В конце октября Кабинет министров принял постановление № 1225 «О реализации экспериментального проекта по предоставлению субсидии на оплату стоимости или части стоимости найма (аренды) жилого помещения и компенсации части налога на доходы физических лиц и военного сбора», а 27 декабря расширил зону действия этого эксперимента на всю Украину. Государство намерено помочь ВПЛ с арендой жилья, компенсируя ее часть. Правда, эксперимент запланирован всего на два года.
Кто может получить субсидию?
Это лица, которые «переместились (повторно переместились) с территорий, включенных в перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированных Российской Федерацией».
Важно, что вспомнили о тех, кто переместился еще в 2014 году, ведь война началась девять лет назад, и тогда же у нас появились первые переселенцы из Донецка, Луганска и других городов и поселков Донбасса. Кое-кому из них пришлось повторно перемещаться от линии фронта.
Вместе с тем переселенцы могут претендовать на компенсацию аренды, только если у них нет собственного жилья площадью 13,65 кв. м (на человека). Кстати, это старая советская норма.
А вот дальше уже не смешно, потому что постановление Кабмина требует, чтобы поврежденное или уничтоженное имущество, которым владели переселенцы, было внесено в Реестр поврежденного или уничтоженного имущества либо чтобы относительно этого имущества был заключен акт комиссионного обследования и/или отчет по обследованию.
Хочется спросить у тех, кто это писал, понимают ли они вообще проблемы, связанные с оформлением документов для получения компенсации? И именно эти процедуры они требуют, чтобы выполнили переселенцы, которые претендуют на компенсацию за аренду. У них не всегда есть базовые документы, например, из-за того, что сгорели БТИ. А процедура получения акта комиссионного обследования очень непростая, к тому же техническое обследование требует денег, которых у этих людей просто нет. А самое главное — зачем объединять компенсацию за аренду жилья с документами о поврежденном или уничтоженном жилье в зоне боевых действий? Задача правительства помочь переселенцам где-то жить именно в тот момент, когда документов на компенсацию еще нет, потому что когда они есть, то зачем нужна аренда, если можно получить компенсацию и приобрести/восстановить собственное жилье?
Переселенцы живут сегодня, а не только в будущем, когда будет комиссионное обследование. Даже Международный реестр убытков отказался от требования о комиссионном обследовании, потому что это сложно и задерживает процесс.
Для получения субсидии стороны договора аренды подают заявление и одновременно подписывают договор найма, информация о котором вносится в базу данных договоров найма жилого помещения. К тому же стороны предоставляют документы о членах семьи и подтверждающие собственность на жилище. Заявление можно подавать как в Пенсионный фонд, так и в ЦПАУ.
Решение принимают в течение десяти рабочих дней, после чего нужно сообщить в соответствующие органы об изменении места жительства ВПЛ. Договор подписывают во время подачи заявления и деньги платят сразу.
Наниматели должны вносить арендную плату ежемесячно, но в договоре аренды сумма залога для компенсации повреждений имущества не предусмотрена. Хотя и написано, что арендаторы должны компенсировать повреждения. Впрочем, рынок недвижимости давно уже не верит таким декларациям и требует какую-то сумму в залог. Почему ее нет в договоре, непонятно.
Сколько можно арендовать?
Кабмин воспользовался статистическими данными об аренде жилья в январе 2024 года, которые определили стоимость квадратного метра аренды — 196,3 грн в однокомнатной квартире. Вместе с тем на домохозяйство (семью) на одного человека — те же 13,65 кв. м, умноженные на количество человек в семье, но не больше, чем площадь жилья, которое сдается в аренду. Минимальная норма — 35,22 кв. м, а максимальная площадь может составлять 130 кв. м в квартире и 230 кв. м в индивидуальном доме.
Конечно, средняя стоимость аренды жилья некорректна, потому что простой подсчет аренды однокомнатной квартиры площадью 35,22 кв. м дает 6914 грн/месяц. В Киеве такой аренды уже давно нет, это, скорее, не средняя цена, а больше близкая к минимальной. Не спасают ситуацию и корректирующие коэффициенты.
Чтобы компенсировали 130 кв. м, в семье ВПЛ должно быть девять-десять человек, потому что максимальный размер площади для компенсации определяется умножением количества членов семьи на социальную норму в 13,65 кв. м. То есть мать с двумя детьми сможет получить компенсацию лишь за 41 кв. м, а пара преклонного возраста — за минимальную площадь в 35,22 кв. м.
Но и это еще не все ограничения, поскольку из этой аренды высчитывают так называемый размер обязательного платежа, который зависит от совокупного дохода семьи.
Например, если у двух человек преклонного возраста с минимальной пенсией доход составляет 2725х2=5450, то упрощенно (без учета коэффициента дохода домохозяйства) минимальный платеж должен быть 5450х0,3=1635 грн. В таком случае субсидия будет составлять 4425–1635=2790 грн.
Впрочем, в случае совершения покупок на сумму, превышающую 100 тыс. грн, таких как автомобиль, наличия на депозите суммы свыше 100 тыс. грн либо же покупки валюты или драгоценных металлов на протяжении периода получения субсидии ее выплаты прекращают.
Также субсидию не назначают либо отменяют ее, если установлен факт родственных связей между нанимателем и наймодателем.
Компенсация наймодателю
Пенсионный фонд в период предоставления нанимателю в аренду жилого помещения ежеквартально перечисляет наймодателю компенсацию, которая включает перерасчет НДФЛ и военного сбора, которые наймодатель должен платить самостоятельно ежемесячно.
Идея хорошая — компенсировать (ежеквартально) налоги, которые платит наймодатель (ежемесячно), но чтобы не гонять деньги туда-сюда, перекладывая их из левого кармана в правый, возможно, лучше было бы отменить наймодателю НДФЛ и военный сбор по этим договорам?
«Субсидия на наем жилья назначается на шесть месяцев, но не более чем на два шестимесячных срока подряд до окончания срока реализации экспериментального проекта». И что тогда делать? Ответа в постановлении нет.
Вдобавок к субсидиям на аренду жилья ВПЛ могут назначить субсидию на коммунальные услуги согласно действующему Положению о порядке назначения жилищных субсидий (постановление № 848 от 21 октября 1995 года) и Порядку предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг (постановление № 373 от 17 апреля 2019 года).
Начисление субсидий для ВПЛ ничем не отличается от аналогичных действий для других граждан Украины. Только непонятно, будет ли учитываться при этом минимальный платеж за аренду из совокупного дохода граждан.
***
Идея предоставлять субсидию на аренду жилья для ВПЛ как таковая очень хороша, но на этом пути сегодня много препятствий и ограничений. И уж точно не следует связывать представление документов об уничтоженном/поврежденном имуществе с получением субсидий на проживание. Как уже отмечалось, представление документов в некоторых случаях может быть длительной и непростой процедурой, а людям надо где-то жить сегодня, так что это требование желательно отменить.
Конечно, размер субсидии не позволит арендовать квартиру в столице, но в небольших райцентрах или поселках, наверное, это удастся сделать. Также важно не ограничиваться двумя шестимесячными сроками аренды, потому что Большая война у нас идет уже почти три года и пока что конца ей не видно.
Часто говорят, что у правительства нет денег на компенсацию. Однако на самом деле деньги нужны только для первого шага — профинансировать помощь, а дальше международные благотворительные организации это компенсируют. Да, они не хотят давать деньги авансом. Но затраты на переселенцев благотворители возмещают без проблем, просят лишь отчитываться за потраченные средства.