Одной из первых налоговых инициатив власти в 2025 году стала идея отменить безналоговый лимит в 150 евро на коммерческие посылки из-за границы для украинцев и ввести уплату 20% НДС от нуля евро.
Инициативу озвучил глава комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, который, ссылаясь на требования и даже авторство нескольких бизнес-ассоциаций, зарегистрировал соответствующий законопроект №12430, призвав коллег по парламенту поддержать эту идею.
Но пока депутаты только размышляют над тем, поддержать ли указанную инициативу, в социальных сетях развернулась горячая дискуссия.
С одной стороны, украинцы возмущены, считая, что власть в очередной раз лезет в их карман, лишая доступа к дешевым товарам. А с другой — выступили экономические эксперты и представители бизнеса, которые, демонстрируя аналитику и цифры, пытаются убедить всех в необходимости такого налогообложения, как инструмент защиты украинских производителей и ритейла.
Власть, со своей стороны, видит в этой инициативе десятки миллиардов гривен поступлений в бюджет.
Свою позицию выразили почтовые операторы и причастные к работе таможни эксперты, которые считают почтово-таможенную инфраструктуру не готовой к администрированию такого налога и называют нереалистичной идею переложить уплату НДС на международные маркетплейсы. Вместо денег в бюджет получим коллапс на почте и таможне, говорят они.
Ситуация складывается действительно непростая, ведь, с одной стороны, мы идем в ЕС, где налоги платят с посылок от нуля евро. И это нормально и мы от этого никуда не денемся.
А с другой — в Украине идет война, во время которой онлайн-шопинг стал, без преувеличения, инструментом обеспечения как фронта, так и тыла. На посылках со всего мира держатся волонтерское движение, производство дронов и РЭБов, энергетическая независимость украинцев и другое. Введение на все это дополнительных плюс 20% НДС будет означать минус 20% эффективности и необходимость собирать плюс 20% донатов.
Да и вообще, с посылок ли стоит начинать борьбу за права белого бизнеса? Неужели это действительно главная проблема?
Давайте попробуем объективно посмотреть на эту инициативу со всех сторон, сопоставить факты и, учитывая все ЗА и ПРОТИВ идеи нулевого налогообложения посылок, понять целесообразность введения такой нормы.
Почему посылки стали проблемой
Для украинцев посылка из-за границы уже давно не чудо, а норма жизни.
Технологический и цифровой мир превратил трансграничную торговлю в быстрый и удобный инструмент контакта производителя и покупателя, поэтому заказать любой товар из любой точки мира иногда быстрее и удобнее, чем сходить в ближайший супермаркет за продуктами. И это факт.
Три клика на сайте, оплата, введение адреса доставки — и уже через несколько дней курьер стучит в ваши двери с вожделенными кроссовками, витаминами или гаджетом. Чистый кайф для онлайн-шопоголиков, которых ежегодно становится все больше, а «посылочный» бизнес превратился в отдельное направление е-коммерса.
Последняя статистика ввоза посылок на территорию Украины дает отличное представление о масштабах этого явления.
Исходя из нее, в 2024 году украинцы получили почти 73,5 млн посылок на более чем 120,5 млрд грн.
Цифры выглядят космическими и имеют тенденцию не просто к росту, а к почти ежегодному удвоению. Так, в 2023 году посылок было 52 млн на 62 млрд грн, а в 2022-м в Украину въехало около 31 млн посылок на 32 млрд грн. То есть за три года войны количество посылок выросло в 2,5 раза, а их стоимость — в четыре, с 32 млрд грн в 2022 году до 120,5 млрд грн в 2024-м.
120 млрд грн — это почти три миллиарда долларов, которые уходят из страны иностранным продавцам и производителям и с которых государство не собирает почти никаких налогов.
По крайней мере так нас пытаются убедить инициаторы законопроекта, которые, опираясь на эти цифры, и инициируют введение НДС на посылки не от 150 евро, а от нуля. Все, как в ЕС.
