Войцех Балчун — гражданин Польши. Окончил Силезский университет в Катовицах по специальности «политология». Имеет степень МВА Роттердамской школы менеджмента, об этом сообщает Политека.
Первое место работы – газета Trybuna Sląska, где он был директором по продажам. Впоследствии Балчун пересел в кресло директора по маркетингу в польской почтовой компании Poczta Polskiej S. A. Также он занимал руководящие должности в банке PKO Bank Polski.
Самой успешной в карьере Войцеха Балчуна стала должность руководителя компании грузовых перевозок польских железных дорог PKP Саrgо. Благодаря проведению реструктуризации, ему удалось за пять лет почти из банкрота вывести компанию в плюс. В 2012 году чистая прибыль PKP Саrgо составляла более $95 млн. Компания стала второй в Евросоюзе по грузообороту. За выдающиеся управленческие достижения Балчун получил множество наград. Он не раз входил в список топовых антикризисных менеджеров Польши.
Реформы Балчуна не для всех были приятными. Вследствие реструктуризации, штат PKP Саrgо пришлось сократить вдвое. 22 тысячи сотрудников потеряли работу. Однако все прошло достаточно спокойно. Удалось даже избежать массовых протестов польских профсоюзов.
В начале 2013 года Балчун объявил о своем уходе из PKP Саrgо, что было большой неожиданностью. РКР собиралась выходить на биржу, что должно было стать триумфом Балчуна. СМИ писали, что основной причиной его отставки был конфликт с президентом группы РКР Якубом Карновским. Было и падение показателей польской железной дороги, что привело к торможению инвестиций.
Балчун же заявил, что покидает железную дорогу ради карьеры рок-музыканта. Группу Chemia он создал еще в 2007 году. Был там гитаристом. Определенное время ему удавалось совмещать деятельность менеджера и творчество музыканта. С 2010 года группа активно гастролировала в Польше, играла на фестивалях в Германии, США, Канаде.
Некоторые клипы группы неоднократно критиковали. В частности, за чрезмерное присутствие в них алкоголя и обнаженных женщин. Одно из видео Chemia за нарушение правил сервиса даже удалил YouTube.
Впоследствии Войцех Балчун частично вернулся к менеджерской карьере. Он возглавил наблюдательный совет польских авиалиний LOT. Но в октябре 2015 года уволился и с этой должности. Он заявил, что все же хочет окончательно сосредоточиться на музыке.
Однако в середине апреля 2016-го года стало известно, что Балчун — победитель конкурса на руководителя ПАО «Укрзализныця».
Дорогое польское руководство
Руководить украинской железной дорогой Войцех Балчун приехал не один. В новый состав правления предприятия вошли несколько польских менеджеров. Украинским налогоплательщикам все они обошлись в кругленькую сумму. Только официальная зарплата Балчуна составляла 463 тыс. грн в месяц.
Не отказывали они себе и в бонусах. В конце сентября 2016 года Балчун подписал приказ об изготовлении себе и двум членам правления «Укрзализныци» корпоративных кредитных карточек. Ежедневный их лимит составлял 20 тыс. грн. Средства они могли использовать на бронирование отелей, приобретение билетов на культурные мероприятия, услуги переводчиков и питание.
Кроме того, в том же месяце пять членов правления «Укрзализныци» приняли решение о выплате себе компенсации за фактически отработанное время до подписания контрактов с компанией. Общая стоимость компенсаций составила более 3 млн грн.
Также Войцех Балчун распорядился выплатить 150 тысяч гривен за два часа работы приглашенному польскому эксперту Анджею Копецу. Основанием для гонорара стал отчет Копеца о работе, которую тот выполнил в рамках договора о сотрудничестве с «Укрзализныцей». Эксперт написал его от руки. Лишь впоследствии дополнил англоязычной презентацией, которая дублировала работу Балчуна «Украинская железная дорога, европейский чемпион».
