Уровень шума во время войны: как сохранить покой людей?
Уровень шума во время войны: как сохранить покой людей?

Уровень шума во время войны: как сохранить покой людей?

Уровень шума во время войны: как сохранить покой людей?

Кажется, говорить об уровне шума во время войны нелепо. Какая тишина может быть в такой ситуации? Ведь не только на фронте, но и в глубоком тылу рвутся ракеты, взрываются бомбы, гудят «шахеды». Этот вражеский ракетно-дроновый террор истощает людей даже в далеких от линии столкновения городах и селах: они не спят ночами, сидят в подвалах, погребах, подземных переходах и других укрытиях, а утром снова должны идти на работу, в поле, на службу или учебу. Поэтому часы покоя сегодня важны как никогда, а что-либо, напоминающее гром и какофонию войны, пугает.

То, что в мирное время казалось мелочью — петарды, громкая музыка, мопеды, скутера и перфораторы, сегодня стало реальной угрозой для физического и психологического состояния человека. Привычные ранее звуки превратились в фактор, который раздражает, подавляет и утомляет, не дает спокойно ни спать, ни жить — ни в городе, ни в селе. Особенно шум от двухколесных транспортных средств, звуки которых напоминают «шахеды», пугает не меньше, чем сами дроны. Таким образом, то, что когда-то было второстепенным неудобством, сейчас приобрело первостепенное значение.

После 2014 года, когда кто-то запускал запрещенные фейерверки, это травмировало психику военных, вернувшихся из зоны АТО. 24 февраля 2022 года все изменилось: теперь свои «фейерверки» запускает враг. Но и сегодня находятся люди, которые терроризируют мирное окружение специфическими действиями.

В селах возле крупных городов, в частности Киева, базируются мобильные огневые группы: два-три военнослужащих с пулеметами на пикапе, которые охотятся на «шахеды», ища их по звуку, похожему на звук мотора мопеда. В народе «шахеды» часто так и называют «мопедами». Представьте: после бессонной ночи военные и жители, которые просидели в подвалах, слышат звук «шахеда», но это всего лишь кто-то косит траву мотокосой в шесть часов утра.

В городах ситуация хуже: мотокос там немного, зато множество мопедов, скутеров и мотоциклов, которые не остановишь, чтобы объяснить последствия их поведения. В Киеве ежегодно регистрируется более четырех тысяч таких двухколесных транспортных средств, еще столько же — в Киевской области. Это данные уже времен полномасштабной войны. Сколько их было до этого, неизвестно.

Как только под утро заканчивается комендантский час, тысячи условных «шахедов» выезжают на дороги, создавая шумовую нагрузку на жителей столицы и других городов. Возможно, владельцы считают свои действия законными, но проблема остается крайне актуальной.

Редакция ZN.UA отправила запросы в Министерство внутренних дел Украины, Министерство здравоохранения Украины и Киевскую городскую государственную администрацию относительно разрешенного уровня шума, санкций за его нарушение и информации об ответственных за контроль над его соблюдением и результатах этого на практике.

Но давайте по порядку.

Какой уровень шума разрешается?

Оба министерства сослались на Государственные санитарные нормы допустимого уровня шума в помещениях жилых и общественных домов и на территории жилой застройки, утвержденные приказом Минздрава с 22.02.2019 года №463. Вообще странно, что это приказ одного министерства, а не закон Украины или постановление Кабинета министров Украины, но в нем хотя бы установлено, что допустимый уровень шума в помещениях жилых и общественных домов и на территории жилой застройки не должен превышать 55 дБ днем (с 7:00 до 23:00) и 45 дБ ночью (с 23:00 до 7:00). Для понимания: 60 дБ — это обыкновенный разговор на расстоянии одного метра, шум кухонной вытяжки и т.п., то есть нормы достаточно благоприятные для человеческого уха, но есть некоторые «но».

КГГА в своем ответе ссылается на очень четко выписанный нормативный документ относительно уровня шума — это «Правила благоустройства города Киева», принятые еще в 2008 году.

