/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F226%2F1f03907811cca320ccc9963247de3124.jpg)
Пан или пропал. Об общественно-политическом взаимодействии. Часть 2
Пан или пропал. Об общественно-политическом взаимодействии. Часть 2
Для начала следует разделить социальное и политическое в этом вопросе. Социальное — это развитие национального самосознания, что выражается в интересе к национальной истории, искусству, традиционной одежде, языку и желании найти уникальные черты и отличия от других постсоветских и европейских народов. Политическое же упирается в два вопроса, а именно — в связь между государством и нацией и феномен движения в политике. Если брать за основу концепцию национального государства, то неотторжимыми гражданскими и политическими правами обладает только основная нация, а права меньшинства гарантируются отдельным законом, основанным на правах человека. Что приводит нас к естественному и позитивному праву, то есть к тому, что права человека — абсолютны, но их осуществление регулируется государственными законами. То есть гарантию права пользования гражданскими и политическими правами меньшинствам может дать либо государство, в котором они территориально проживают, либо государство, где нация, к которой они себя относят, является основной. Слабое и существующее в самоизоляции государство в Украине и сильное, агрессивное российское государство как гарант прав и защитник от притеснения — одна из политических причин существования пророссийских настроений. На другом полюсе находится традиционный национализм, который завязан на украинском этносе как основе государства, культурном и политическом изоляционизме и радикальном патриотизме. Была выдвинута ещё одна контрверсия о политической нации, которая основывается на политическом объединении многонационального населения для защиты своих интересов. Большая часть населения имеет неопределённые взгляды на собственную национальную принадлежность и характер связи между нацией и государством. Используя антагонизм «постсоветский – украинский» и спрятанный в нём русский вопрос об идеологической борьбе, участники спора гиперболизируют значение вопроса, делая две общественно-культурные тенденции: постколониальную, базирующуюся на гуманизме и праве человека на самоопределение, и национальную, основанную на возрождении национальной культуры и защите интересов нации — не частями единого общественно-культурного пространства, а идеологическим инструментом политической борьбы.
![]()
Остаётся вопрос, почему удалось политизировать национальный вопрос. В стране, где в парламенте политические партии не выполняют своих функций по выработке общественного компромисса, а государство, контролируемое финансовыми элитами, — своей функции третейского судьи над всеми общественными группами, остаётся один элемент, который в состоянии объединить все элементы социальной структуры — общественное движение. Посттоталитарное общество не может осмыслить себя не монолитным, а нация — идеальная универсалия для обозначения целостного и объединённого общими сакральными символами и традициями сообщества. В Украине два национальных движения — русское и украинское, оба стремятся разрушить государство во имя национальных интересов, которые оно, по их мнению, не защищает.
![]()
Движения стремятся стать объединяющим фактором, но пока являются только одним из центробежных сил. Тем не менее, олицетворяя объединение и упорядочивание для дезинтегрированного населения, они могут добиться значительной поддержки. Уличная политика принадлежит им. Учитывая события 2014 года, когда русское движение было подавлено в ряде городов в ходе уличных противостояний с украинским, политические элиты использовали эти движения, чтобы получить власть или же давить на власть. Это влиятельная политическая сила, которая имеет все шансы стать самостоятельной, выделив из своей среды политических лидеров.
![]()
Официальная советская идеология не делала различий между нациями и провозглашала единство народов, которые сражаются против буржуазных угнетателей и империалистов, то есть интернационализм был позитивной частью идеологии, основанной на объединении народов и передовой на то время идеи, что принцип деления по национальному признаку устарел и используется против самого общества. Для постсоветского человека с его постидеологическим синдромом характерны две реакции на национальный вопрос: отрицание его значения в соответствии с усвоенными ценностями и его гиперболизация, что тоже характерный признак тоталитарного мышления с его выделением из комплекса проблем одной и маркированием её как ключевой.
