Виталий Кулик: Для Лукашенко игра с Трампом – альтернатива ЕС, для США – вызов Китаю
Виталий Кулик: Для Лукашенко игра с Трампом – альтернатива ЕС, для США – вызов Китаю

Виталий Кулик: Для Лукашенко игра с Трампом – альтернатива ЕС, для США – вызов Китаю

В последнее время белорусский самопровозглашенный президент Александр Лукашенко начал заигрывать с Соединенными Штатами своими действиями и заявлениями. Сначала после встречи со спецпосланником США по Беларуси он уволил оппозиционеров из тюрем, теперь рассыпается в комплиментах в адрес американского президента Дональда Трампа. Его последнее заявление было исполнено лести и звучало так, что якобы именно от американского президента зависит мир в Украине.

При этом он также «признается в любви» и клянется в вечной дружбе с Путиным. Журналист Коротко про узнавал у директора Центра исследований проблем гражданского общества Виталия Кулика, почему Лукашенко так внезапно подобрел к Америке и что за этим может скрываться.

Для Лукашенко Трамп – это альтернатива Евросоюзу

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества. Фото: ФБ Виталий Кулик

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества. Фото: ФБ Виталий Кулик

– Что произошло? Почему Лукашенко сейчас так стелется перед Трампом: отпустил оппозиционеров, откровенно льстит ему?
– Он находится под определенным фокусом внимания со стороны Трампа и его администрации. Дело в том, что американцы сейчас пытаются задобрить подконтрольные России и Китаю страны, а среди них и Беларусь, предложением какой-то альтернативы. То есть они стараются не разрешить России и Китаю строить монолитные коалиции в свою пользу.
Поэтому взаимодействие с Лукашенко осуществляется Вашингтоном, чтобы уравновесить китайское влияние на Минск. Сейчас Беларусь – это «окно» Китая в Европу, именно там базируется основной логистический хаб и центры переработки, сборки и упаковки китайской продукции для выхода на европейские рынки. И до блокировок границы Беларусь являлась территорией китайского реэкспорта, а также местом транзита для китайских товаров. Поэтому видно, что США пытаются создать условия, при которых Лукашенко не попал бы в полную экономическую и политическую зависимость от Китая.

И если российское влияние на Беларусь тяжело перебить, поскольку там Россия контролирует сектор безопасности и политический сектор, то с Китаем это можно сделать: подталкивать Лукашенко к балансировке между США и Пекином.

А для того чтобы показать согласие на эту балансировку, Лукашенко делает жест доброй воли и максимально сигнализирует Трампу о том, что он готов к такой игре. И это касается не только Беларуси, это касается и других стран, где американцы проводят очень похожую политику: в Бангладеш, Казахстане или Узбекистане. То есть американцы пытаются предложить определенную бизнес-альтернативу, чтобы не дать Китаю формировать монолитные коалиции.

Видно, что Лукашенко сразу схватился за такую ​​перспективу, ему важные отношения с Трампом. Он видит это как альтернативу своим заигрываниям с Европейским Союзом, с которым у него тотальная проблема коммуникации. А с Трампом он может разговаривать, и, соответственно, Трамп готов с ним говорить, что явно диссонирует с позицией демократов во времена Байдена. Поэтому Лукашенко произвел такую ​​коррекцию курса и пытается сейчас активно, публично заигрывать с США.

- Но и Трамп демонстрирует странную симпатию лично к Лукашенко. Еще осенью он передал ему поздравительное письмо ко дню рождения и подарок – запонки с изображением Белого дома. Почему Трамп так загорелся симпатией к белорусскому диктатору?

- Опять же это не сугубо белорусский кейс, потому что схожие вещи происходят у Трампа и с другими лидерами, с которыми он тоже строит личную историю. То он саудовским принцам что-то дарит в Персидском заливе, то взаимодействует с генералами в Мьянме, то еще кому-то присылает какие-то личные подарки в знак внимания. Это один из его фирменных стилей поведения на политической арене – проявление знаков личного внимания.

Трампу интересны калийный и нефтяной рынки Беларуси

- Трамп все-таки бизнесмен. Есть ли у него какой-либо экономический интерес к Беларуси?

- Есть такой интерес - калийная промышленность Беларуси. Недорогой калий для удобрений составляет 30% рынка Беларуси. И Соединенные Штаты постараются выйти на этот рынок. Второе – это рынок нефтепереработки и нефтетранзита российской нефти. Соединенные Штаты также не исключают идеи о том, что путь к нормализации отношений с Россией будет долгим, и для этого потребуются посредники. В частности, российскую нефть и нефтепродукты можно продавать в Европе под видом белорусско-американской. И, конечно, их интерес в сельскохозяйственном кластере Беларуси, в который тоже заходят китайцы.

- Сможет ли Трамп склонить Лукашенко отвлечься от России, и главное - будет ли он это делать?

- Может, он бы хотел, но это невозможно сделать. Во-первых, Соединенные Штаты за океаном, а Россия под боком, и границы между Россией и Беларусью почти не существует. Как нет границы между политическими классами обеих стран.

Российская агентура фактически пронизывает все белорусское общество, и иногда возникают слухи о чистках в ближайшем окружении Лукашенко. Он ведь боится: если сделает что-то неуместное, то станет Путину ненужным. У него есть такая фобия, что Путин может его убить. И это правда, потому что проявление Лукашенко своей независимости и собственной игры может привести к попытке устранения Лукашенко со стороны россиян, которые захотят поставить там свою марионетку или, наконец, присоединить Беларусь к России.

Лукашенко как «мессенджер» в общении с Трампом

- К чему может привести эта симпатия между Трампом и Лукашенко?

- Я не думаю, что это выльется во что-то очень веское, однако это может помочь Лукашенко выйти из международной изоляции, заявить о себе еще раз как о возможном посреднике и стать полезным Трампу в диалоге с Москвой. Показать, что у него есть выходы на людей в окружении Путина, есть личный контакт с Путиным, есть дружеские отношения с представителями его администрации. И он будет торговаться с Трампом в обмен на снятие не только санкций в отношении авиакомпании «Белавиа», но и снятия всех санкций с Беларуси.

- А усидит ли Лукашенко сразу на двух стульях, если будет дружить одновременно и с Трампом, и с Путиным?

- Ну это уже удалось между Китаем и Россией. К тому же сейчас сложилась такая ситуация, когда выбор Путина между какой-то другой московской марионеткой и Лукашенко был в пользу последнего, потому что именно он смог стать гарантом стабильности Беларуси. То есть Лукашенко убедил россиян, что он им нужнее.

И сейчас он постарается показывать Путину: смотрите, у меня есть выходы, есть хорошие отношения с Трампом, я могу передавать месседжи, я могу быть вашим инструментом для политической игры, используйте это, а я за это хочу первое, третье, четвертое...

- То есть Путин, стиснув зубы, но будет терпеть эту связь Трампа с Лукашенко?

- Да, он даже попытается какую-то выгоду из этого извлекать, передавать через Лукашенко определенные сигналы, не совсем соответствующие действительности.

- А кого Лукашенко сейчас пугает «Орешником», если он налаживает хорошие отношения с Трампом, - Европу, Украину?

- Прежде Европу, ну и частично Украину. Это его оружие угрозы, потому что размещение ядерного оружия на территории Беларуси беспокоит европейцев, и это вызов для них.

Теги по теме
Дональд Трамп Беларусь Александр Лукашенко
Источник материала
loader
loader