Днем это 40 дБ, ночью — 30 дБ. В отличие от приказа Минздрава, Правила четко определяют: «Создавать шум при использовании производственного оборудования и инструментов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий и других громкоголосых установок в домах, общежитиях, на придомовых территориях и в зонах отдыха в ночное время с 22:00 ч. до 8:00 ч. запрещено». Подобные ограничения установлены в других крупных городах и областных центрах страны. Сегодня такие ограничения уровня шума на дорогах устанавливают многие местные рады, хотя их реализация имеет свои подводные камни, о которых ниже.

Какие санкции за нарушение тишины предусматривает законодательство?

Все три уважаемые институции ответили, что в статье 182 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) предусмотрено, что нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов о защите населения от вредного влияния шума или правил соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах влекут за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан (85–255 грн) и наложение штрафа на должностных лиц и граждан — субъектов хозяйственной деятельности — от пятнадцати до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан (255510 грн).

В случае повторного нарушения в течение года размеры штрафа увеличиваются до 255510 и 8502550 грн соответственно, да еще и с конфискацией «предметов нарушения тишины».

Кто должен контролировать уровень шума в городе? И контролирует ли?

Протоколы о правонарушении по статье 182 КУаАП имеют право составлять уполномоченные на это должностные лица органов внутренних дел, то есть Национальной полиции, и, как сообщило ZN.UA МВД Украины, за семь месяцев этого года «оформлено 4765 административных материалов». Однако остается неизвестно, по какому поводу составлены эти материалы — в отношении дебошира в квартире или мотоциклиста на дороге. Статья ведь одна.

Таким образом, из ответов МВД, Минздрава и КГГА может сложиться впечатление, что «все хорошо, прекрасная маркиза», — уровень допустимого шума установлен, санкции предусмотрены и наша полиция нас бережет. Но почему же тогда все за окном так гудит? Поэтому давайте проанализируем ситуацию более придирчиво.

Во-первых, отметим, что в оригинале приказа №463 временные промежутки такие: день 8:00–22:00, ночь 22:00–8:00. Кроме того, в приказе указано 48 типов помещений и территорий, для которых допустимый уровень разный, вплоть до 70 дБ, но самое главное — в приказе везде идет речь о «территориях, непосредственно прилегающих к…» чему-то, а как только мы выходим на улицу, в сквер или, к примеру на пляж, то попадаем в зону полной шумовой и правовой неопределенности. Какой разрешен уровень шума на дорогах? Можно ли ездить на мотоциклах в парках? Или включать громко музыку в лесу? Или гонять на скутере по Козинке и Днепру? Ответов на все эти вопросы ни в письмах министерств, ни в приказе Минздрава нет.

Во-вторых, никакие нормативные акты не устанавливают ограничений на допустимый уровень шума на дорогах (по крайней мере я таких не нашел). Более того, законодательством не установлено, что при техническом осмотре транспортных средств (ТС) вообще проверяют уровень шума, в этом случае проверяют только, нет ли вмешательства в системы транспортного средства. Добавим, что техосмотру подлежат лишь те ТС, для которых установлено проведение обязательного технического контроля, например, для пассажирских перевозок. Так что львиная доля легковых и грузовых автомобилей, а также бесчисленная орда двухколесных ТС ни под какой контроль, где можно (случайно!) поймать нарушителей, вообще не подпадают. Поэтому и продолжают на дорогах реветь монстры без глушителей.

В конце концов, в этом вопросе возникает некая конкуренция норм законодательства. Согласно Закону Украины «О системе общественного здоровья» контроль в сфере защиты населения от вредного влияния шума должны осуществлять органы государственного контроля (надзора) над соблюдением требований санитарного законодательства (часть 8 статьи 32), а именно Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба).

В итоге получается, что законодательство о тишине есть, наказание за ее нарушение установлено, исполнитель контроля определен, даже два (!), но есть ли реальный контроль и соответствующее наказание за «мопеды» неизвестно. Вероятно, нет.

