/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2Ff2f0262e1952f30b7ad017b46e0e5d55.jpg)
Румыния закупила у Нидерландов 18 подержанных F-16 за 1 евро: как это возможно
Румыния официально пополнила свой парк боевых самолетов 18 истребителями F-16 Fighting Falcon, приобретенными у Нидерландов за символическую сумму в 1 евро. Контракт был подписан 3 ноября в Бухаресте.
О сделке сообщил министр обороны Румынии Йонуц Муштяну в Facebook. По его словам, техника будет использоваться исключительно для тренировок и обучения, в том числе и для подготовки украинских пилотов.
Комментируя новость обозреватели Defense Express отметили, что количество F-16 в составе Военно-воздушных сил Румынии достигло 67 единиц. Все эти самолеты — подержанные, что отражает стратегию постепенного расширения румынского авиационного парка.
Первую партию из 17 самолетов F-16 Румыния приобрела у Португалии в 2013 году за 316 млн евро, а затем еще 32 единицы у Норвегии за 388 млн евро. Таким образом с учетом нынешней сделки с Нидерландами, весь парк в 67 машин обошелся Бухаресту примерно в 704 млн евро.
Почему за самолеты отдали за 1 евро
Символическая стоимость сделки объясняется тем, что речь идет не о коммерческой продаже, а о передаче техники для функционирования европейского учебного центра по подготовке пилотов F-16, который ранее находился в Нидерландах.
С переходом большинства стран НАТО на F-35, голландская сторона передала учебную инфраструктуру Румынии, где она теперь располагается на 86-й авиабазе Борча. Первый выпуск пилотов в новом центре состоялся в июле 2024 года.
Кроме того, в учебной программе центра участвуют украинские пилоты, которые осваивают F-16 для будущих миссий. Поэтому передача самолетов также рассматривается как позитивный шаг для Украины. Однако, как отмечают эксперты, спрос на такие программы в Европе снижается, поскольку все больше стран списывают свои F-16.
В октябре аналитический центр RAND Corporation в новом отчете предупредил о серьезных сложностях с ремонтом и обслуживанием американских самолетов F-16 в Европе. Аналитики указывает на несколько причин такой ситуации — от различий между модификациями одной и той же модели до несовместимости наземного оборудования, стандартов обслуживания и отсутствие эксплуатационных данных.

