После падения режима Башара Асада Кремль пытается сделать все возможное, чтобы сохранить свои военные базы в Сирии. И спасительной соломинкой в этом вопросе для Владимира Путина стал глава Чечни Рамзан Кадыров, пишет обозреватель отдела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко в статье «Соломинка для Путина. «Похоронит ли» Кадырова сбитый пассажирский самолет».
«После крушения режима Башара Асада Кремль всеми силами пытается сохранить свои военные базы в Сирии. Помешать этому может позиция нового сирийского руководства: Россия в течение последних девяти лет постоянно бомбила позиции боевиков организации «Хаят Тахрир аш-Шам», захватившей ныне власть в стране. Чтобы и дальше контролировать в Сирии ключевой для российской логистики пункт на пути в Африку и Ближний Восток, Путин хватается за любую возможность. Такой соломинкой для него стал глава Чечни Рамзан Кадыров», – пишет Кравченко.
В частности, по данным издания «Новая газета Европа», Кадыров должен наладить отношения между властями РФ и «Хаят Тахрир аш-Шам», а также добиться сохранения в Сирии российских военных баз. За это Путин поддержал главу Чечни в конфликте вокруг маркетплейса Wildberries, разгоревшегося в начале осени. Тогда стало известно о соглашении по слиянию крупнейшего российского маркетплейса Wildberries, которым владели супруги Владислава Бакальчука и Татьяны Бакальчук (ныне Ким), с оператором наружной рекламы Russ, главным бенефициаром которого называли дагестанского миллиардера и сенатора Сулеймана Керимова.
«Несмотря на то, что соглашение одобрил Путин, Владислав Бакальчук выступил против слияния и обратился за помощью к Кадырову. В результате произошли события, поставившие Северный Кавказ на грань вооруженного противостояния», – объяснил автор.
В частности, после стрельбы 18 сентября в московском офисе Wildberries и гибели охранников-ингушей Кадыров объявил кровную месть Керимову, а также депутатам Госдумы Ризвану Курбанову и Бекхану Барахоеву, которых обвинили в попытке заказать покушение на главу Чечни. После этого за Керимова демонстративно подписалось руководство Дагестана и лидеры дагестанских кланов.
«В настоящее время Москве нужно срочно решить вопрос с сирийскими военными базами, и если Кадырову это удастся, то ни одного Wildberries за это не жалко», – заявил источник «Новой газеты Европа».
Кроме того, при сохранении российских баз в Сирии Кадыров может получить долю в золотодобывающем бизнесе сенатора Сулеймана Керимова. Это будет своеобразной сатисфакцией за моральный вред, якобы нанесенный ему Керимовым во время конфликта вокруг Wildberries.
Кравченко объяснил, что Кадыров оказывает определенное влияние в арабском мире благодаря общим инвестиционным проектам, участию в восстановлении исламских святынь и существованию разветвленной чеченской диаспоры. В то же время эксперт Берлинского центра Карнеги Никита Смагин отметил, что «в целом российские шансы остаться в стране уже при новой власти выглядят не столь низкими».
«Многое будет зависеть от того, насколько в российском военном присутствии как альтернативе влиянию Турции и США будут заинтересованы в «Хаят Тахрир аш-Шам», – отметил Кравченко.
В то же время, автор добавил, что связи главы Чечни с арабами могут и не оправдать ожиданий. Кроме того, в Кремле далеко не всех устраивает, «чтобы Кадыров снова чувствовал себя особенным и важным».
«В то же время в экспертной среде не исключают, что Путин мог поручить Кадырову наладить и неофициальные контакты с таким членом НАТО, как Турция. Тем более многие считают, что говорить следует с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, ведь именно Анкара усилила свои позиции в Сирии», – говорится в статье.
В то же время, добавляет автор, российские анонимные ТГ-каналы пишут, что «замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко «активно ищет другого переговорщика для решения сирийского вопроса».
Ранее лидер исламистской группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХTШ) и фактический лидер Сирии Ахмед аш-Шараа заявил, что после свержения режима Башара Асада новые власти страны не хотят портить отношения с РФ. В частности, он назвал Россию «второй по мощи страной в мире» и заявил о «стратегических интересах» Сирии с Москвой.
В то же время, издание Bloomberg писало, что Москва приближается к заключению соглашения с новыми властями Сирии о сохранении своих важных военных баз. Россия хочет, чтобы ее войска остались в военно-морском порту в Тартусе и на авиабазе в Хмеймиме.