В Координационном штабе по вопросам обращения с военнопленными 1 мая состоялись встречи с объединением семей бойцов 46-й отдельной аэромобильной Подольской бригады, входящей в состав Десантно-штурмовых войск Вооруженных сил Украины, а также с семьями бойцов 17-й Полтавской бригады «Рейд», которая входит в состав Национальной гвардии Украины.
С родственниками пленных и пропавших без вести общались представители Координационного штаба, Объединённого центра СБУ, ДНДЕКЦ МВД, воинской части и ДШВ ВСУ, а также командования НГУ.
Члены семей защитников подняли широкий круг вопросов, касающихся их близких: источники и пути получения информации, процедура официального подтверждения плена, работа МККК, коммуникация со следователями и воинскими частями, особенности переговорного процесса, порядок формирования и передачи соответствующих запросов российской стороне. Часть вопросов касалась поиска информации о защитниках, установления обстоятельств их исчезновения, механизмов эвакуации и идентификации тел погибших воинов, в том числе и с территории, подконтрольной врагу.
Также было обращено внимание на необходимость совершенствования взаимодействия между семьями, государственными органами и структурами сектора безопасности и обороны, обсуждались механизмы подтверждения факта нахождения военнослужащего в плену.
Отдельно обсудили инструменты воздействия и ИПСО, с помощью которых противник регулярно оказывает давление на семьи пленных и пропавших без вести защитников.
В Координационном штабе, осознавая всю боль родных и близких пленных, всегда просят не публиковать в соцсетях личные данные тех, кто оказался в плену или пропал без вести — это вряд ли поможет в их поиске, но враг или мошенники могут воспользоваться этой информацией.
Украина имеет подтвержденные данные примерно о 8000 украинских военных, находящихся в плену, и около 2000 гражданских. Эти данные были озвучены на встрече с журналистами заместителем Офиса президента Ириной Верещук, сообщает Еспресо. Однако, по ее словам, реальные цифры значительно выше, поскольку о многих людях просто ничего не известно и установить какую-либо информацию практически невозможно.
«Около 8 тысяч подтвержденных в плену, но у нас есть случаи, когда, например, военные находятся в плену, а мы об этом не знаем. Во время каждого обмена возвращаются люди, которых Россия не подтверждала. То есть у нас есть 10–20% люфт, когда Россия, не подтверждая нахождение в плену, передает военных украинской стороне», — рассказала она и добавила о нарушении договоренностей со стороны россиян:
«Что касается каких-либо фактов, которые будут зафиксированы в соглашении и выполнены — они могут написать, а потом все равно этого не сделать. У нас есть случаи, когда они выдают наших гражданских за военных. А мы в списках указываем их как гражданских, потому что они действительно не были военными и во время полномасштабного вторжения просто находились дома или на работе».
Напомним, в пасхальные дни на Софийской площади в Киеве прошла масштабная акция в поддержку украинских военнопленных «Не молчи! Плен убивает». Ассоциация семей защитников «Азовстали» в анонсе акции отмечала, что она проводится для напоминания о военнопленных Мариупольского гарнизона, всех пленных и пропавших без вести защитников.