Другим инструментом ассимиляции народов, использованным и Российской империей, и Советским Союзом, было дробление и смешение всех этносов, населявших страну, и расселение титульной нации (русских) по всей стране. Русское делопроизводство и влияние русской культуры, более развитой и интегрированной в мировую культуру, довершили русификацию городов и положили начало делению городского и сельского населения по языковому принципу. Причина обрусения этнических украинцев и сохранения сильного национального самосознания у этнических русских, несмотря на попадание в украинскую среду, в том, что хоть население и угнетаемо государством, но принадлежность к нации угнетателей выгоднее и почетнее, чем к нации угнетаемых. Соответственно, национальный вопрос объединял часть населения, но разъединял его в целом, сохраняя национальное соперничество.
После образования национального украинского государства нации поменялись местами — и русская стала меньшинством в национальном государстве, что привело к отрицанию права на существования украинского государства, презрению ко всему украинскому и желанию вновь стать частью русского государства. Этим и питается русское движение — презрением к национальному вопросу как устаревшему, нежеланием терять иллюзорное привилегированное положение и слабостью государства, которое не может гарантировать сохранность гражданских и политических прав, будучи вынужденным искать поддержки у их конкурента.
Если говорить об украинском национализме, то возник он из угнетения. И как все идеологии, возникшие в подобных ситуациях, исходит не из достижений и успехов нации, а из самого факта принадлежности к ней, то есть объединение на основании идентификации себя как части нации, тем самым выделяясь из многонационального государства, оккупировавшего национальную территорию. Идея национального государства как способа решить проблему угнетения общества государством родилась в колониальный период существования нации для конкретной политической цели — образовать национальное государство. Этот вопрос разделил украинское общество предреволюционных и революционных времён, а отсутствие всеохватывающей поддержки населения, неспособность проукраинского населения к самоорганизации, слабый политический опыт и отсутствие политической и государственной традиции у проукраинской политической элиты, слабое влияние украинской культуры, не сформировавшей жизнеспособное ядро национального государства, определили поражение национального государства в начале ХХ века.
![]()
С получением независимости после распада СССР необходимость в национальном движении сохранилось: власть осталась у советской бюрократической элиты, общество не получило доступа к власти, продолжилась конкуренция с русским движением, сохранилось двойственное положение украинской культуры, которая при формальном статусе не в состоянии занять центральное место в общественно-культурной жизни, соперничая с российской культурой и глобальной масс-культурой. Другими словами, общество нуждается в объединяющем факторе в борьбе с государством и элитами, а национализм ассоциируется с постоянной борьбой против государственной гегемонии и имеет нужную антигосударственную и антиолигархическую риторику. Популярность национализму обеспечивает его историческая роль и привычка населения группироваться вокруг национального вопроса в политике, его массовая политика и намерение разрушить существующую государственную систему.
Государственный патриотизм в Украине не развит, и связано это не только с молодостью государства и отсутствием государственных традиций, но и с социокультурными особенностями страны. Ещё со времён Российской империи и Советского Союза государство и общество существуют раздельно. И под внешней лояльностью кроется внутреннее сопротивление, восприятие государства как неизбежного зла, на которое ты не можешь повлиять и которое нельзя упорядочить соответственно с общечеловеческими этическими нормами, и которое не защищает, но паразитирует, что воплотилось в расхожее выражение о любви к стране и ненависти к государству. Государство не воспринимается своим, захваченным враждебными социальными элементами, или нужным инструментом организации совместного сосуществования, а извечным врагом-эксплуататором. Из-за экономической ситуации и нарушения социальных связей социальные страты едва ли выработали свои специфические интересы, соответственно, не имеют действенного стимула, чтобы вступить в политическую борьбу и взять государство под свой контроль, потому общество в массе своей остаётся под влиянием правдоподобного и идеологического по природе образа государства-врага, а не государства-инструмента.
