Морские дроны против "теневого флота": почему это имеет глобальные последствия
Морские дроны против "теневого флота": почему это имеет глобальные последствия

Морские дроны против "теневого флота": почему это имеет глобальные последствия

Успешные украинские атаки на два танкера российского "теневого флота" в Черном море — законная военная операция, считает блогер Максим Гардус. И она имеет глобальные последствия — риски транспортировки нефти растут, что уменьшит доходы РФ и сделает то, что не в состоянии сделать западные санкции.

28-29 ноября в Черном море произошли события, которые могут существенно изменить конфигурацию российского обхода нефтяных санкций. Два танкера — KAIROS (IMO 9236004) и VIRAT (IMO 9832559), принадлежащих к так называемому "теневому флоту" РФ и находящихся под санкциями США, ЕС и Великобритании, были поражены в результате двух отдельных атак. По данным источников, оба судна были поражены украинскими морскими дронами Sea Baby в совместной операции СБУ и ВМС Украины.

В кого попали?

Танкер KAIROS — это Crude Oil Tanker, дедвейт -115 тыс. тонн, флаг до ноября 2025: Гамбия (после — без флага, "stateless"), а оператор: китайская компания ALAFIA TRADING LTD (Shanghai). Против него ввела санкции Великобритания и ЕС. По данным мониторинговых исследований, танкер совершил за 1,5 года не менее 8 рейсов с российской нефтью, суммарно около 1,2 млн тонн.

Вторая мишень — танкер VIRAT дедвейтом 105 тыс. тонн, флаг был до ноября 2025: Гамбия (а ранее — Коморских островов), оператор: Glory Shipping HK Ltd (Гонконг), владелец — East Honest Hong Kong Ltd. Он под санкциями США, ЕС Великобритании и Канады. Танкер совершил не менее 7 рейсов объемом около 0,8 млн тонн.

Оба танкера двигались пустыми в порт Новороссийск на погрузку. То есть, на момент поражения они были пустые, что уменьшает негативное воздействие на окружающую среду минимизированно.

Аргументы инициаторов операции следующие: "СБУ продолжает активные действия по урезанию российских финансовых возможностей вести войну против Украины. Морские дроны Sea Baby вывели из строя суда, которые могли перевозить нефти почти на 70 млн долларов и помогали Кремлю обходить международные санкции".

Почему именно эти суда стали мишенью?

Потому что KAIROS и VIRAT — это классические представители т.н. "shadow fleet", то есть флота судов с непрозрачной структурой собственности, сменными флагами и страховым "серым" сектором. Именно такие танкеры обеспечивают до 25-35% экспорта российской нефти, который идет в условиях санкций.

Оба судна регулярно: отключали AIS-транспондеры (это нарушение SOLAS), осуществляли STS-операции (ship-to-ship), перевалку борт-борт во внеконвенционных районах, работали с подсанкционными терминалами.

Пока что международная реакция сдержанная. Турецкий министр транспорта Abdulkadir Uraloğlu официально признал "внешний удар" и "возможное применение беспилотников", а турецкое управление морских перевозок обнародовало фото поврежденных судов.

Западные политики пока воздерживаются от комментариев.

Важно Танкеры "теневого флота" РФ возле Турции атаковали морские дроны СБУ, — СМИ (видео)

Зачем все это нужно? Потому что экспорт из Черного моря важен для бюджета России. Доля поставок сырой нефти из портов ЧМ — около 23% всего экспорта РФ. В абсолютных цифрах это, по разным источникам, 1,5-1,8 млн баррелей/сутки. То есть, при разных ценах, это дает России $100-130 млн доходов ежесуточно.

А по оценкам МЭА, в 2025 году российский бюджет получает более 31% своих налоговых поступлений от нефтяного сектора. И "теневой флот" играет ключевую роль в транспортировке именно тех объемов, которые продаются выше price cap, не страхуются западными компаниями. То есть, фактически позволяют Кремлю зарабатывать около $1 млрд еженедельно, обходя санкции.

Поэтому, эти удары демонстрируют, что "теневой флот" не является "неприкосновенным".

Что же теперь будет?

Увеличится страховой риск для всех судов, работающих с российской нефтью — а это увеличение расходов на логистику и уменьшение прибыли РФ. И это усилит эффект санкций, ведь теперь риск — физический, а не только юридический.

В ближайшие недели станет видно, насколько вырастет цена фрахта судов для перевозки российской нефти. И, как следствие, насколько именно перепродажа российской нефти — менее выгодной.

Я считаю, что для Украины стратегический приоритет неизменен: достичь полного эмбарго на российские нефть и газ дипломатическими и политическими методами. Но, к сожалению, не все страны прислушиваются к аргументам морали и не все партнеры реагируют на правовые доводы. А часть государств ставит выгоду выше этической позиции.

Поэтому, наряду с санкционной дипломатией, приходится комбинировать и точечные кинетические действия, которые уменьшают способность России финансировать агрессию.

Таким образом, морские дроны Sea Baby — это уже не просто технология. Это новый инструмент сдерживания, который уменьшает доходы РФ эффективнее, чем заявления.

Важно, что сейчас экспорт российской нефти — не незаменим. Нефти в мире достаточно, и покупать ее можно где угодно без участия агрессора.

Сочетание санкций, дипломатического давления и современных украинских технологий должно убедить международных контрагентов России изменить свое поведение.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник

Важно "Длинный Нептун" дотянулся до Новороссийска: сколько теряет РФ из-за метких украинских ракет
Теги по теме
санкции
Источник материала
loader
loader