Рецензия на фильм «Пятое сентября» / September 5
Рецензия на фильм «Пятое сентября» / September 5

Рецензия на фильм «Пятое сентября» / September 5

27 февраля в кинотеатрах стартовал прокат историко-драматического триллера «Пятое сентября», сюжет которого основан на реальных событиях и повествует о теракте на Олимпийских играх в Мюнхене 1972 года с точки зрения съемочной группы ABC Sports и их освещения тех трагических событий. Лента получила номинацию на «Золотой глобус» за лучший драматический фильм и на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Стоит ли обращать на нее внимание — читайте в обзоре ниже.

Плюсы:

взгляд на мюнхенскую резню с позиции нейтральных, сторонних наблюдателей, который держит внимание на протяжении всего хронометража; аутентично воссозданная студия, на которой работали журналисты; увлекательный взгляд на незаметную потребителю журналистскую работу изнутри; уместное использование архивных материалов; хорошие актерские работы;

Минусы:

кого-то монотонность повествования может утомить;

7.5/10
Оценка
ITC.ua

«Пятое сентября» / September 5

Жанр историческая драма, триллер
режиссёр Тим Фельбаум
В ролях Питер Сарсгард, Джон Магаро, Бен Чаплин, Леони Бенеш, Зинедин Суалем, Кори Джонсон, Джорджина Рич, Бенджамин Уокер, Рони Герман, Пауль Бёме
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2025
Сайт IMDb

Журналисты ABC Sports только что завершили репортаж о победе американского пловца Марка Шпица на мюнхенской Олимпиаде 1972 года и буднично готовились к спортивным событиям следующего дня. Как вдруг некоторые из них ранним утром, еще затемно, услышал отдаленные звуки автоматных очередей, доносившиеся из олимпийской деревни. Как станет известно чуть позже, это палестинские радикалы из группировки «Черный сентябрь» взяли в заложники спортсменов и тренеров сборной Израиля.

Отбросив все сомнения, сотрудники ABC Sports взялась освещать захват заложников в прямом эфире прямо с места событий. Команда спортивных обозревателей направила все свои ресурсы и даже пошла на определенные хитрости, чтобы не только не отдать эту работу новостникам, но также получить как можно больше свежей информации и сделать поистине сенсационный материал, за которым обеспокоенно будет следить весь мир.

Рецензия на фильм «Пятое сентября» / September 5 - Фото 1

Чуть менее 20 лет назад к трагическим событиям на летних Олимпийских играх 1972 года обратился сам Стивен Спилберг в своем «Мюнхене». Что интересно, как и в случае с «Пятым сентября», широкий прокат которого стартовал 17 января, тот фильм также добрался до украинских кинотеатров с опозданием и премьерировался аж в феврале 2006-го.

Спецпроекты

Впрочем, несмотря на общий катализатор сюжета, взгляд на мюнхенскую бойню у этих двух картин существенно отличается. Если в «Мюнхене» происходила охота за «Черным сентябрем», то есть речь шла о возмездии, организованном израильским правительством и агентами Моссада (к слову, нашу рецензию на прошлогодний фильм, посвященный Голде Меир, можно почитать вот здесь), то авторы «Пятого сентября» предлагают посмотреть на историю с позиции сторонних наблюдателей, которыми и стали американские журналисты.

Рецензия на фильм «Пятое сентября» / September 5 - Фото 2

Но действительно ли они никак не повлияли на ситуацию? Ведь, чтобы узнать, что происходит вокруг, террористам достаточно было включить телевизор, где события освещались, по сути, в режиме реального времени. А западногерманские высокопоставленные чиновники и полицейские, которые были совершенно не готовы к такому ходу событий, даже не удосужились выключить электричество в здании, где расположились вооруженные палестинцы.

Из этого нюанса вытекают важные тезисы, заложенные в местный нарратив: насколько адекватной с этической точки зрения была работа команды журналистов? Имеют ли они моральное право демонстрировать вероятную кровавую расправу в прямом эфире? Могут ли озвучивать неподтвержденную информацию из сомнительных источников? Не превращаются ли все их старания в элементарную погоню за сенсацией? Настолько мощной и захватывающей для рядового зрителя, чтобы набрать больше просмотров, чем высадка «Аполлона-11» на Луну.

В этом контексте наиболее красноречиво выглядит персонаж Джона Магаро, сыгравшего ответственного за эфир редактора Джеффри Мейсона. После того, как катастрофический исход операции по освобождению заложников подтвердится, а все камеры выключатся, он, кажется, уже никогда не будет таким, как прежде.

Рецензия на фильм «Пятое сентября» / September 5 - Фото 3

Поражает в истории и фактор того, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, спортивные соревнования еще некоторое время продолжались вплоть до тех пор, пока МОК просто не был вынужден объявить об их прекращении. То есть, в то время, как израильские заложники находились на грани жизни и смерти, где-то там неподалеку люди играли себе в волейбол или болели за любимого боксера в переполненном зрителями зале.

Спецпроекты

Основные же события ленты происходят как раз в небольшом помещении, где кипит журналистская работа; камера Маркуса Фёрдерера редко выходит за его пределы. В результате авторам удается достичь душной, клаустрофобной и напряженной атмосферы, и это позволяет следить за происходящим на экране с неподдельным интересом. Передохнуть нет возможности ни у максимально погруженных в работу телевизионщиков, ни у зрителя.

Вместе с тем создатели удачно синхронизировали сценарий с архивными кадрами, в частности, это касается аутентичной трансляции из студии, где ведущим был популярный спортивный журналист Джим Маккей. В фильм вошло интервью, которое он взял у израильского тренера по тяжелой атлетике Тувии Сокольского, а также его фраза «когда я был ребенком, мой отец говорил: «Наши самые большие надежды и худшие страхи редко сбываются». Сегодня вечером сбылись наши худшие страхи».

Рецензия на фильм «Пятое сентября» / September 5 - Фото 4

В «Пятом сентября» нет каких-то выдающихся актерских выступлений, однако во время просмотра складывается стойкое впечатление, что все на своих местах.

Каждый из исполнителей является винтиком слаженного механизма — от непоколебимого Питера Сарсгаарда, воплотившего президента ABC Sports Руна Арледжа, до Леони Бенеш, сыгравшей немецкую переводчицу Марианну Гебхардт. Последняя особенно тяжело воспринимает абсолютно недопустимый провал своей страны, для которой эта Олимпиада имела важное политическое и имиджевое значение.

В наши неспокойные времена, в частности на Ближнем Востоке, «Пятое сентября» выглядит актуальным как никогда, а его способность вовлечь зрителя в повествование не поддается никаким сомнениям. Но как бы ни закончилась эта история — таким желанным для всех хеппи-эндом или мучительной катастрофой — в любом случае материал у американских журналистов получился замечательный. И даже преждевременно озвученный на весь мир инсайд, подаривший людям напрасную надежду — вовсе не повод не гордиться проделанной работой, не так ли?

Вывод:

«Пятое сентября» — крепкий драматический триллер, который, отвечая на вопрос в начале статьи, заслуживает внимания зрителя.

Теги по теме
Кино
Источник материала
loader
loader