Аргумент выглядит мощным, но давайте разберем эту статистику и посмотрим на реальный масштаб проблемы.
«Когда власть говорит, что налогом на посылки должна защитить украинский бизнес, то нужно переспросить, что имеется в виду под термином «украинский бизнес».
Речь идет о ритейле «купи-продай китайский товар» или реальном производителе в Украине, производящем продукт с добавленной стоимостью, имеющем реальные производственные мощности, а не ангары для хранения китайских товаров?
Начнем с того, что с более чем половины от этой суммы в 120 млрд грн государство имеет неплохой профит в виде пошлины и налогов.
Рассмотрим распределение посылок по количеству и их стоимости.
Так, из общего количества в 73,5 млн посылок 99% приходится на недорогие посылки ниже безналогового лимита в 150 евро (72,9 млн на почти 59 млрд грн). А это менее 50% от общей суммы. Средняя стоимость таких посылок составляет 800 грн.
На оставшийся 1% по количеству (601 тыс. посылок) приходится 61,6 млрд грн. Поэтому средняя стоимость каждой приблизительно 102 тыс. грн, что далеко за пределами безналогового лимита.
Интересные цифры, согласитесь.
Получается, что 1% посылок в деньгах занимает более 50% общей суммы и состоит из действительно дорогих отправок, облагаемых налогами по ставке 10% пошлины плюс 20% НДС. То есть свои 32% из суммы в 61,6 млрд грн государство уже получает. А это 19,8 млрд грн.
Теперь же, снизив порог уплаты НДС до нуля, власть планирует обложить налогом и дешевый сегмент международных отправок, которых по количеству 99%, а по стоимости менее 50%.
Аргумент налогообложения концептуально правильный, ведь, как я уже заметил, в ЕС этот порог составляет нуль евро. В США, надо отметить ради справедливости, — это 800 долл.
А вот Турция снизила в 2024 году этот лимит до 30 евро и установила защитные пошлины в размере до 60% на некоторые товары. Таким путем идет весь мир, защищая экономику страны и своих производителей, поэтому мы, двигаясь в ЕС, точно придем к нулевой ставке.
И мы идем по этому пути уже шесть лет. Но делая периодически шаг назад.
Еще летом 2019-го, после горячих дискуссий в украинском парламенте и экспертной среде, лимит был снижен со 150 до 100 евро. Бизнес тогда требовал снижения до 40 евро, но решились только до 100.
Однако весной 2022 года, во время войны, безналоговый лимит вернули к 150 евро, а теперь снова хотят снизить, причем радикально — до нуля.
Внезапное изменение позиции власти объясняется давлением на нее бизнеса, который в формате разных ассоциаций нашел аргументы и точный момент поднять тему защиты экономики от безналоговых товаров с китайских маркетплейсов.
В одном из писем от бизнес-сообществ, опубликованном Даниилом Гетманцевым, так и сказано: «По результатам встречи президента Украины с представителями бизнеса 27 декабря 2024 года были приняты решения…» (см. документ).
Очевидно, что, увидев системный рост количества онлайн-заказов и потраченные украинцами 120 млрд грн, украинский ритейл решил попытаться перенаправить поток этих денег с китайских площадок к себе в магазины. Мол, мы продаем то же, но платим при этом налоги. Защитите нас. И власть планирует защищать. Но актуально ли это?
До 60% посылок обеспечивают фронт и тыл, а рост их количества — результат войны, а не жирования украинцев.
Я уже указал в начале, что на посылках из-за границы, чаще всего из Китая, сегодня держатся как фронт, так и тыл. Большая часть комплектующих для производства дронов и РЭБов едет именно посылками, которые заказывают не только волонтеры, но и бойцы на передовой.
