Андрей Золотарев. Ермак "подвинул" Шмыгаля: Кто на самом деле правит Украиной?
В Украине происходит масштабное обновление состава украинского правительства — Президент Зеленский выдвинул кандидатуру Юлии Свириденко на пост премьер-министра взамен Дениса Шмыгаля, а Шмыгаля планируется перевести в Минобороны. Эти кадровые перестановки происходят на фоне роста напряженности: Украина сталкивается с массированными ударами РФ, ожиданиями новых раундов поставок вооружений от США и попытками наладить переговоры о мире.
Интернет‑издание From‑UA попросило прокомментировать эту ситуацию украинского политолога Андрея Золотарева, руководителя Центра «Третий сектор»:
— Еще и двух недель не прошло с момента публикации в The Economist резко негативной статьи по отношению к Ермаку. Это такая «черная метка» от Ротшильдов, потому что The Economist — это рупор глобалистов. Однако, несмотря на проблемы на внешнем контуре, внутри страны Ермак укрепляет своё положение. И эти кадровые перестановки как раз свидетельствуют о том, что внутри страны его позиции стали сильнее.
То, что премьером стала Свириденко, а не сам Ермак, — ну, знаете, это же прекрасно: когда ты можешь всё, можешь продавить любое решение, но при этом не несешь за него ответственность. Это мечта любого топ-менеджера. Примерно так сейчас и у Ермака. Тем более, что Свириденко куда более близкая ему фигура, чем Шмыгаль.
А Шмыгаля переместили с понижением по горизонтали. То есть его не выбросили совсем, но должность министра обороны после поста премьер-министра — это значительно менее статусная и гораздо более слабая позиция. Тем более, что, по-моему, наш новоиспечённый министр обороны ни дня в армии не служил и пороху не нюхал.
— А Умеров не справился? Почему его заменили?
— Во-первых, скандал в Минобороны, связанный с агентством оборонных закупок, напомню, не прекращается. Умеров остался лояльным, он по-прежнему член команды. Но есть проблема в США — Маркарову отправили заниматься ресторанами украинской кухни. Хотя ей предлагают что-то взамен, мне кажется, она не будет спешить возвращаться в Украину.
А вот Умеров хорошо себя показал на переговорах в Стамбуле. И, возможно, учитывая, что он человек спокойный, уравновешенный, дипломатичный, его решили использовать на дипломатическом направлении. Поскольку наша дипломатическая служба давно превратилась в отстойник «сбитых лётчиков», скажу так: Умеров — это далеко не худшее решение. Не лучшее, но точно и не худшее. Тем более, что семья у нашего экс-министра обороны находится в США.
Поэтому все эти кадровые перестановки — это перестановка кроватей в борделе. По сути, системно ничего не меняется. То есть речь не идёт о том, что пришла премьер с видением перезагрузки украинской экономики, с пониманием, как сделать так, чтобы росли доходы. При нынешней ситуации, когда расходы в два раза превышают доходы бюджета и мы живем в долг — это экономическая катастрофа, и рано или поздно она нас догонит.
Вот таких конгениальных мыслей у Свириденко нет. Тем более, что ещё до её назначения потянулись коррупционные хвосты. До сих пор вспоминают, как она работала у Лукаш в Минюсте. Вспомнили и о том, что её брат, депутат Черниговского облсовета, уехал в Великобританию якобы учиться — и не вернулся. Всё типично для нашей элиты.
Так что тут нет никаких системных изменений. Это просто перетасовка кадровой колоды — и не более.
— А типично ли для нашей власти принимать такие решения? Это же смена правительства, она должна происходить по другим нормам.
— Я прекрасно понимаю. У нас парламентско-президентская республика, и ради соблюдения политеса надо было, чтобы большинство выдвинуло кандидатуру. Но поскольку у Ермака крайне напряжённые отношения с Арахамией, были опасения, что не наберут голосов и всё споткнётся на старте, то решили: «видим цель — не видим препятствий».
Это абсолютно в логике нашей власти — не оглядываться на такие мелочи, как Конституция и законы. Решение принято — исполняем. Вот так и с премьером.
— А не с этими ли перестановками связан приезд Келлога на целую неделю в Украину?
— Нет, я думаю, что здесь всё-таки другое. Келлог, на мой взгляд, приехал зондировать почву для дальнейших переговоров — какие компромиссные шаги может сделать Украина. Мы все прекрасно понимаем, что ситуация зашла в тупик: Украина хочет справедливого мира в международно признанных границах, а Россия хочет капитуляции Украины.
Компромисс между этими позициями — это пропасть. Мы видим, что усилия Трампа, его попытки уговорить Путина по-хорошему — результатов не дали. Соответственно, Трамп снова включился в процесс: теперь он продаёт Украине оружие за деньги европейских партнёров.
А Келлог должен зондировать те шаги, на которые будет готов пойти Киев в рамках дальнейших переговоров. То есть точка на переговорах пока не поставлена, но то, что они уперлись в стену — это совершенно очевидно.

