротко про

Наталья Лашко - член Национального союза мастеров народного искусства Украины, член Украинской ассоциации мастеров лоскутного шитья (Ukrainian Quilter's Association), член Союза дизайнеров Украины, член International Quilt Association (IQA) США, член National Association of Wheat Weavers, (NAWW Выпускница и Харьковского художественно-промышленного института, факультет «Интерьер и оборудование». С 1984 года художница живет в Каменце-Подольском. произведений искусства».

Триптих «Казак Мамай» – это интерпретация работы известного художника, заслуженного деятеля искусств Украины Ореста Скопа. Фото: ФБ Ukrainian Quilter's Association

Источник материала
loader