В прошлом году громады выделили на нужды фронта как минимум 15 млрд грн – исследование
В прошлом году громады выделили на нужды фронта как минимум 15 млрд грн – исследование

В прошлом году громады выделили на нужды фронта как минимум 15 млрд грн – исследование

В прошлом году громады выделили на нужды фронта как минимум 15 млрд грн – исследование

Эта сумма касается опрошенных в рамках исследования громад.

Тема помощи громад фронту за время полномасштабного вторжения не только остается актуальной, но становится поводом для манипуляций со стороны центральной власти. Несмотря на это, местные власти смогли выделить средства на нужды фронта даже при отсутствии «военного» и «силового» НДФЛ, который громады недополучили из госбюджета в конце 2023-го и в 2024 году, пишут Ирина Федоров и Екатерина Иванченко в статье «Гнев громад. Сколько денег израсходовали громады на помощь фронту без военного НДФЛ?».

Всего в течение прошлого года 262 громады, опрошенные в рамках исследования Центра развития инноваций и общественной инициативы «Голка», выделили из местных бюджетов около 25 млрд грн как на собственные нужды, так и на нужды Сил обороны. Причем на оборону из местных бюджетов ушло 15 млрд грн, и только около 9 млрд на нужды громад. По меньшей мере, опрошенные громады выделили на оборону 0,01% своего годового бюджета, а больше всего – 24,3%.

Больше средств из местных бюджетов на Силы обороны за три квартала прошлого года выделила Днепропетровская область - почти 786 млн грн. На втором месте оказалась Одесская область, выделившая 586 млн грн. В свою очередь Киев в течение 2024 года выделил для поддержки фронта более 4,4 млрд грн.

Авторы отметили, что из соображений безопасности в исследовании сознательно не указывали показатели отдельных громад. Данные анализировались в разрезе областей. Причем в каждой области разное количество громад ответило на вопросы и предоставило свои данные. Поэтому, добавили Федоров и Иванченко, в статье не сравнивают размер расходов, а информируют, что громады продолжают помогать фронту даже когда государство забрало военный НДФЛ и якобы полностью взяло на себя эту функцию.

«Действительно, оборона — это функция государства, и средства на нее должны быть именно в госбюджете. Но данные, которые мы собрали и проанализировали, свидетельствуют о том, что громады продолжают помогать фронту устранять последствия вооруженной агрессии. И это ясно. Нацбезопасность сейчас — ценность для всех», – отметил заместитель директора Центра развития инноваций по вопросам аналитики и ІТ Михаил Лейченко.

По его словам, для местного бюджета средства, которые они выделяют на помощь Силам обороны, достаточно значительны. Поэтому необходимо создать в Украине «единственное окно» для сбора и распределения денег на нужды фронта. Это позволит как на государственном, так и местном уровнях увидеть полный срез потребностей и приоритизировать расходы и минимизировать коррупционные риски при закупках.

Напомним, изъятие государством почти 100 млрд грн «военного» НДФЛ из местных бюджетов в 2024 году встретило сопротивление со стороны органов местного самоуправления. Напряжение усилилось в связи с тем, что изъятые деньги были с большим опозданием освоены и не все пошли на помощь ВСУ. В качестве компенсации в 2024 году Минфин предложил не изымать реверсную дотацию из местных бюджетов. И тут началось то, что закончится только в том случае, если государство найдет верную модель выравнивания диспропорций между общинами.

Источник материала
loader