Со 2 января в украинском прокате стартовал готический фильм ужасов «Носферату». Это ремейк легендарной классики хоррора в целом и немецкого экспрессионизма в частности — картины далекого 1922 года «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау. Переосмыслить её осмелился известный хоррормейкер Роберт Эггерс («Ведьма», «Маяк»), а воплощать на экране древнее зло доверили Биллу Скарсгарду, который после Пеннивайза и Ворона уже не впервой примеряет образ таинственного инфернального существа. В рецензии ниже рассказываем, как выглядит новейшая версия старой как мир истории.
Плюсы:
отличная техническая составляющая — музыка, грим, костюмы, стильный мрачный сеттинг и т.д. — все выполнено на высшем уровне; замечательные актерские работы; история полностью работает в жанре жуткого готического хоррора; кульминационная сцена выглядит великолепно;
Минусы:
тягучее, присущее кинематографу Эггерса неторопливое повествование, кому-то может не понравиться;
«Носферату» / Nosferatu
Жанр готический фильм ужасов
Режиссер Роберт Эггерс
В ролях Билл Скарсгард, Лили-Роуз Депп, Николас Холт, Аарон Тейлор-Джонсон, Эмма Коррин, Виллем Дефо, Ральф Айнесон, Саймон Макберни, Стейси Тьюнс
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2025
Сайт IMDb, официальный сайт
1838 год. В небольшом немецком городке Висбурге живет молодая семейная пара Томас и Элен Хаттеры. Стараясь оправдать доверие своего начальника Нока, мужчина принимает предложение заключить сделку на продажу заброшенного поместья с неким графом Орлоком, живущим среди величественных Карпатских гор в Трансильвании. Однако, чтобы договор между сторонами действительно состоялся, Томасу придется лично отправиться в гости к графу и непосредственно там уладить все дела с бумагами.
Тем временем после отъезда мужа с Элен, которая осталась переждать отъезд любимого у друзей, начинают происходить странные вещи — её состояние здоровья стремительно ухудшается, однако обычная медицина оказывается бессильной. Пока врач пытается помочь несчастной женщине, Нок, который, кажется, свехнулся, сообщает, что на город надвигается зловещая тьма, и спастись от неё не удастся никому.
О том, что Роберт Эггерс, несомненно, выдающийся хоррормейкер современности, возьмется за ремейк «Носферату. Симфонии ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау стало известно в 2015 году. Но тогда, ещё даже перед выходом его дебютной «Ведьмы», о постановщике мало кто знал. И сам он признавался, что не хочет браться за такую ответственную миссию на раннем этапе карьеры. Так что в своем готовом виде картина добирается до украинского зрителя почти через 10 лет после анонса, когда у Эггерса уже есть необходимый опыт и хорошая репутация. После просмотра можно смело сказать, что ожидания явно того стоили.Теперь уже сложно поверить, что немая нетленка 1922 года могла не сохраниться до наших дней. Фридрих Вильгельм Мурнау очень хотел экранизировать роман Брэма Стокера «Дракула» (1897), однако вдова писателя не дала согласия на реализацию этого замысла. Тогда режиссер, который не желал отказываться от идеи киноадаптации, прибег к правкам в сценарии, изменив имена героев, некоторые события и переместив действие из Англии 1890-х в Германию 1930-х. Но и это не спасло создателей от судебного иска, который в итоге привел к постановлению суда уничтожить все копии фильма.
Слава Богу, совершить это преступление против кинематографа все же не удалось, и несколько копий сохранилось. Иначе мир бы потерял один киношедевр, не получил бы культовый вампирский образ Макса Шрека, и, как следствие, тогда бы не появился ремейк Вернера Херцога «Носферату — призрак ночи» (1979) и, собственно, не случилась бы и эггерсовская версия.