Другой важный элемент — влияние культуры. Тема политики и государства в украинской культуре так или иначе связана с ущемлением национального государства иностранным, оккупировавшим его, идеализацией народа или местности, апологией страдания и восстания, сочинением утопических национальных государств, то есть основная мысль — народ и его самоопределение, а не построение государства или общественных взаимоотношений. Разумеется, причина этого — в подавлении национального развития: не имея возможности развивать политическую мысль, науки и искусства как предпосылку национального возрождения, создать национально-освободительное движение, украинская культура прошла через эпоху политических партий, классовой борьбы и тоталитарного правления, и получив, в конце концов, национальное государство, вошла в него с тем, на чём её развитие искусственно остановили — с идеей национально-освободительной борьбы XVIII столетия.
Советская культура тоже имеет огромное влияние на общество и его отрицательное отношение к государству. Советскому государству удалось создать советского человека — пассивно-послушного, идеализирующего мир и неспособного к осмыслению реальности через свой собственный опыт. Уничтожив, изгнав или завербовав всех представителей культуры досоветского периода, советское руководство послесталинского периода из-за смены поколений получило полностью советскую по духу интеллигенцию, в том числе и оппозиционную, тем самым обрубив последнюю связь общества с нетоталитарным миром. Благодаря замкнутости тоталитарного общества, постоянно подвергающегося идеологической обработке, население утрачивает способность воспринимать реальность как объективную данность, а не как проявление универсальных законов исторического развития или влияния тайных сил, то есть советское общество было построено на отрицании реальности фактов и на поиске скрытого смысла. Затем тоталитарное общество развивает в своем члене не личные убеждения и идеализм борца, а следование генеральной линии и подчинение организации, то есть лишая индивидуальность и способности мыслить.
Представители официального советского искусства, вытесненные из реальности существующих социальных отношений, не имеющие возможности отклониться от заданной линии, спасаются уходом в осмысление универсальности человека, то есть его нравственных и человеческих качеств, что и есть квинтэссенцией соцреализма. Социальный, культурный, этнический контексты заменяются стереотипами — создаются лубочные провинциальные национальные культуры и правдоподобный идеальный образ советского общества, и среди этого универсальный человек — простоватый, в лучших традициях народного эпоса, честный, готовый жертвовать во имя общего блага, порядочный, погружённый в повседневные дела и семейную жизнь, то есть легко управляемый и лишённый каких-либо характерных особенностей. Оппозиционная интеллигенция впитала этот идеальный образ маленького человека и саму способность идеализировать, точно так же не имея возможности публично выступать против жизни в СССР и самоорганизовываться. Она ушла в универсалии и идеализм, то есть начав идеализировать личные убеждения в противовес организации, демократические ценности вместо коммунистических; только безопасного советского человека оставила, придав его порядочности другой оттенок — внутренней эмиграции и пассивного сопротивления. Итого мы получили целый пласт культуры и людей, сформированных этой культурой, которые, имея различные личные убеждения, фактически одинаковы в своей неспособности иметь осмысленную и активную гражданскую или политическую позицию и самоорганизовываться для её защиты, потому что организация, с одной стороны, ограничивает свободу действий, а с другой — мешает максимально гибкому подлаживанию под ситуацию.
Аполитичен посттоталитарной человек в силу привычки к подчинению и погружённости в повседневность, и в силу знаменитых советских моральных принципов, наложенных на стереотип о политике как грязном и опасном деле. Государство в случае гражданского самоустранения и привычки выписывать идеологические схемы рассматривается либо в парадигме «начальник-враг и подчинённый-жертва», либо «злодей – герой», то есть государство не может стать объединяющим фактором, не используя иерархически выстроенную командно-административную систему ни в позитивном смысле — объединяющего общество патриотизма, ни в негативном — врага, которого нужно уничтожить.
![]()
Глобальная культура также влияет на украинское общество и его восприятие государства как картина другого, не постсоветского общества. В глобальной масс-культуре тоже присутствует универсальный человек с его жизненным циклом, личными и повседневными проблемами, живущий в ожившем стереотипе. То есть глобальная культура является такой же культурой победившего идеологического принципа, инкорпорирующего в общественное сознание такие идеологемы, как демократические ценности, индивидуализм и пацифизм. Социально и исторически детерминированная культура сосредоточена на социальном одиночестве и фрустрации, которую это вызывает, а также над поисками решения социального кризиса, спровоцированного отчуждённостью между личностью и обществом.