В тылу именно на посылках построена энергетическая стойкость украинцев. Павербанки, инверторы, аккумуляторы и солнечные панели, электрические грелки и газовые горелки, фонарики и прочее… Перечислять можно очень долго, и это все в основном будут товары, производства которых в Украине нет, но они критически необходимы. И они есть в Китае и не за все деньги мира. Конечно, купить их можно и в Украине, но в разы дороже и у тех, кто на перепродаже этих товаров построил целый бизнес.
Недавно знакомый боец (за собственные средства) заказал в Китае 3D-принтер для печати хвостовиков для сбросов с дронов. И его привез почтовый оператор в прифронтовое отделение оператора доставки.
У каждого, думаю, таких примеров много. Все они именно о потребностях фронта или безопасности тыла. Если посчитать приблизительное количество таких заказов, а мы это сейчас сделаем, то можно понять, что налог на посылки на этом этапе — инициатива так себе.
Итак, считаем.
Из своей старой публикации в 2018 году на тему посылок я взял статистику почтовых и экспресс-отправок ГФС за 2014–2017 годы и наложил ее на статистику 2022–2024 годов. Итак, в Украину въехало:
- в 2014 году — 4,3 млн посылок на 7,7 млрд грн (491 млн евро);
- в 2015-м — 18,3 млн посылок на почти 19 млрд грн (781 млн евро);
- в 2016-м — 30,1 млн посылок на 33,6 млрд грн (1,18 млрд евро);
- в 2017 году — 29,2 млн посылок на 39,8 млрд грн (1,32 млрд евро).
Из этой статистики можно увидеть, что в 2016-м и 2017 годах — такое себе плато по количеству и стоимости посылок, заказанных украинцами.
И эти цифры можно сравнить со статистикой первого года войны, поскольку в 2022-м в Украину въехало 31,5 млн посылок на 33,5 млрд грн. Это почти соответствует показателям 2016-го и 2017 годов.
Конечно, в 2022-м уже поехали тысячи посылок для фронта и потребностей тыла, но параллельно с этим миллионы украинцев из страны выехали.
В 2023-м и 2024-м, как мы помним, количество посылок и их стоимость ежегодно почти удваивались и вышли на 120 млрд грн и 73,5 млн штук. При этом количество украинцев, выехавших из страны, только росло.
Из этого может следовать, что рост объемов посылок в 2023-м и 2024 годах — это именно последствия войны, а не лакшери-жизни украинцев. В процентах это может составлять до 60. Цифра, конечно, приблизительная, но недалека от истины.
Этот объем «посылок войны» нам предлагают обложить налогом в 20% (НДС), что выглядит очень недальновидно, ведь в таком случае мы уменьшаем на 20% эффективность использования средств. Нам надо будет собирать на 20% больше донатов, а их, скорее всего, больше не будет, поэтому упадет именно эффективность.
Вспомним, что летом 2024-го правительство отменило уплату НДС на импорт энергогенерирующего и энергосберегающего оборудования, чтобы украинцы могли обеспечить себя хоть какими-то светом и теплом. Теперь же часть этого сегмента планируют, наоборот, обложить НДС.
Заявления о том, что у нас для дронов и энергогенерирующего оборудования отменена уплата импортной пошлины и НДС, в этом случае не работает, потому что не существует инструмента для выделения таких товаров в посылках.
Я проконсультировался с представителями почтовых операторов, заявивших, что согласно концепции закона налог в 20% должен взимать отправитель (китайский или другой онлайн-магазин), на который мы каким-то образом должны возложить обязательство не просто налог взимать, но еще и начать разделять и отделять товары для военных и энергетических потребностей от остальных. Этого никто не сможет реализовать.
Этот аккумулятор едет на дрон или на игрушечный автомобиль? Как их отличить, если это один и тот же аккумулятор?
Кто это будет делать? Правильно. Никто.
Особенно интересно посмотреть, как возложить такое распределение на Китай, и так блокирующий нам военные направления. В частности, те же дроны. А тут мы сами подскажем, какие комплектующие у нас задействованы в обороне.
