Япония подарила миру фильмы ужасов, по которым затем было снято множество римейков, однако они не смогли превзойти оригиналы ни по уровню сасспенса, ни по мастерству актерской игры.
Жанр ужасов в кинематографе является одним из самых популярных среди зрителей. Главная задача таких фильмов – вызвать чувство страха, тревоги и неопределенности, создать напряженную атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного, то есть так называемый эффект "саспенс". Ежегодно в мире производится огромное количество хорроров: начиная от Голливуда и заканчивая какими-нибудь низкобюджетными фильмами малоизвестных режиссеров. Страной, оказавшей огромное влияние на этот жанр, является Япония, подарившая миру такие фильмы как "Звонок", "Проклятие" и другие, ставшие материалом для многочисленных римейков. Фокус собрал тройку самых страшных примеров саспенса из Страны восходящего солнца.
"Звонок" (1998)
"Звонок" – культовая картина ужасов от японского мастера хоррора Хидэо Накаты по мотивам одноименного романа Кодзи Судзуки. Оригинальное название не имеет собственного смысла в японском языке и является транслитерацией английского слова ring, которое может значить и "звонок", и "кольцо".
В центре сюжета – журналистка Рейко Асакава (Нанако Мацусима), которая после загадочной смерти племянницы Томоко Оиси (Юко Такуэти) решает самостоятельно найти объяснение случившемуся, с недоверием относясь к типичному, как считает, городскому мифу о том, что после просмотра некой видеокассеты раздается телефонный звонок, а спустя неделю человек умирает с лицом, перекошенным от ужаса. Однако все предсказанное начинает сбываться и с самой Рейко — и она, преодолев первоначальный скепсис, понимает, что не осталось иного выбора, кроме как разобраться в причинах происходящего, попросив поддержку у бывшего мужа Рюдзи Такаяма (Хироюки Санада). Начатое расследование приводит Асакаву и Рюдзи в заброшенный дом, где много лет назад произошла трагедия: девушка по имени Садако (Риэ Иноу) была заживо погребена в глубоком колодце. Рейко осознает, что время почти истекло — и делает все, чтобы помочь душе невинно убиенной обрести покой. Однако после того, как герои, казалось бы, добились победы, вместо "хеппи-энда" происходят события, по сути, отменяющие все сделанное в фильме и возвращающие ситуацию в исходное положение.
Садако (в американской версии Самара) – призрак в центре проклятия, является одним из самых знаковых антагонистов ужасов всех времен. Ее способность выползать из телевизора по праву стала основным элементом фильма, хотя ее выход из колодца и другие моменты пугают не меньше.
Картина имела огромный кассовый успех, заработав в мировом прокате свыше $347 миллионов при бюджете в $1,2 млн.
Позже фильм был переснят в Южной Корее – "Звонок: Вирус" и в США – "Звонок" с Наоми Уоттс в главной роли. Однако ни один из римейков не переплюнул по атмосфере ужаса оригинал.
"Проклятие: Обида" (2002)
"Проклятие" (Ju-On: The Grudgen) – японский фильм ужасов, сценаристом и режиссером которого выступил Такаси Симидзу. Это третья часть серии "Проклятие" и первая, выпущенная в театральной версии (первые две были сняты непосредственно на видео).
Фильм состоит из нескольких сюжетных линий, объединенных только темой проклятия. У героев нет ничего общего. Среди них социальная работница Рика, семейная пара Кацуя и Кадзуми, сестра Кацуя Хитоми, детектив Тояма и его дочка-подросток Идзуми. Все истории связывает только дом и случайное присутствие любого персонажа в нем.
Одна из героинь – социальная работница Рика, которую нанимают для ухода за Сачи Токунаге, пожилой женщиной в кататонии. Рика обнаруживает тихий пригородный дом в состоянии беспорядка, а ее подопечная истощена и грязна, и больше никого нет дома. Пылесося, она находит семейную фотографию с вырезанным лицом жены. Наверху девушка слышит шаркающие звуки, доносящиеся из шкафа в спальне, который был заклеен скотчем. Рика снимает скотч и открывает дверь, когда слышит мяуканье. Внутри шкафа она обнаруживает черную кошку и маленького мальчика, которого она узнает по фотографии. В результате девушка погибает.
Позже выясняется, что в доме, где оказалась Рика, много лет назад произошла трагедия. Там мужчина убил свою жену Каяко, а судьба их шестилетнего сына Тосио осталась неизвестна, мальчик исчез. Умирая, женщина прокляла убийцу и место, где она встретила смерть. Теперь призрак несет смерть всем, кто осмелился приблизиться к его владениям и смерть семейства, обитающего теперь в этом доме, была лишь звеном в цепи кровавых убийств и таинственных исчезновений.
Одним из самых жутких приемов, использованных в фильме, – мяуканье призрака, которое пугает зрителя.
"Проклятие" (Ju-On) – это, во-первых, фантастический фильм во всех технических аспектах. Он в значительной степени опирается на напряженную и жуткую атмосферу, используя звук, освещение и дизайн декораций для создания преследующего чувства. Минималистский саундтрек с тревожными шумами и тщательное использование тишины усиливают напряжение, заставляя зрителей ожидать чего-то ужасающего даже в, казалось бы, обыденных сценах. А анахроничный монтаж делает его непредсказуемым просмотром.
Характер "Проклятия" также довольно знаковый, а жуткий молодой Тосио является одним из самых узнаваемых призраков фильмов в Японии и за ее пределами. В дополнение к сильному повествованию, которое создает правдоподобную сверхъестественную предпосылку мстительных призраков, хореография их движений близка к совершенству. Независимо от того, сидят ли они в углу или ползают под простынями, каждый вид этих сверхъестественных существ леденит кровь.
"Реинкарнация" (2005)
"Реинкарнация" – еще один фильм короля японского хоррора Такаси Симидзу. Вместо того чтобы выстраивать драматическую экспозицию перед погружением в ужас, картина пугает с самого начала и не останавливается.
Симидзу в этом хорроре применил немного другой подход. Играя с метаязыком, история следует за актрисой Нагисой Сугиурой, работающей над фильмом ужасов. Она снимается в картине "Воспоминания", основанной на реальном массовом убийстве, которое произошло в отеле 35 лет назад.
Девушке достается роль дочери спятившего профессора, который прикончил весь персонал, постояльцев, последними убил собственных детей и после покончил с собой. Снимая свои акты насилия на 8-миллиметровую видеокамеру, он наносил удары одной жертве за другой, пока они спасались бегством, лишив жизни в общей сложности 11 человек.
Во время подготовки к роли Нагису начинает преследовать призрак маленькой девочки и еще более пугающие видения, и она начинает думать, что как-то связана с жертвами массового убийства.
"Реинкарнация" затрагивает преследующую идею о том, что история повторяется, как на личном, так и на космическом уровне. Циклическая природа страдания, которую он исследует, сочетается с фирменными призрачными образами Симидзу и дезориентирующей повествовательной структурой, создавая фильм, который одновременно ужасает и заставляет задуматься. Концепция реинкарнации – это не просто сюжетный ход, а средство исследования того, как прошлое может продолжать преследовать, независимо от того, сколько жизней или личностей проживает человек.