Теория и практика: почему истребитель F-15EX Eagle II такой дорогой?
Теория и практика: почему истребитель F-15EX Eagle II такой дорогой?

Теория и практика: почему истребитель F-15EX Eagle II такой дорогой?

В идеале самолет должен был стать экономным временным решением для заполнения нехватки истребителей пятого поколения ВВС США. Однако, как оказалось, его стоимость достигла 80 млн долларов — почти как F-35.

F-15EX Eagle II, модернизированный истребитель 4,5 поколения, поступил на службу ВВС США в июне и уже вызывает интерес международных игроков: например, Израиль уже заключил сделку на 18 миллиардов долларов за 25 самолетов.

Фокус перевел статью бывшего офицера ВВС Кристиана Д. Орра о достоинствах и недостатках многоцелевого истребителя F-15EX.

  • Хотя F-15EX позиционируют как экономичную альтернативу истребителям пятого поколения, таким как F-35, многие критикуют этот самолет за высокую стоимость — 94 миллиона долларов за штуку из-за инфляции и сокращения объемов заказов. Компания Boeing оптимистично полагает, что зарубежные военные контракты, включая потенциальные сделки с Индонезией и Польшей, помогут держать затраты под контролем.
  • Несмотря на свою стоимость, Eagle II остается высокоэффективной платформой для современных воздушных операций.
F-15EX Eagle II — это модернизированный истребитель 4,5 поколения

F-15EX Eagle II: дорогой, но передовой истребитель, привлекающий внимание всего мира

Хотя сейчас на слуху боевые истребители пятого поколения и разрабатываемые самолеты шестого поколения, модернизированные версии проверенных в боях истребителей четвертого поколения еще не готовы уйти на покой.

Ярким примером этого является F-15EX Eagle II, новейшая версия двухместного F-15E Strike Eagle. Eagle II официально поступил на вооружение ВВС США в июне, а через два месяца был одобрен для продажи израильским ВВС (IAF) в рамках сделки на 18 миллиардов долларов за 25 самолетов. Индонезия и Польша также проявляют интерес к этим самолетам, а ВВС Тайваня могут приобрести их в ближайшем будущем для защиты от агрессии Китая.

Единственный недостаток F-15EX — это его высокая стоимость.

Истребитель F-15
Фото: Boeing

Менее дорогой в теории…

В идеале Eagle II должен был стать экономным временным решением для заполнения нехватки истребителей пятого поколения в арсенале Вооруженных сил США. Эта нехватка была вызвана двумя причинами: решением бывшего министра обороны США Роберта Гейтса в 2009 году прекратить программу Lockheed Martin F-22 Raptor после производства менее половины первоначально заказанных самолетов, а также продолжающимися проблемами с надежностью и превышением затрат на программу Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Как гордо заявляет Boeing на своей информационной странице, посвященной Eagle II:

"Готовый к бою сразу после сборки, F-15EX является самым доступным, надежным и оперативным способом обновить тактические авиационные флоты… Благодаря низким эксплуатационным затратам по сравнению с другими истребителями, но при этом четырехкратной полезной нагрузке и вдвое большим запасам топлива, дальности и скорости, F-15EX представляет собой современное решение, которое могут использовать мировые ВВС в рамках своего графика".

…но дороже на практике

Но реальность довольно сурова. Как писали мои коллеги Майя Карлин и Питер Сучиу в статье от 20 мая 2024 года для The National Interest под название "Как истребитель F-15EX может быть дороже F-35?":

Истребитель F-15E
Фото: airliners

Взгляд в будущее…

Авторы также отмечают, что представители Boeing пообещали снизить затраты и предположили, что упомянутые выше текущие и перспективные сделки по продажам другим государствам помогут держать под контролем стоимость самолета.

Также стоит учитывать плохую репутацию Boeing в области безопасности, что требует отдельного обсуждения. Однако, учитывая, что израильские ВВС смогли избежать проблем с F-35, которые постоянно преследуют американские Lightning II, можно ожидать, что такие же чудеса израильской инженерии применимы и к F-15EX. И несмотря на все обсуждения проблем с надежностью продукции Boeing, я еще не слышал жалоб на Eagle II (или любую другую версию самолета Eagle).

Об авторе

Кристиан Д. Орр – бывший офицер ВВС, сотрудник федеральных правоохранительных органов и частный военный подрядчик (работал в Ираке, Объединенных Арабских Эмиратах, Косово, Японии, Германии и Пентагоне). Крис получил степень бакалавра в области международных отношений в Университете Южной Калифорнии (USC) и степень магистра в области разведки (с уклоном в изучение терроризма) в Американском военном университете (AMU). Он также публиковался в журналах The Daily Torch и The Journal of Intelligence and Cyber Security.

Теги по теме
Самолет авиация
Источник материала
loader
loader