Абсурд.
А если продажа происходит не напрямую, а через посредников и «прокладки» ради безопасности цепочки поставок? А оборудование, которое мы завозим не целостно, а в посылках в виде запчастей? Поэтому налогообложения здесь не избежать.
Следовательно, все, что поедет в посылках, будет облагаться НДС, и этот НДС будут взимать и с 3D-принтера для хвостовиков на сбросы, и с аккумулятора, и с камеры на FPV. Со всего.
Нужно ли, понимая это, вводить налогообложение посылок с нуля евро именно сейчас, а не отложить это на момент окончания войны, — вопрос уже к парламентариям, но аргумент обеспечения посылками потребностей фронта и энергетического тыла учесть точно необходимо.
Кто страдает от безналоговых посылок — реальные производители или спекулянты?
Когда власть нам говорит: «Налогом на посылки мы должны защитить украинский бизнес», то надо переспросить, а что имеется в виду под термином «украинский бизнес»?
Речь идет о ритейле «купи-продай китайский товар» или реальном производителе в Украине, который создает рабочие места, производит продукт с добавленной стоимостью, экспортирует его и имеет реальные производственные мощности, а не ангары для хранения китайских товаров?
С большим уважением к «Розетке», «Авроре» и монополии «Эпицентра», но такую модель площадок перепродажи чаще всего китайских товаров никак нельзя поставить в один ряд с бизнесом, который что-то действительно производит и реально нуждается в защите со стороны государства.
Или можно, например, сравнить между собой сеть магазинов «Аврора» и сеть фирменных магазинов «Ярослав», которые, в отличие от первых, продают не сборные китайские грузы, а исключительно произведенные на собственных мощностях товары легкой промышленности и макароны собственной макаронной фабрики?
Обе компании — это бизнес. Обе создают рабочие места, платят налоги, вкладываются в маркетинг и т.д. Но «Ярослав» развивает экономику и производства Украины, инвестируя средства в оборудование и мощности производства, а «Аврора» развивает экономику Китая, отправляя миллиарды гривен в его бюджет.
И получается, что проблема посылок украинцев, научившихся покупать товары напрямую в Китае, Британии и США, — это проблема не столько реальных украинских производителей, сколько сегмента бизнеса, который построен на схеме перепродажи иностранных товаров и хочет иметь монополию на эту перепродажу.
Именно этот бизнес, защищая свою модель работы, голосом разных бизнес-ассоциаций и лоббирует введение налогов на посылки, ведь им не нужно, чтобы украинцы покупали дешевле там. Они хотят, чтобы китайские товары покупали дороже здесь.
А это как-то не очень справедливо по отношению к покупателю, учитывая маржу, с которой это делают украинские площадки, и отсутствие экономических границ для товаров. Я о возможности украинцев увидеть реальную стоимость товара у производителя и купить его.
Вот несколько таких примеров для понимания.
Простой вопрос: почему украинский покупатель, когда видит, что один и тот же товар стоит в Украине в три-пять раз дороже, чем в Китае, должен покупать его здесь, у перекупщика, а не там, где дешевле?
За что он должен переплачивать, и почему те, кто зарабатывает на перепродаже таких товаров, хотят его ограничить?
Похоже, что ритейл хорошо научился лоббировать свои интересы в политических кругах, но он должен учитывать и реалии мира, в котором он теряет географическую эксклюзивность доступа к покупателю. И вести борьбу за ваши деньги он должен не только агрессивным маркетингом, но и адекватной ценой.
А тут выдерживать конкуренцию ему очень сложно. Поэтому и возникла идея о налогах на посылки.
Проблема не там, где ее ищут
Давайте откровенно. Концепция налогов на посылки никак не решает вопрос, в который эту тему заворачивают, дескать, «все это для защиты бизнеса». Реальные проблемы белых коммерсантов — не почтовые отправки людей, а промышленная контрабанда на границах.
