Послевоенные конституционные ограничения, которые ввели, чтобы избежать повторения нацистского прошлого, сегодня мешают Германии эффективно реагировать на растущее количество российских дронов в ее воздушном пространстве, сообщает Politico.
Основной закон ФРГ, принятый в 1949 году, прямо запрещает военным Вооруженным Силам Германии (Бундесверу), участвовать во внутренней безопасности страны. Это ограничение ввели, потому что в прошлом нацисты и их посредники использовали армию против политических оппонентов в стране.
Сегодня же такой запрет дает непредвиденные последствия. Он ограничивает возможности Германии реагировать на провокации Кремля, который, по данным Берлина, проверяет европейские системы обороны массовыми атаками дронов. Хотя доказательств вооруженности беспилотников нет, спецслужбы подозревают, что они могли использоваться для шпионажа.
"Нам нужно внести изменения в законы, чтобы единственные, кто может этим заниматься (сбиванием дронов — ред.), а именно Бундесвер, также получили нужные полномочия", — сказал Томас Рёвекамп, председатель оборонного комитета Бундестага и член консервативного блока канцлера Фридриха Мерца.
Хотя Бундесвер теоретически имеет право применять оружие на территории страны в случае масштабного вторжения, юридические эксперты считают, что атаки дронов пока не являются достаточно серьезными. При таких условиях, согласно действующему законодательству, военные могут сбивать дроны только над своими базами.
Как заявил председатель комитета по вопросам обороны, немецкая полиция формально имеет законное право сбивать беспилотники, но не имеет для этого никаких технических возможностей.
Сейчас Бундесвер может предоставлять только то, что Конституция называет "административной помощью" в борьбе с беспилотниками. Например, его силы могут помогать выявлять дроны или передавать информацию по запросу — так произошло недавно, когда беспилотники заметили над аэропортом Мюнхена.
Министр внутренних дел Александр Добриндт планирует создать в составе федеральной полиции подразделение противодействия беспилотникам и национальный координационный центр, который объединит ресурсы полиции, спецслужб и вооруженных сил. Он также готовит законопроект, который позволит Бундесверу сбивать беспилотники в случае угрозы жизни людей. Однако существуют предостережения, что такой закон может быть признан неконституционным.
"Если Добриндт ожидает от военных больше, чем "административную помощь", то этот вопрос попадет в конституционный суд", — заявила Мари-Агнес Штрак-Циммерманн, немецкий политик, возглавляющая Комитет по вопросам безопасности и обороны в Европейском парламенте.
Коалиция канцлера Фридриха Мерца, объединяющая правоцентристов и социал-демократов, имеет одно из наименьших большинств в современной истории ФРГ. Для внесения изменений в конституцию нужны две трети голосов, которых правительству пока не хватает. Поэтому Германия будет оставаться уязвимой к российским дроновым атакам как минимум до тех пор, пока полиция не получит собственные системы перехвата.
"Мир изменился, и больше нет разницы между внутренней и внешней безопасностью, — сказал Рёвекамп. — Глядя в будущее, мы должны адаптировать наши конституционные положения к реальности".
В конце сентября Александр Добриндт объявил о планах кардинально обновить закон об авиационной безопасности, чтобы предоставить вооруженным силам формальную роль в противодействии беспилотникам, включая право сбивать вражеские цели. Эта законодательная инициатива появилась на фоне ряда вторжений беспилотников в Данию и на север Германии.
А уже в октябре правительство Германии приняло поправки к этому закону. Ожидается решение парламента.