"Институциональные гены" пропаганды
"Институциональные гены" пропаганды

"Институциональные гены" пропаганды

Любое общество за время своего существования вырабатывает определенные правила сосуществования его членов. От уровня семьи до уровня страны работают определенные разрешающие и запрещающие правила, что в результате резко уменьшает число внутренних конфликтов. Мы имеем правила поведения для любого из уровней человеческой иерархии. И на уровне массового сознания такие правила транслирует пропаганда. Под разными названиями она существует в любых обществах и любых социальных системах, даже в тех, кто эту пропаганду отрицает. Пропагандой является даже фраза, что у нас нет пропаганды...

Пропаганда не зря любима властью, поскольку позволяет отделять "хороших" граждан от "плохих". Первые говорят "правильно", вторые - нет. "Отфильтровав" не тех говорящих, информационное пространство становится вдвойне правильным. Это настоящая экономия ресурсов. В пьесе Е. Шварца начальник полиции выходил слушать, о чем говорят граждане на площади, в сапогах со шпорами. Он объяснял это тем, что в противном случае такого наслушаешься, что потом всю ночь не спишь...

Пропаганда делает вид, что помнит всех нас и заботится о нас, оберегая от ненужных, а часто и опасных мыслей. Мысли должны быть тождественны обществу, опасно быть позади него, опасно быть и впереди. Пропаганда - это как таблица умственного умножения для конкретного общества. Она помогает человеку "калькулировать" правила своего поведения на основе того, что спускается сверху. Пропаганда как бы обучает массовое сознание безопасному поведению. В советское время взрослые боялись, что дети в школе скажут то, что нельзя говорить, а дома они такое могли услышать.

Пропаганда - это всегда серьезное требование присоединения меньшинства к большинству. И это вошло в плоть и кровь каждого, поскольку быть в большинстве всегда безопаснее еще с далеких пещерных времен, поскольку тогда ты неотличим от других. Тот или иной вариант поведения передается массовому сознанию на всех уровнях: физическом, информационном, виртуальном. Такая массовая передача позволяет закреплять его в памяти.

Виртуальные правила задаются в романе-повести, в кино, в телесериале... даже в песне... Там порождаются все существующие правильные пути, в результате ведущие иногда даже через смерть, что ведет к признанию погибшего героем. А герой в восприятии массового человека неотделим от памятника герою. А памятники живут долго... Власть и памятники неотделимы друг от друга. Только власть может ставить памятники, как и убирать их. До революции 1917 в Киеве было, например, три памятника разным российским царям.

Информационное сообщение в газете не так долговечно, как виртуальное сообщение. Оно живет один день, а виртуальное - года. По этой причине государство и опекает, и цензурирует литературу и искусство. К примеру, во время войны 41-45 гг. Сталин отложил гранки очерка Б. Полевого о летчике без ног для "Комсомольской правды" - о Маресьеве, предложив автору вместо этого написать повесть. Так и получилось. То есть виртуальное действует и сильнее, и живет дольше. Оно выстроено в рамках опоры на эмоции, а не только на сухой фактаж.

Любое эмоциональное сообщение имеет больше шансов повториться в массовом сознании, чем сухая рациональность. Эмоция имеет более древние корни в нашем сознании, чем ум. Вся литература или искусство базируются на эмоциях, таблица умножения - нет. Но никто не заплачет над таблицей умножения и не порадуется той или иной ее строчке... Не так происходит в случае, например, литературы... По этой причине и воздействие, и хранение в памяти у эмоционального воздействия выше.

Пропаганда отводит нас от неправильных поступков. Смены политических режимов меняют список правильных и неправильных поступков и слов. Диссиденты до 1991 г. были "плохишами", а после 1991 стали вдруг глашатаями правды. И это при том, что до и после страной руководили секретари ЦК. Ельцин или Кравчук, которые как бы автоматически или по волшебству пересели в новые кресла.

Вот эстонский взгляд на роспропаганду: "Теперь российская пропаганда нашла свою нишу именно там, где мы её не видим и не ощущаем напрямую. Из-за отсутствия должной осведомлённости многие жители Эстонии сами невольно способствуют её распространению. Многие люди не осознают, что цель информационной войны — способствовать разобщению в обществе, чтобы при необходимости было бы проще сменить власть. Например, перед военным вторжением в Южную Осетию в 2008 году Россия вела интенсивную информационную кампанию, обвиняя Грузию в «геноциде» и инициировании беспорядков. Пропагандистские российские СМИ распространяли ложную информацию, чтобы оправдать вторжение и повлиять на международное общественное мнение. В результате реакция Запада была медленной и расплывчатой, что дало России больше простора для манёвров. Также важную роль играет развитие искусственного интеллекта, который позволяет переводить пропагандистские тексты на достаточно высоком уровне, а изображения делать максимально реалистичными. Однако, по сути, для обмана людей даже не требуется идеальный текст или картинка. Значимую роль играют другие аспекты: например, эстонское на вид имя владельца фейкового аккаунта, использование эстонского флага в профиле, большое количество друзей и прочие признаки, создающие ощущение достоверности" [1]. Интересно, что данный "интервьюируемый" остался в этой публикации анонимным даже в Эстонии.