Полные фуры китайской обуви, мобильных телефонов, турецких курток и штанов, китайской посуды и ювелирных украшений, подделок мировых брендов и бытовой химии. Когда все это без уплаты налогов караванами едет в Украину, растекаясь не только по рынкам, но и по торговым центрам и даже бутикам.
При этом с этих товаров государство не видит налогов ни во время «схемного» импорта, ни во время не менее схемных продаж. Но валюта из страны вытекает рекой. И это действительно катастрофа национального масштаба.
Как считаете, украинский производитель обуви фабрика Mida больше пострадает от заказанной мною пары брендовой обуви из Европы или от торговых центров, забитых магазинами турецкой и китайской обуви, которая заехала по контрабандным схемам через таможню и продается сетями ФЛП дешевле, чем себестоимость легального производства пары обуви в Украине? Думаю, ответ очевиден.
Если интересно, посмотрите для понимания мой большой довоенный материал на тему производства обуви в Украине.
С электроникой вообще катастрофа.
В 2024 году с привлечением всех правоохранительных органов, вместе с налоговой и народными депутатами, под надзором посольства США мы пытались преодолеть нелегальный рынок Apple в Украине.
Преодолели так, что с 20 сентября — момента старта продаж iPhone16, и до середины декабря в Украину было официально импортировано 17 000 iPhone16. При этом были активированы мобильными операторами 101 000 штук.
И если из 101 000 iPhone16 только 17 000 официально импортированы, значит, 84 000 активированных устройств были ввезены и проданы в Украине нелегально. 80% iPhone16 в «тени». И это бренд, на защите которого стоят серьезные люди. И по результатам этих активностей ни одна из сетей сбыта нелегальных «яблок» не закрылась. Все эти «Ябко», Stylus, iStore и другие как работали, так и работают.
А теперь представьте себе объем нелегального, или кратно заниженного в стоимости, китайского электронного мусора? Никто не представляет, поскольку, чтобы это считать, то кого-то эта проблема должна волновать. А кого она будет волновать, если на этом все только зарабатывают?
Поэтому очередная концепция борьбы за интересы белого бизнеса касается не направления «там, где воруют», а направления «там, где легче взять эти налоги». С посылок людей.
Таможня не готова к решению почтовой проблемы
Давайте вернемся в самое начало нашего материала и напомним тезис, что само по себе налогообложение посылок — инициатива в перспективе правильная, и никуда мы от нее не убежим. Защита внутренних экономических границ от иностранных товаров, объем которых растет, — необходимая вещь, которую внедряют всюду. Но, во-первых, начинать надо не с этого, а с предыдущего раздела, то есть с контрабанды и таможни, а во-вторых, само внедрение — технически сложная штука.
Для такого шага нужно построить соответствующую таможенную инфраструктуру, которой, к сожалению, в Украине до сих пор нет. Речь идет о современной таможне с новейшими системами контроля и таможенниками, способными обрабатывать такой поток посылок.
Вы не задумывались над тем, а почему именно 150 евро — порог безналоговых посылок?
Это граница убыточности для государства проводить проверку, сопровождать растаможивание посылки и тратить время таможенника. То есть все эти действия относительно посылки менее 150 евро принесут стране не доходы, а убытки, и вызовут коллапс.
Почему так? Потому что хотя автоматизация и цифровизация на нашей таможне и развиваются, но сейчас ей очень далеко от способности обрабатывать дешево такой массив посылок.
Приверженцы снижения лимита до нуля убеждают, что все эти проблемы теперь не проблемы, ведь их идея нулевого налогообложения базируется на внедренной в ЕС системе Import One Stop Shop (IOSS), когда международные торговые площадки и магазины самостоятельно платят НДС за покупателей, закладывая это в стоимость товара. Таким образом, с европейских таможен снимается нагрузка по проверке миллионов посылок и ручному администрированию уплаты НДС.
