В Финляндии 11-летнюю украинскую школьницу заставили петь на русском языке песню "Калинка", несмотря на возражения девочки, пишет Yle. Мама ребенка Ирина Горкун Силен возмутилась инцидентом, о котором узнала после своего возвращения из Украины.
Горкун-Силен музыкантка-флейтистка и давно живет в Финляндии. Ее муж финн, а дочь Николь родилась в Финляндии.
"Был урок музыки, дети знакомились с музыкой России и все должны были петь песню "Калинка". Николь объяснила, что она украинка, и не хочет использовать русский язык. На это учительница ответила ей, что "в школе мы не говорим о войне", - рассказала Ирина Горкун Силен.
По ее словам, дочь поняла так, что в случае невыполнения песни она получит плохую оценку. Поэтому она пела.
"Та ситуация очень ее поразила. Что если бы на ее месте был украинский ребенок, родители которого погибли от рук россиян?" - добавила Горкун-Силен.
Мама девочки удивилась, что ознакомление с музыкальными культурами стран начали именно с России. Она убеждена, что это нормализация агрессора. К тому же песня "Калинка" стала известной после того, как ее исполнил хор Советской армии, который сначала был важным символом СССР, а теперь - России.
Указано, что Николь посещает школу Storängen в Эспоо. Директор учебного заведения Эллинор Хеллман заявила, что не может комментировать отдельные случаи. Она заверила, что в школу принимают всех детей независимо от происхождения. Мол, учебное заведение придерживается национальной учебной программы.
"В таких предметах, как музыка, ученики могут столкнуться с различными культурными проявлениями, отобранными с педагогической тщательностью и чувствительностью к контексту класса. Учителей поощряют вдумчиво отвечать на вопросы учеников, учитывая потребности всей группы", - ответила Хеллман Yle по электронной почте.
В свою очередь юрист Национального управления образования Финляндии Хейди Руонала отметила изданию, что, учитывая войну в Украине, определенный контент может вызвать сильные эмоции. Она добавила, что было бы хорошо, если бы такие эмоции прорабатывались вместе с учениками.
"Если ученик считает задание или песню неприятными на уроках музыки, например, по личным или семейным причинам, учитель имеет педагогическую свободу действий, а также возможность принять гибкие меры, например, выбор альтернативной песни, задание на аккомпанемент или другой способ участия", - добавила Руонала.
В украинской общине Финляндии отреагировали на случай с Николь. Там убеждены, что культура не может быть вне политики.
"Мы глубоко расстроены этой ситуацией. Это также поднимает вопрос, стоит ли популяризировать русскую культуру в школах", - сказал в комментарии изданию председатель Общества украинцев в Финляндии Василий Гуцул.
Ирина Горкун-Силен отметила, что в Финляндии нельзя сводить к одному случаю вопрос украинцев и русской культуры и языка. Однако по ее словам, для финнов не очевидно, что русский язык является травматическим для украинцев, хотя они его понимают и знают. Например, значительная часть услуг для украинцев в Финляндии предоставляется исключительно на русском. В то же время в украинской общине добавили, что в столичном регионе почти нет курсов финского языка на украинском, а переводчики украинского часто заменяются на переводчиков русского.
Эйлина Гусатинская из Фонда Культура отметила Yle, что русский не нейтрален. Для украинцев, пояснила она, этот язык является опытом насилия, давления и войны.
"Русский язык несет историческую и символическую нагрузку - след русификации и вытеснения украинской идентичности. Без осознания этого легко непреднамеренно воспроизводить старую колониальную модель, где украинская культура снова оказывается в тени так называемого общего постсоветского пространства", - добавила Гусатинская.
Напомним, по результатам апрельского опроса КМИС, в Украине увеличивается число тех, кто считает, что в украинских школахне нужно изучать русский язык. Так, в 2019 году 81% опрошенных считали, что русский язык в школах изучать стоит, хотя объем его изучения и был дискуссионным. Однако уже в 2023 году - после полномасштабного вторжения РФ - доля таких граждан сократилась до 42%. В то же время с 8% до 52% увеличилось тех, кто против изучения русского языка вообще.