Новейший «Носферату» — незабываемый киноопыт, который, по понятным причинам, отличается от опыта просмотра оригинала, но по своей силе гипнотического воздействия на зрителя ничуть не уступает ему.
Эггерс и его команда выполнили поистине выдающуюся работу. Это кино, в котором отлично работают с антуражем, с атмосферой, со светом-тенью, с цветовым наполнением кадра, с мизансценами, со звуком и т.д. Не преувеличением будет сказать, что по своей форме, в частности, визуально (что для такого искусства, как кинематограф, крайне важно), «Носферату» — идеальный фильм, когда всё работает на историю и на то, чтобы она максимально качественно реализовалась в заявленном жанре. Даже такой заезженный прием, как скример, здесь подается сильно дозировано и в нужных местах, не выглядя вопиющим моветоном. Поэтому и срабатывает.
Камера Джарина Блашке, постоянного оператора во всех полнометражках Эггерса, то умело ловит крупные планы персонажей, то захватывающе снимает мрачные пейзажи, то плавным движением ведет в нужном направлении (чего стоит сцена с тенью руки карпатского кровопийцы, которая будто пленила весь город). В какой-то момент в кадре появятся две маленькие близняшки, словно списанные с культовых детских образов в «Сиянии» Стэнли Кубрика.
При этом как сценарист Эггерс не забывает наделить свое детище некоторыми смыслами, грамотно смещая акценты по сравнению с предшественником. Особенно это касается Элен Хаттер.
Здесь героиня Лили-Роуз Депп борется не только с тогдашними суевериями и предрассудками, но и с собственной одержимостью таинственной сущностью. Та вызывает у девушки враждебность, однако в то же время и гипнотизирует, притягивает к себе, вызывает необъяснимое влечение. Не зря питье крови вампиром недвусмысленно віглядит как половой акт, правда, оно предполагает, что для одной из сторон, которые сольются в смертоносном экстазе, этот абсолютно интимный ритуал рискует стать последним.
Носферату в этой истории символизирует саму смерть, и его прибытие в сонный немецкий городок означает приход чумы, которая распространяется с невероятной скоростью. Парадоксальным образом противостоять этой напасти в гниющей плоти можно лишь в том случае, если признать смерть, покорно принять её холодные объятия.
Билл Скарсгард в образе носферату существенно отличается от вампира Макса Шрека и больше напоминает мертвяцкую версию другого образа, который не в последнюю очередь ассоциируется с Украиной. Впрочем, даже в неузнаваемом гриме чувствуется мощная актерская харизма, а также отдельно отметим, что Скарсгард провел серьезную работу с голосом. Лили-Роуз Депп выдает, пожалуй, лучший перформанс в карьере, мастерски исполняя любые дикие прихоти режиссера.Николас Холт также кажется уместным в роли Томаса Хаттера. Изображенный актером невыразимый страх, когда его герой оказывается в замке графа и знакомится с ним, передается и зрителю; здесь главное не вспоминать, что Холт в позапрошлом году играл слугу Дракулы в легкомысленном «Ренфилде». Еще более уместным выглядит немного помешанный профессор Альбин Эберхард фон Франц в исполнении непревзойденного Уиллема Дефо — этакий аналог Ван Хельсинга из романа Брэма Стокера. И как здесь не вспомнить о перевоплощении самого Дефо в графа Орлока в «Тени вампира» (2000) — картине, посвященной истории съемок бессмертной классики Мурнау.
«Носферату» Роберта Эггерса справедливо называют одним из лучших фильмов 2024 года (а для автора этих строк он вообще стал лучшим), поскольку это прекрасный новогодний подарок не только для поклонников жанра и оригинала, но и для всех ценителей искусства движущихся картинок. И еще одно напоминание о том, что даже после самой темной ночи обязательно наступит спасительный рассвет.
Вывод:
Что-то подсказывает, что создателям оригинального «Носферату. Симфония ужаса», будь они живы, не было бы стыдно за своих последователей.