Идея крутая, но необходимо, чтобы мировые игроки ритейла на нее согласились. А что будем делать, если не согласятся? Примем закон, а потом будем думать, как реализовывать? Например, Amazon нам говорит: нет. Какой у нас план «Б»? Запретим его в Украине?
А небольшие магазины и сайты? Как быть с ними?
Вряд ли они согласятся на предложенный формат сотрудничества. Как говорят, «нахиба оно им нужно» еще платить наш НДС. Поэтому досматривать и проверять будем вручную.
По «Укрпочте» на сегодняшний день 92% посылок имеют стоимость менее десяти долларов. Вы представляете, что на досмотр каждой нам понадобится один таможенник и двое сотрудников почты, десяток листов бумаги и часы времени и проверок. И чтобы что? Чтобы обложить налогом рыболовные крючки за три доллара и взять НДС 20 грн?
Это будет паралич системы.
Очень четко описал эту проблему экс-руководитель ГТСУ Макс Нефедов, заметивший, что сейчас нет механизма проверки стоимости товаров в посылках, а ручная проверка каждой, которую будет обязан провести таможенник, превратит в ад жизнь как таможни, так и покупателей.
Приехала коробка обуви. Сколько стоят такие кроссовки, если во вложении нет чека или он явно занижен? Таможеннику нужно проверять каждую посылку, ведь ошибка в стоимости уменьшит налогообложение, а это убытки государству и прямой путь к уголовной ответственности.
Сколько у нас там посылок было в 2024 году? Более 73 млн штук? Открываем каждую и проверяем. Коллапс…
Но и кроме этого, в почтовой теме есть немало других подводных камней. Например, не указана реальная стоимость товаров или отправлены новые товары под видом бывших в употреблении.
Десятки тысяч коммерческих посылок едут от байеров в ЕС как бывшие в употреблении вещи и проходят по документам как частные пересылки от одного человека к другому. Как это поймать?
Тот же Украинский совет бизнеса констатирует, что из 100 крупнейших получателей посылок 81 человек получил за девять месяцев 2024 года 18 765 посылок. Это очевидно коммерческие посылки под прикрытием частных пересылок.
Так же делают и некоторые китайские продавцы, которые по вашей просьбе указывают фиктивную, заниженную, стоимость или тоже делают частную пересылку. И доказать противоположное, как и обложить налогом все это, почти невозможно.
А почтовая контрабанда?
В 2018 году я публиковал уникальные данные: направил запрос в Минфин Польши о количестве посылок, отправленных польскими операторами в Украину, и запрос в ГФС, сколько посылок заехало к нам из Польши. Вы удивитесь, но в 2017-м поляки отправили нам 15 млн посылок, а заехало к нам от них 45,5 млн. В три раза больше!
Как такое возможно? Это называется «почтовая контрабанда», когда из Польши в Украину выезжает фура коммерческого товара, а на границе под нее подкладывается пакет документов о том, что это просто посылки людей. А поскольку в пункте пропуска почтовые грузы не проверяют, то фура спокойно пересекает границу без растаможивания. Красиво?
Я не знаю, насколько эта схема продолжает существовать, но, учитывая количество участников реестра почтовых операторов, а их там более 200, то возможно все.
Вывод
В третий раз скажу, что тема налогообложения посылок с нуля — история, которую мы точно введем и никуда от этого не денемся. Но делать это нужно, учитывая реалии войны, состояние таможни и приоритетность проблем.
Сначала реформа таможенных органов, окончание войны, цифровизация почтовых операторов и таможни, преодоление промышленной контрабанды и хаоса со сбытом нелегальных товаров, а уже потом шаг навстречу онлайн-шопоголикам и введение налогов на посылки.
И само введение должно быть поэтапным, путем предварительных договоренностей с торговыми площадками и их готовности брать НДС, с возможным поэтапным уменьшением безналоговой суммы. 150–100–50–0. Чтобы для покупателей, таможни и почтовых операторов это было удобно. Тогда и государству будет выгодно.