Судоремонтные верфи ЕС обслуживают российские танкеры ледового класса, позволяя Москве продолжать транспортировку газа через Арктику несмотря на западные санкции в отношении энергетического сектора.
По данным Financial Times, без технического обслуживания, которое предоставляют верфь Damen в Бресте (Франция) и Fayard A/S в Дании, российский завод Ямал СПГ сталкивался бы с трудностями в поставках газа на важные рынки зимой, когда цены на газ в северном полушарии наивысшие, передает Экономическая правда.
По данным спутниковых снимков и трекинга заходов судов от аналитической компании Kpler, эти верфи обслуживали 14 из 15 специализированных танкеров Arc7, которые транспортируют газ с российского Ямал СПГ. Некоторые суда посещали верфи несколько раз.
"Если бы эти верфи стали недоступными, вся логистическая операция оказалась бы под угрозой", — сказал Мальте Гумперт, эксперт по арктическому судоходству из High North News, который отслеживает движение этих судов. "Они могли бы найти другое место для обслуживания, но это значительно отклонило бы их от маршрута".
Восемь танкеров обращались к верфи в Бресте, а девять проходили техобслуживание в датской верфи с момента полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года. Большинство этих судов принадлежат энергетическим и судоходным компаниям, включая греческую Dynagas.
Damen подтвердила, что обслуживала "несколько судов, связанных с транспортировкой российского СПГ", но подчеркнула, что это "строго соответствовало европейскому санкционному законодательству" и что она "не имеет отношения к выбору грузов судоходными компаниями". "В ближайший период ремонт этих СПГ-судов не планируется", — добавили в Damen.
Сокращение импорта российского газа является центральной политической целью Европейской комиссии. Однако планы ЕС свести использование российских ископаемых топлив к нулю до 2027 года оказались под угрозой из-за увеличения импорта российского СПГ, большинство которого поступает с Ямала.
Деятельность этих судов и верфей не подпадает под санкции из-за исключения для транспортировки энергоносителей и того, что эти суда не плавают под российским флагом. Специализированные танкеры не смогли бы распространять груз без технического обслуживания и экспертизы европейских верфей.
Единственный танкер, не обращавшийся ни к одной из этих двух верфей, — это Christophe de Margerie, который принадлежит российской компании "Совкомфлот", находящейся под санкциями.
16 декабря ЕС ввел санкции против самого судна — первый случай, когда блок ввел ограничения в отношении операций Ямала. США уже наложили несколько волн санкций на проект Ямал.
Невозможность Christophe de Margerie получить доступ к европейским верфям вывела его из эксплуатации на шесть месяцев, что демонстрирует зависимость танкеров Arc7 от европейских знаний и запчастей.