Правила всегда сильнее любого, поскольку нарушителей правил государство наказывает, а исполняющих их награждает. "В жизни всегда есть место подвигу", - гласила мудрость пропаганды советского времени. И это "инструкция" для массового поведения. Такие модели поведения транслирует виртуальное пространство - литература, кино, театр... Их изучают в школах и университетах... Мы - это то, что записано в нашей голове. Мы всегда живем как бы в неправильном мире, который нужно все время подправлять, что и делает пропаганда.

Российская "голая вечеринка", о которой Н. Михалков рассказал В. Путину, хотя сам Михалков отрицает этот свой поступок, привела к наказанию ее участников: "Вечеринка с откровенным дресс-кодом вызвала широкий резонанс в российском обществе. Многие из «турбопатриотических» блогеров возмутились проведением мероприятия на фоне того, что российские военные погибают в ходе вторжения в Украину. Присутствовавшие на вечеринке столкнулись с публичным порицанием, их ассоциировали с предателями. Депутаты, патриотические организации и «военкоры» потребовали проверить вечеринку на пропаганду ЛГБТ, наркотиков и экстремизма, а также призвали к бойкоту персон, присутствовавших на мероприятии" [2]. Так и произошло - их лишили концертов и появления на телевидении.

Виртуальность - это главное зеркало для власти. Подчеркнем еще раз - не реальность, а виртуальность, которая содержится в информационных потоках. Все может меняться, но виртуальность стремится занять место в вечности. Отсюда внимание, к примеру, советской власти к писателям, композиторам, как и другим создателям виртуальной реальности. Бытовала даже такая пословица: написанное пером, не вырубишь топором... К тому же, условно говоря, мифы живут дольше газетных статей. Завтра статья будет забыта, а миф воплотится в стихах и романах. В Беларуси запущена даже целая программа "Киновоспитание" [3].

Мы живем в непростое время, ярким выразителем которого стал Трамп. В этот период стали меняться границы правильного и неправильного, списки друзей и врагов. Сильные могут стать слабыми, а слабые - сильными. Соответственно, резко возрастает роль нефизической реальности - информационной и виртуальной, поскольку она лучше управляема, чем реальность чисто физическая.

Россия, как и в советское время, пытается руководить "производством" виртуальной продукции. С кино это произошло давно, но там это более понятно, поскольку требуется большое финансирование, которое есть только у государства. Вот стихи и романы тоже приравняли к станку...

И начальника над писателями нашли правильного - Мединского, что и было оформлено соответствующим протоколов, то есть собранием писателей. Е. Добренко замечает: "Все "звезды" сидят в первом ряду – ни разу не писатели Никита Михалков, Константин Богомолов, Дмитрий Бак и другие бенефициары при любой власти, и избирают другого ни разу не писателя Мединского своим председателем. Возможно, впрочем, писатель – и верное определение профессии этого автора пропагандистских фантазий, которые он выдает за историю. Как по мне, писатель из него такой же, как и историк" [4].

Мы живем сложное время, а сложное время власть хочет максимально упрощать, чтобы легче было бороться с условными врагами. По сути идет повтор элементов далекого сталинского времени. Только названия другие: враги народы стали, например, иноагентами... Это делается, чтобы и тех, и других лишить права разговаривать с населением.

На наших глазах "прорвались" такие институциональные гены, пришедшие от товарища Сталина. Кстати, сегодня даже официальный термин есть такой - институциональные гены, то есть некие передаваемые через века организационные элементы.

Институциональные гены были предложены на базе анализа китайской истории. Это базовые институциональные элементы, служащие основой для других институциональных элементов, которые часто повторяются в истории. Это как вышеприведенный пример "врагов народа" и "иноагентов". И в Китае, и в России конституционные революции не усиливали конституционные принципы, а способствовали росту тоталитарных систем, которые им противоречили [5].

И еще: "Тоталитарные режимы характеризуются полным уничтожением частной собственности и тотальным контролем над обществом с помощью экстремального насилия" (там же).

Харари на своем сайте утверждает, что все развитые социальные институты являются воображаемыми конструкциями: "Homo sapiens правят миром, поскольку это единственное животное, которое может верить в вещи, существующие исключительно в его воображении типа богов, государств, денег и прав человека".

