/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F5360dd7c-fa84-4782-9dc0-f0803322bc18.jpeg)
Марчек Желько: сербский “варяг” на украинских железных дорогах
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Ff1c653af-154b-4acc-acfd-e981fd04ac0c.jpeg)
Марчек Желько — исполняющий обязанности генерального директора “Укрзализныци”, собравшийся уволить половину административного персонала.
Биография
Желько Марчек родился в 1969 году в Югославии.
Образование
Желько по образованию экономист. Окончил университет в словенском городе Марибор.
Семья
Желько женат на украинке Светлане Витмер. У Марчека двое детей: сын Урош и дочь Сара. Оба являются сербскими гражданами. Также он воспитывает падчерицу Анастасию Витмер.
Карьера
Марчек почти полтора десятка лет (1990 — 2004) занимал менеджерские должности в корпорации McDonald's. Он трудился на территории бывшей Югославии, Румынии и Украине. Желько работал над реформированием HR-направления в компании “Новая Почта”.
Он занимался кадровыми вопросами в сети заведений быстрого питания “Швидко Украина” и рекламного агентства “Perekhid Media”. В течении шести лет (2007 — 2013) Желько был директором по персоналу ПАО “Днепроспецсталь”. В 2013 году он перешел на аналогичную должность в компании Starlightmedia. Через года серб вошел в состав наблюдательного совета “Укрросметалл” в качестве независимого члена.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F94e572a2-d400-455b-883b-530bd8c8418f.png)
В июне 2016 года Желько вошел в руководство ПАО “Укрзализныця”. Бакланский специалист стал членом правления украинской железной дороги. В начале 2020 года Марчека назначили исполняющим обязанности главы “УЗ”.
Предыдущий управляющий железной дороги — Евгений Кравцов написал заявление об увольнении, которое было утверждено Наблюдательным советом “Укрзализныци” в конце января 2020 года.
Компромат
С 2016 года Марчек занимается подбором персонала и кадрами в “УЗ”. Причем назначает член правления “своих” и “правильных” людей. Как отмечается в прессе, “Желько интегрировал своих людей по всей структуре предприятия. Эта вертикаль и позволяет ему реализовывать коррупционные схемы и собирать огромные суммы за назначения на должности”.
По словам блогера-железнодорожника Владимира Войтенко, сербский специалист “с 2016 года занимается уничтожением кадрового потенциала “Укрзализныци”. Именно в руках Желько находится система премирования железнодорожников. Фактически именно от него зависит выплата 13-й зарплаты”.
Также Войтенко отмечает, что “именно из-за Желько железнодорожников выгоняют летом и зимой выгоняют на “борьбу” с травой и снегом. Насколько мне известно, все это происходит методом “затыкания” ртов тем, кто не хочет работать даром”.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F1aae30f5-e425-452a-9496-876ba3e36394.png)
В октябре 2017 года Марчек подал в Единый государственный реестр деклараций изменения имущественного положения. Член правления указал, что его зарплата за месяц составила 3,2 миллиона гривен.
Позднее, сам Марчек признался, что это была зарплата с начала года. “Была такая коллизия: честно говорю, я не знал, что это нужно делать ежемесячно. Когда нам объяснили, я сразу это сделал”, — заявил топ-менеджер.
Журналисты же напомнили Желько, что “согласно закону о противодействии коррупции, поскольку ежемесячная зарплата чиновника превышает 50 прожиточных минимумов (80 тыс грн), он обязан был подавать уведомление об изменениях в материальном положении каждого месяца. Таким образом, Марчек нарушил требования закона”.
В ноябре 2019 года топ-менеджер заявил о том, что в 2020 году “Укрзализныця” собирается сократить административный персонал на 40-50%. По словам Марчека, УЗ хочет за счет сокращения и продажи непрофильных активов, существенно поднять заработную плату производственному персоналу.
Декларация
В марте 2019 года Желько Марчек опубликовал электронную декларацию о своих доходах за 2018 год.
Новый глава УЗ владеет одной квартирой (93,2 кв.м) в Киеве. Еще две квартиры (110 и 60,36 кв.м.) и гаража (16 и 11.5 кв.м.), которые принадлежат Марчеку, находятся в Сербии.
Светлана — владелица земельного участка (512 кв. м.) в селе Владимирское Запорожской области и квартиры (87.45 кв.м.) в Запорожье.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F0b9c9ef1-9d01-4695-a8a5-3cbf40c51047.png)
Желько задекларировал пять наручных часов. Передвигается он на автомобиле Mercedes GL 350 CDI 2012 года выпуска. В 2018 году топ-менеджер приобрел машину за 1,1 миллиона гривен. Его жена ездит на BMW i3 2014 года выпуска. Эта машина обошлась Светлане в 634,5 тысячи гривен.
За 2018 год зарплата Марчека в УЗ составила 4,7 миллиона гривен. Доход Желько от отчуждения движимого имущества — 148,5 тысячи гривен. Жена Марчека пополнила семейный бюджет на 48 тысяч.
Наличными у Желько задекларировано 49 тысяч евро. Светлана имеет активы в драгоценных (банковских) металлах на сумму в 58 тысяч гривен. На депозите у нее 57,7 тысячи долларов.