Омелян против Балчуна
Согласно плану новоизбранного главы, «Укрзализныця» за первый год работы должна была сэкономить 7 млрд грн. По итогам 2016 года предприятие показало лишь 300 млн грн прибыли.
Эксперты утверждали, что даже эти цифры «нарисованы», а прибыль появилась только потому, что не был осуществлен ремонт подвижного состава в запланированном объеме.
О манипуляциях цифрами говорил и министр инфраструктуры Владимир Омелян. Да и вообще отношения между ним и польским реформатором крайне натянутые. В начале 2017 года между ними разгорелся громкий конфликт. Случилось это после решения Кабмина вывести «Укрзализныцю» из подчинения Министерству инфраструктуры и отдать Министерству экономического развития.
Омелян утверждал, что прибыль «Укрзализныци» за 2016 год – не следствие реформаторских решений Балчуна и его польской команды, а результат увеличения тарифов на 15%. Кроме того, министр заявлял, что из-за «глупых действий» руководства предприятие потеряло кредит на 60 млн евро.
Также Омелян обвинял Балчуна в участии в коррупционных схемах. Министр заявил, что «Укрзализныця» закупает стальные клеммы для рельсовых скреплений и другие запчасти у «Корпорации КРТ», владельцами которой являются народные депутаты братья Ярослав и Богдан Дубневичи. Потери от коррупционных действий в 2016 году составили 1 млрд грн. В ответ Войцех Балчун заявил, что ему не нравится монополия Дубневичей, но с этим он пока ничего не может сделать.
Впрочем, обвинения в адрес руководителя «Укрзализныци» поступали не только от Омеляна. Нардеп Виталий Куприй утверждал, что Балчун неоднократно нарушал условия контракта. В частности, он без уважительных причин часто отсутствовал на рабочем месте, поэтому зарплату получал безосновательно. Куприй насчитал 72 млн грн убытков, которые Балчун из-за невыполнения контракта нанес государству.
Среди достижений Балчуна на должности руководителя «Укрзализныци» называют развитие международных пассажирских маршрутов. В декабре прошлого года «Укрзализныця» запустила поезд Киев – Львов – Перемышль. Для пассажиров упрощено прохождение границы, а расписание рейса удобно стыкуется с расписанием поездов польской железной дороги. Также в июне 2017 года начнет курсировать новый поезд Ковель – Хелм. С 1 августа должен заработать еще один прямой украинско-польский поезд по маршруту Львов – Краков. В планах запуск поездов в Румынию, Болгарию и Австрию.
Что касается внутренних рейсов, «Укрзализныця» делает ставку на дневные скоростные поезда Intercity. Количество таких рейсов увеличивается.
5 июня 2017 года истек контракт председателя правления «Укрзализныци» Войцеха Балчуна. Теперь решение, продолжать ли с ним сотрудничество, должен принять Кабмин. Польский реформатор заявлял, что не против остаться на должности.
Биография
Дата рождения: 19 июня 1970 года
Место рождения: г. Эльблонг, Польша
Образование
Окончил Силезский университет в Катовицах и Rotterdam School of Management Erasmus University.
Карьера
1992 – газета Trybuna Slaska.
1994-1997 – директор по дистрибуции Upper Silesian Press Association.
С 1997 года – председатель Совета Consul Ltd. Marketing Office.
1998-2000 – возглавлял Управление физической культуры и туризма.
2000-2002 – директор по маркетингу Центрального совета польской почты.
2002-2007 – управляющий директор PKO Bank Polski.
С 2007 года лидер и гитарист рок-группы Chemia.
2008-2012 – председатель правления Ао РКР CARGO.
В 2013 году занимался экспертной консультативной деятельностью WZB Трейд.
2014 – советник правления Centrala Zaopatrzenia Hutnictwa.
2015 – советник правления Агентства промышленного развития.
С 6 июня 2016 года – председатель правления ПАО «Укрзализныця».