Схемы Януковича-Калетника процветают на таможне: как курсируют "черные бусики" и серяком идет техника
Схемы Януковича-Калетника процветают на таможне: как курсируют "черные бусики" и серяком идет техника

Схемы Януковича-Калетника процветают на таможне: как курсируют "черные бусики" и серяком идет техника

Коррупция на украинской таможне — это не единичные скандалы, а система, которая десятилетиями работает как мафиозная структура. Об этом пишет издание "Аргумент".

"Это решение действительно невероятно, потрясающе глупое".

Именно так охарактеризовала намерение украинской власти избавиться от НАБУ и САП Меган Моббс, дочь спецпредставителя Дональда Трампа. Однако именно это «глупое» решение вновь высветило другой хронический вопрос — реформу таможни.

Когда западные партнеры резко отреагировали, они сразу напомнили Киеву об обещанных изменениях в таможенной сфере. Я писал об этом ровно год назад и тогда сделал вывод: если бы таможня ограничивалась лишь своими «серо-импортными» схемами, подменой веса и названий грузов, или «прерванным транзитом» — можно было бы еще терпеть. Но система выстроена как мафиозная: чиновники на местах выбивают наличные с транспорта, а наверху деньги перераспределяются между лидерами и прикрывающими схему в правоохранительных органах.

Таможня, фото: Facebook

Год назад власти обещали конкурс на главу таможни к осени 2024-го. Его не было. Закон №3977-IX обязывал правительство создать конкурсную комиссию до 31 декабря 2024 года и провести сам конкурс до конца июля 2025-го. Ни комиссия, ни конкурс в указанные сроки не появились.

Тем временем таможня регулярно попадала в скандалы: то разоблачения о дерзкой контрабанде, то громкие задержания и возвращения на должности людей, пойманных на взятках. Например, чиновника, взятого на $700 тыс., вновь допустили к руководящей работе.

Лишь после давления Европы комиссия все же была назначена. Но кого туда включили? Например, Олег Тимкив, «директор по развитию бизнеса» небольшой убыточной аудиторской фирмы Moore Stephens с двадцатью сотрудниками. Как специалист подобного уровня может решать судьбу одной из самых коррумпированных госструктур? Это больше похоже на спектакль для Запада, чем на реальную реформу.

Между тем серый импорт продолжает разъедать налоговую систему. Даже крупные торговые сети продают товары без НДС через обходные схемы. Если продукция импортная и чек не содержит НДС — это нелегальный ввоз.

Пример: в феврале 2025 года на Львовской таможне использовалась схема «черных бусиков». В базе они проходили как транспорт с подержанными вещами, а фактически везли по $5 тыс. каждый. Один такой бус за 10 дней перевез товаров почти на $1 млн. В 2024 – начале 2025 года таких машин работало около 200. Схемы действовали на постах «Шегини», «Краковец», «Грушев», «Смольница», «Рава-Русская» и «Угринов». Старшие смены по фамилиям известны: Будз, Оманчуковска, Крившук, Седельщик, Симчук, Пархоменко, Михайленко, Юрков, Мал, Кириллыч и Пих.

В июле 2025 года на том же «Угринове» (смена Пиха) задержали «черный бус» с партией смартфонов Apple и Samsung, а также огромным количеством парфюмерии и жидкостей ElfBar. Схожесть февральской и июльской историй очевидна — фамилия одного и того же старшего смены.

Никаких серьезных кадровых решений после этих разоблачений руководство ГТСУ не приняло. Это прямое доказательство вовлеченности начальства в схемы.

Растаможка авто
Фото из открытых источников

Решение давно известно: связать налоговую и таможенную базы. Каждая декларация должна автоматически попадать в систему налоговой. Если товар не появляется на балансе предприятия — проверка неизбежна. Так сделала Грузия еще 15 лет назад: там невозможно продать импорт без НДС даже на рынке.

Но украинская власть не спешит перекрывать потоки наличных. Схемы, возникшие еще при Януковиче и Калетнике, сохранились. Зеленая команда лишь имитирует борьбу, периодически меняя руководителей, но не ликвидируя саму систему. В результате страна завалена серым импортом, контроль качества отсутствует, а бюджет теряет сотни миллиардов гривен.

Характерный пример — «энергетическая схема». В порт заходит судно с 5000 т дизеля. Половина оформляется для Украины с уплатой налогов, вторая — якобы в транзит для Молдовы. На деле этот дизель оседает в Украине, но без налогов. Схеме больше 20 лет, и все контролирующие органы — от СБУ до НАБУ — прекрасно о ней знают, но используют ее для личного обогащения.

Источник материала
loader