Тема на самом деле стара как мир. С регулярностью смены дня и ночи каждое предыдущее поколение жалуется на тупость, невоспитанность, несостоятельность нового поколения. И, наверное, не стоило бы поднимать эту тему, если бы в последнее время с настойчивостью, достойной лучшего применения, не начали появляться как в социальных сетях, так и в СМИ многочисленные статьи, которые активно убеждают, якобы собственно все проблемы образования состоят исключительно в том, что дети тупые. То есть, если бы не тупость детей и их полнейшее нежелание быть зеркально похожими на старшее поколение, уровень украинского образования был бы кардинально иным. И тут я задумался. А какое оно — новое поколение? Говорят, читать не любит. И все больше в гаджетах сидит. Еду в метро. Справа — господин с бумажной книжкой (!), слева — парень лет 17–18 уткнулся в планшет. И вроде вывод о «тупом молодом поколении» наглядный. Хоть фотографируй и как иллюстрацию выставляй. Только вот бросаю взгляд вправо и влево. У старшего любителя бумажных книг — нечто из серии очень дешевых (по цене и качеству) детективов. А у парня в планшете — «Психология бессознательного» Юнга. Подсматривать вроде бы не очень хорошо, но как коренным образом меняется картинка, если отбросить первые впечатления и присмотреться!
Говорите, тупое поколение? Проведите эксперимент. Не в профессиональной среде. Просто в компании. Точнее, в двух компаниях. Тех, кому лет 40–50, и тех, кому 18–20. Спросите, кто может, например, помочь переустановить Windows. В первой компании хорошо, если хоть один человек найдется. А вот во второй процентов 80 сможет помочь. И это же не просто набор действий. Здесь хоть что-то соображать нужно.
Говорите, «тупые дети»? А к кому мы бежим за помощью с проблемами смартфонов, ноутбуков и прочих гаджетов? Кто нам программы устанавливает и учит с ними работать? Ровесники или эти вот «тупые дети»? Это у старшего поколения все ноу-хау вызывают состояние, близкое к истерике. Молодежь учится удивительно быстро. Именно учится, понимая, как все это работает, а не как старшее поколение, ритуально повторяя какие-то действия.
Или возьмем, например работу. Хотя по популярной тиражированной версии, «не хочет молодежь работать, а вот мы когда-то». И главное — верить начинаешь в эту мантру. Правда, не очень понятно, откуда все молодые курьеры, баристы и другие берутся. Вкалывают каждый день, а параллельно еще и учатся. И не делают трагедии из необходимости именно зарабатывать. Я уже не говорю о смене места работы. Для молодых это — поиск себя, шаги к взлелеянной мечтой цели. Поэтому легко меняют неинтересное и неперспективное на увлекательное и то, что может открыть горизонты. А вот со старшими все не так. Смена даже плохой, нелюбимой, бесперспективной работы на новую — это не просто еще один шаг в биографии, а катастрофа всемирного масштаба. А если ты не готов к переменам, будь готов к деградации.
Кстати, в целом ортодоксальность как принцип жизни — это четкий маркер тех, кто старше. Поэтому и не можем реально изменить образовательную систему, в которой все должны опережать настоящее, а не существовать в режиме декоративного приукрашивания новыми обоями трухлявых стен. Здесь как раз и пролегает «линия разграничения» между поколениями. Распределение зон ответственности. Хотя многие уже определились. «Во всем виноваты тупые дети, которые не слушаются умных взрослых» — примерно такова универсальная схема, которая позволяет снять с себя ответственность практически за все — от плохого учебника до гнилой канализации. А вопрос, к какому поколению относится автор плохого учебника или не менее плохой канализации, как раз и считается признаком «тупого молодого поколения». Потому что умные таких вопросов не задают. По крайней мере, старшее поколение живет само с таким лозунгом.
Если честно, сравнивать поколения — дело вообще бессмысленное. В каждом поколении процент дураков и гениев примерно одинаков. И ленивых тупых необразованных среди старших примерно столько же, сколько и среди молодых. Хотя, конечно, какое-то отличие младшего поколения наблюдается. Это из собственных наблюдений как педагога вуза. Еще раз повторюсь. Процент ленивых и трудолюбивых у нынешних студентов такой же, как и в мои студенческие годы. Но есть некоторая разница. Молодые не готовы уважать старших исключительно по признаку должности. Собственно и мы в студенчестве тоже оценивали педагогов по знаниям, а не по должности. Только вот объявлять об этом опасались. Они не боятся. Молодежь намного быстрее адаптируется к переменам. Позитивным или негативным. Это старшие годами к банковским карточкам привыкали, а молодые меняются вместе с миром и не впадают в истерику в случае малейших изменений.
И музыку серьезную молодежь любит не меньше, чем старшие. Сравните количество старших и младших, например на джазовом концерте и концерте чего-то в стиле шансон. Именно на втором большей частью будут те, кому 45+ и кто якобы «более умный». И на книжных выставках, театральных спектаклях и кинопремьерах молодежи много. Той молодежи, которая (по странной популярной версии) в театры и на концерты не ходит и книг не читает. Читает. Ну, правда, больше в гаджетах. Однако же главное, что читает, а не как. И театром и кино интересуется. По-своему и совсем не тем, чем интересовались мы. Ну, это уже вопрос развития. А развитие — это всегда поиск чего-то нового, а не соблюдение канонов.
Конечно, картина очень далека от идеала. Да он и не может существовать — этот идеал. Другое дело, что старшее поколение не смогло обеспечить детям нормальной реформы образования. И в этом виновата не только война. Это именно результат ортодоксальности, привычки имитировать работу, а не работать, привычки, чтобы проблемы решал кто-то другой (что является характерной чертой именно старшего поколения). И это вот неудачное реформирование сейчас активно адвокатируют очень странным способом. Попыткой обвинить целое поколение. Может, и не стоило бы обращать внимания, но явление стало массовым. С массовой поддержкой. И с полным непониманием того, что именно от этого поколения зависит будущее Украины. Не они голосовали за гречку, не они смотрели российские сериалы и слушали шансон, не они жили по принципу «какая разница, на каком языке разговаривать». Нет. Это все делало старшее поколение. Мое поколение. Не более умное и не более талантливое, чем младшее. Которое отличается разве что единственным — виной перед младшими за все проблемы в государстве, которые не смогли предотвратить…