Столкнувшись с чрезвычайно закрытым и сложным ритуалом избрания нового Папы Римского, католические кардиналы обратились к Голливуду за подсказками, как все может происходить, пишет Politico.
Как бы странно это ни звучало, некоторые из 133 кардиналов, которые должны войти в Сикстинскую капеллу, когда в среду начнется конклав, обратились к фильму с Рэйфом Файнсом -символично просто названному "Конклав".
"Некоторые из них уже посмотрели его в кинотеатре", - признался изданию один из участников реального процесса.
Фильм, снятый режиссером Эдвардом Бергером, рассказывает о кардинале Томасе Лоренсе, назначенном Папой камерленго. Он должен контролировать проведение конклава. Ему приходится иметь дело с конфликтами среди кардиналов, компроматом на фаворитов и неожиданным появлением загадочного кандидата из малоизвестной диецезии.
Все это звучит тревожно актуально. По мнению самого духовенства, фильм отражает действительность на удивление точно, поэтому стал полезным источником подготовки - особенно учитывая то, что большинство участников предстоящего голосования не имеют опыта участия в конклаве или глубокого понимания внутренней политики Ватикана.
Большинство кардиналов, которые в последние недели прибыли в Рим после смерти Папы Франциска, были назначены именно им и впервые будут участвовать в выборах нового понтифика. Как и в сюжете фильма, многие из них представляют малые и ранее малозаметные диецезии со всего мира.
Очаг скандалов
Фильм вышел на экраны всего за четыре месяца досмерти Папы Франциска 21 апреля и стал удивительно уместной инструкцией для миллионов людей, которые внезапно начали искать новости о фаворитах на престол Святого Петра и закулисных интригах в Ватикане.
Лоббирование перед началом конклава уже обернулось скандалами, не менее громкими, чем в голливудской версии.
Опытные ватиканские инсайдеры передают анонимные "удары" по соперникам в итальянскую прессу, против нескольких фаворитов всплыли обвинения в злоупотреблениях, а одного опального кардинала, связанного с масштабным финансовым мошенничеством, скандально отстранили от участия после обнародования драматического посмертного письма покойного Папы.
При всей своей секулярности мир живо интересуется тем, что происходит за церковными стенами. Яркий понтификат папы Франциска - "экспериментального" Папы - изменил взгляд извне на церковь как институт, закрытый от мира и для мира, не способный меняться и, соответственно, обреченный на вымирание.
Накануне конклава со всех сторон и в разной форме звучит один и тот же полувопрос-полуутверждение: после папы Бергольо церковь (и мир) уже никогда не будут такими, как прежде. Не будут, правда же?
Ответ на этот вопрос в статье "Конклав и немцы " ищет Екатерина Щеткина.