Более того, в своей последней книге он вообще склоняется к парадоксальной мысли о том, что информация не отражает реальность вовсе, а является как бы социальным конструктом. Он приводит пример Библии, говоря, что никто не может отрицать ту огромную роль, которая Библия сыграла в истории: "Если главной задачей информации является точное отражение реальности, тогда трудно объяснить, почему Библия стал одним из наиболее значимых текстов в истории" [6, р. 15].

Возможно, все это связано с тем, что всех нас чаще интересует информация о социальных процессах, а в них действительно присутствует точка зрения. Условный пример: война с точки зрения Чапаева или белогвардейцев. Это будут две разных истории... Или сегодняшний взгляд на происходящее со стороны Украины и со стороны России.

В подтверждение можно привести и такое мнение: "Россия — страна, где прошлое важнее будущего. Страна исторических реконструкций, бесконечных самоповторов и переписанных учебников. С одержимостью геймера, который перед каждым раундом игры сохраняется, чтобы не начинать с самого начала, Россия раз за разом переигрывает события своего прошлого — в ущерб настоящему и будущему, но в слепой надежде, что на этот раз издержки будут минимизированы, в финале все уцелеют и нас ждет заслуженный триумф. Бесконечное воспроизведение одних и тех же паттернов создает иллюзию стабильности и как будто возвращает чувство контроля: если повторить знакомые действия бесчисленное множество раз, набить руку, можно избежать фатальных ошибок" [7].

В критические моменты истории своя пропаганда усиливает, а чужая ослабляет. Сразу на арену выходят как современные герои, так и герои из прошлого. "Гены" из прошлого создают новую действительность. И это чревато серьезной неадекватностью.

А. Полегкий характеризует российские информационные действия так: "Российские дезинформация и пропаганда имеют такие отличительные черты. Российская пропаганда производится в невероятно больших объемах и передается по огромному количеству каналов. Как подчеркивают некоторые исследователи, она быстрая, непрерывная, повторяющаяся, с отсутствием приверженности к последовательности. Российское дезинформационное действие также чувствительно к общественным и политическим событиям. Из-за отсутствия привязки к объективной реальности российские пропагандисты не нуждаются в том, чтобы дождаться проверки фактов, они сразу распространяют интерпретацию появляющихся событий, которая лучше соответствует их тематике и целям" [8].

В такой модели сами события не так важны, как их интерпретации. Малое число людей воочию видят события, зато большое число читает о них или слышит с экрана телевизора. Опорой любой власти всегда является телевизор, главный транслятор пропаганды. В периоды смены власти он тоже работает. Вспомним перестройку, когда никто не отходил от телевизора. Массовое сознание получало четкие сигналы одновременно, что уже трудно было опровергнуть. Вся история социальных трансформаций - это одновременно история коммуникаций. В таких точках старая пропаганда уступает место новой. Но без участия пропаганды изменить массовое сознание не удавалось никому. Прошлая пропаганда умирала, а новая рождалась... На смену бывшим политическим комментатором приходили новые, столь же пламенно говорившие.

В мире всегда будет не только место подвигу, но и коммуникациям. И неизвестно, что важнее для социальных трансформаций и для социальной стабильности...

Литература

1. Почему растёт количество прокремлёвских фейковых аккаунтов в Facebook? https://www.propastop.org/ru/2025/03/18/%d0%bf%d0%be%d1%87%d0%b5%d0%bc%d1%83-%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%91%d1%82-%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%ba%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%bb%d1%91%d0%b2/

2. Голая вечеринка Насти Ивлеевой https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%98%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9

3. В Белоруссии стартовала просветительская программа "Киновоспитание" https://by.tsargrad.tv/articles/v-belorussii-startovala-prosvetitelskaja-programma-kinovospitanie_1052737

4. Других писателей нет. Евгений Добренко – о культурной ничтожности https://www.svoboda.org/a/drugih-pisateley-net-evgeniy-dobrenko-o-kuljturnoy-nichtozhnosti/33343098.html

5. Chenggang Xu Institutional genes https://www.hoover.org/sites/default/files/2025-02/Institutional%20Genes%20The%20Origins%20of%20China%E2%80%99s%20Institutions%20and%20Totalitarianism.pdf

6. Harari Y.N. Nexus. A brief history of information networks from the stone age to AI. - New York, 2024

7. Ерженков С. Страна реконструкторов https://www.wilsoncenter.org/blog-post/strana-rekonstruktorov

8. Polegkyi O. Russian disinformation and propaganda before and after the invasion of Ukraine https://www.academia.edu/112920588/Russian_disinformation_and_propaganda_before_and_after_the_invasion_of_Ukraine

Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader