Карел Лешковский. Выборы в Чехии могут стать прецедентом для региона
Карел Лешковский. Выборы в Чехии могут стать прецедентом для региона

Карел Лешковский. Выборы в Чехии могут стать прецедентом для региона

Через месяц в Чешской Республике состоятся выборы. Это страна, стратегически важная для нас по многим причинам. Во-первых, это страна, которая оказала нам наибольшую помощь в пересчете, страна культурно близкая, страна, где проживает почти 400-тысячная община наших соотечественников. В то же время это и страна, где взгляд на наших земляков разделяет общество. Учитывая будущую настройку параметров взаимных отношений, эти выборы станут прецедентом в регионе. Для нас важно достичь равновесия как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Антиукраинские настроения невозможно игнорировать. За комментарием мы обратились к лидеру амбициозного политического движения, о котором мы недавно упоминали в нашем издании.

Поздравляем господина Карела Лешковского, председателя движения SMS – «Государство должно служить».

— Добрый день, господин Карел. ЧР является для нас одним из важнейших регионов. Сразу после начала войны вы проявили большую солидарность. Такую быструю помощь и такую значительную в пересчете на жителя, пожалуй, не оказала ни одна другая страна. С украинской стороны мы, безусловно, испытываем большую благодарность. Мы понимаем, что у вас приближаются выборы, и, учитывая большую численность нашей общины, мы не можем их игнорировать. Начну с общего вопроса: как вы воспринимаете нынешние выборы?

— Эти выборы, хотя на первый взгляд не слишком отличаются от предыдущих, имеют большое значение для дальнейшего курса Чехии. С одной стороны, есть либеральные партии, которые разочаровали, можно даже сказать — предали избирателей. А с другой стороны, есть крайности, где сочетается национализм с марксистско-ленинской идеологией. Лично я не понимаю, почему люди не учатся на истории. Всегда же действовало правило «historia magistra vitae». С удивлением мы видим, как в Чехии это базовое правило перестает работать.

— Можете ли вы быть более конкретными? Ведь либеральные парламентские партии до сих пор занимают лидирующие позиции в рейтингах. Кажется, что дело только в том, как вести коммуникацию, какую форму выбрать. Где вы видите риск?

— В этом и заключается проблема: либеральные партии фактически обманули избирателей. Что же произойдет в случае их успеха? Расколы в обществе еще больше обострятся, недовольство возрастет и может достичь критического уровня. А это отнюдь не является главной функцией политика. Политик должен сплочать общество, успокаивать его, а не раскалывать. В случае победы нынешней правящей коалиции существует серьезная опасность, что другая часть общества еще больше радикализируется. Если же победят националистические и неомарксистские силы, тогда уже ничто не спасет общество. Поэтому мы считаем, что настало время для новой либеральной партии, не запятнанной пустыми обещаниями, мошенничеством или скандалами. По нашему мнению, общество можно успокоить только новым субъектом, который начнет его объединять.

— О вашей партии пока мало кто знает. Какие вы себе даете шансы?

— Мы твердо стоим на земле, но уже несколько конкурентных субъектов выразили восхищение тем, как мы справились с подготовкой, какой является наша программа. Три конкретные партии даже заявили, что наша программа — лучшая и наиболее проработанная из всех, которые они видели. Но вернусь к вашему вопросу. Да, мы трезво оцениваем ситуацию и будем благодарны за любой успех, который позволит распространять нашу идею дальше, создавая так называемый «эффект снежного кома».

— Что еще вы планируете успеть до выборов?

— Есть несколько миллионов избирателей, которые не ходят голосовать, и большая часть тех, кто приходит, решают в последний момент. Поэтому, безусловно, мы стремимся, чтобы наше послание охватило как можно более широкую аудиторию.

— Конечно, нас интересует отношение к нашим соотечественникам. Как вы к ним относитесь? Как хотите изменить атмосферу в обществе?

— Это очень сложный вопрос. Последние четыре года — и даже не только годы войны — наши политики, к сожалению, разделяют общество и использовали эту ситуацию в контексте войны. Сложились две почти враждебные группы: «за» и «против». Нет ничего посередине. Мы же считаем, что большинство людей находится именно посередине. Но это будет непросто объяснить, ведь национализм — это самый сильный и в то же время самый примитивный политический инструмент. Мы видим решение только в том, что мы новые. Мы хотим «перезапустить» экстремизм, показать, что можем жить вместе, постепенно интегрироваться и создать более сильное чешское общество. Но хочу подчеркнуть: именно чешское общество, а не чешско-украинское. Любая сегрегация или отказ от интеграции будет воспринята негативно, с очень серьезными последствиями.

— А какое решение вы видите? Возможно ли сосуществование и интеграция? Ведь у вас проживает 400 000 наших соотечественников.

— Конечно, простого рецепта нет. Есть два возможных пути. Первый — сохранение украинской национальности, гарантия языка, традиций и т. д. Второй — полная интеграция. Мы верим, что лучший путь — это сочетание обоих: уважение к культурным традициям и одновременно активное включение в жизнь чешского общества. Нужно учитывать и настроения граждан Чехии. А со временем нынешние граждане Украины станут полноправными гражданами ЧР. Хотя Чехия не является национальным государством, а гражданским, мы выступаем за полную интеграцию. Это, убежден, пойдет на пользу и вашим землякам.

— Итак, вы бы не поддержали создание украинских школ или классов? Где же международное право и права меньшинств?

— Я все это понимаю. Но выбор — за вашими земляками. Реально другой возможности нет, учитывая нынешнюю атмосферу в обществе. И это не наша вина, а вина именно либеральных партий, которые не справились с первой волной миграции. Теперь общество раздражено, и мы не можем это игнорировать. В конечном итоге это наши граждане. Именно граждане этой страны должны решить, что они хотят иметь в своем государстве. Да, дети ваших земляков также станут гражданами Чехии и смогут сами выбирать свой путь. Но мы не можем допустить сегрегации и дальнейшего разделения. Не знаю, полюбите ли вы меня после этих слов, но наша политика – это политика успокоения. И у нас есть шанс объяснить интеграцию.

— Можете привести конкретные примеры?

— Прежде всего, коммуникация с собственными гражданами. Нужно объяснять, что 80 % ваших земляков уже сейчас являются экономически активными. Эту информацию нужно доносить. Следующие шаги должны исходить именно от ваших соотечественников. Буду конкретным: через три года должны автоматически завершиться любые формы поддержки и позитивной дискриминации. Например, роскошные автомобили на украинских номерах — возможно, ваши земляки этого не осознают, но это оставляет глубокий след в сознании людей. Через три года знание чешского языка должно быть очевидным. И это должен быть добровольный шаг самих украинцев, а не ограничение со стороны государства. Такой подход поможет успокоить атмосферу.

— А вы верите, что этого можно достичь?

— Мы верим, что это реально. Но степень реализации будет зависеть от результатов выборов. И именно этого мы боимся. Либеральные партии своей некомпетентностью создали почву для национализма и неомарксизма-ленинизма, что станет трагедией для Чехии и болезненным ударом для ваших соотечественников.

— Не звучит оптимистично. Считаете ли вы, что еще можно что-то изменить?

— Мы надеемся, что да. Есть большая доля тех, кто не голосует, а также тех, кто решает в последнюю минуту. Так что небольшой шанс есть. Как это понимают другие либеральные партии — не знаю, но по ходу кампании мы можем только сожалеть о ее форме. Вернусь к началу: наша программа была оценена очень положительно. Это программа, которая имеет голову и хвост, которая приносит структурные изменения, а не единичные меры.

— Скоро выборы состоятся и в нашей стране. Можете ли вы поделиться своим мнением?

— С удовольствием, но надеюсь, меня не обвинят во вмешательстве. Всю жизнь я занимался вопросами демократии, политического устройства, безопасности. Видел один момент, который при его реализации может быстро принести положительные изменения. Это изменение соотношения между законодательной и исполнительной властью. Мы повсюду в Европе наблюдаем, как исполнительная власть подчинила себе законодательную, сделав из нее сервисную структуру. Если поставить законодательную власть на ее место, быстро улучшится контроль, уменьшится коррупция – не исчезнет, но будет определено правильное направление. В этот момент гражданин осознает свое участие во власти, почувствует мотивацию и поймет, что политика имеет смысл.

Спасибо за беседу. Нашим собеседником был Карел Лешковский, председатель движения SMS – Stát Má Sloužit «Государство должно служить».

Джерело матеріала
loader
loader