Подводные камни борьбы с шумом

На сегодняшний день есть много решений местных органов власти, которые запрещают движение двухколесных ТС, мотоциклов, скутеров и мопедов в ночное время, с 22:00 до 8:00. Соответствующие решения приняли Березнивская громада на Ровенщине, Козелецкая и Менская на Черниговщине и другие, но в случае, когда уровень шума превышает санитарные нормы. Для справки: работающий мотоцикл дает 65 дБ, то есть уже намного больше разрешенных 55 дБ. Но кто будет контролировать и исполнять эти решения?

Действующий Закон Украины «О Национальной полиции» не позволяет полиции проверять техническое состояние авто или других ТС, более того, он дает исчерпывающий перечень случаев, когда полицейские вообще имеют право останавливать ТС. Для случая явного преувеличения уровня шума с большой натяжкой подходят два: «если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства» и «если есть информация, свидетельствующая о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершенияадминистративного правонарушения».

Многие любителей быстрой езды грубо вырезают катализаторы из своих мотоциклов и авто, увеличивая тем самым мощность двигателя. Это вполне правомерно можно считать технической неисправностью. На слух такое ТС выделяется из общего потока очень сильно, поэтому решение остановить и наказать нарушителя зависит лишь от желания и совести полицейского. Эй, МВД!

Во втором случае то, что шумное ТС это орудие нарушения «Правил благоустройства» — очевидно, но является ли восприятие полицейским на слух уровня шума «информацией» — вопрос, на который должна ответить служебная инструкция. Снова, МВД, эй!

Но и дальше можно споткнуться о подводные камни. Предположим, полиция остановила громкий мопед, дальше она должна составить протокол об админнарушении, содержащий фактические данные, которые будут доказательствами в деле (требования статьи 251 КУоАП). Какие? Очевидно, замер уровня шума с помощью шумомера (которых полно продают в Интернете). Технически это сделать просто, но полиция на это не имеет полномочий, это может сделать лишь инспектор Госпродпотребслужбы. Так что, составление протокола организовать можно, но это превратится в настоящую эпопею…

Сейчас в КГГА в статусе «на реализации» находится петиция №13161 «Усилить контроль над соблюдением уровня шума на дорогах столицы от транспортных средств». Понятно, что в сегодняшней ситуации двоевластия в столице реализовать эту петицию крайне проблематично из-за политических обстоятельств, да и как это сделать в рамках действующего законодательства, непонятно. Разве что принять какое-то хромое решение вроде уже принятых в других громадах.

Зато «в ногу со временем» начальник КГВА Тимур Ткаченко, который (почему-то в Телеграмме, а не на официальном веб-сайте) обещает разобраться с мопедами.

Здесь следует напомнить ему, что сначала нужно разобраться с главами РГА, которые грубо не выполнили его распоряжение от 21.03.2025 года №204 и не отменили повышение тарифов на обслуживание жилья для киевлян. А уже потом браться за мопеды.

Выводы и драконовские фантазии

Итак, законодательство есть, но реальных, а не популистских механизмов контроля над его соблюдением — контролем уровня шума на дорогах — нет. Как и актуального подхода государства к проблеме, обусловленной войной и ее новыми шумами. Поэтому, с одной стороны, нужно срочно разработать и принять ряд нормативных актов, которые предоставили бы Национальной полиции дополнительные к существующим механизмы осуществления такого контроля. А с другой стороны, Нацполиция вполне может пользоваться теми, которые дает ей в руки действующий Закон «О национальной полиции» (описаны выше). В противном случае обозленный народ вскоре начнет по ночам резать шины всем мопедам подряд или же на шлемы мотогонщиков полетят кирпичи и бутылки. Это будет означать, что терпение людей лопнуло, и это крайне неприятно и опасно.

Напоследок скажу о драконовском, на мой взгляд, проекте закона от 04.08.2023 года №9564, который предлагает поднять штрафы за шум на дорогах до 17 000–34 000 грн. Считаю это чистым популизмом в духе большинства прожектов «зеленого квазимонобольшинства». Дело не в том, чтобы поймать какого-то козла отпущения на мотоцикле и оштрафовать под объективы телекамер, а в том, чтобы наладить постоянный мониторинг уровня шума на дорогах, потому что только это будет оберегать здоровье утомленных войной людей.

Источник материала
loader
loader