Культура в развитых странах аполитична, а государство представляется бюрократическим аппаратом, организующим международные преступления, или социальной силой, существующей вне внимания и контроля атомизированной личности, вполне себе аналогом «неизбежного зла». При всей схожести идеологических отображений государства, в развитых странах стабильная экономическая ситуация и налажены политическая система и система общественного контроля, в то время как в Украине только предстоит наладить контакт общества и государства и модернизировать политическую систему. И всё-таки влияние глобальной культуры скорее позитивно, чем негативно, за счёт того, что под её влиянием в Украине начинает развиваться современная городская культура, которая пока представлена только в культуре развлечений и культуре потребления. Со временем, когда финансовые возможности населения улучшатся и повысятся требования к качеству культурного продукта, созданная культура окажет формообразующее влияние на городской средний класс и его общественную и политическую активность.
Территориальный патриотизм как осознание социокультурных особенностей местности из-за привычки к национальному дроблению общества абсолютно не развит ни в отдельных городах, ни в отдельных областях, потому города и местности делят по национальному признаку, хотя полиэтничность и поликультурность всегда были свойственны крупным городам многонациональных государств, а приграничные местности чаще всего имеют смешанное население. Развитие темы местного колорита и специфики территории из-за смешения культур и этносов могло бы эффективнее противостоять идеологии моноэтничности, чем развитие другой моноэтничной идеологии, опираясь на естественное чувство исключительности, присущее всем людям.
Множество внешних и внутренних врагов отлично вписываются в идеологическую схему мира посттоталитарного общества, и потому активно используются в политической борьбе. Партия-конкурент или идеологический оппонент движения, неугодная общественная тенденция или явление объявляются работающими на развал Украины, инспирированными и проплаченными Кремлём, олигархами или США. Причина, по которой эта схема работает в смеси доверчивости и цинизма, свойственной человеку массы. Так как советская схема мышления с её отрицанием реальности и поиском скрытых причин всё ещё свойственна постсоветскому человеку, потому он отрицает существующее многообразие суждений, занимаясь поиском подоплеки и находя её в цепочке навешанных ярлыков и стереотипов. В общественном секторе стандартная схема начинается с негативизации факта получения денег за проделанную работу, будь это журналистское расследование или запись в блоге; затем навешивание ярлыка на его аудиторию как одураченных и гипотетические действия мировой закулисы, которая использует их в своих целях.
В политическом же секторе конкуренты — либо агенты Кремля, либо олигархические партии. Играя на стереотипах и ожиданиях «истинно народных», партии или отдельные политики добиваются электоральной поддержки и теряют её после прихода к власти власти, как только расхождение между реальностью и лозунгами становится жертвой очередной идеологической схемы для получения электората. Рассмотрим расхождение между стереотипом и реальностью на примере разницы между стереотипом об олигархах-хозяевах Украины в массовом сознании и реальностью, где олигархи хотя и контролируют большую часть медиапространства, но не интернет-сегмент, где как раз коммуницирует самая активная часть общества, имеют влияние на государственные институты.
![]()
Но государственная власть в Украине имеет слабую общественную поддержку и утратила монополию на насилие, то есть фактически номинальна, и парамилитарные формирования, что скорее дестабилизационный факт и перманентная угроза, чем гарантия безопасности и сохранения влияния. Фактически у финансовых элит в Украине очень неопределённое будущее с постоянно растущим риском.
Подводя итоги, следует отметить, что особенностью политической жизни в Украине является то, что она, несмотря на использование инструментария массовой политики тоталитарной партии от риторики до именных партий (подразумевающих выдвижение лидера), не смогла возродить сильную, сосредоточенную в одних руках, государственную власть, построенную на однопартийной власти или авторитете лидера, как в других постсоветских странах. В то же время риск установления сильной государственной власти не на демократической основе, сходным с другими постсоветскими странами способом, сохраняется, учитывая поляризацию и радикализацию общества, и внутренняя конкуренция элит с большей долей вероятности будет означать подавление масштабных протестов или гражданскую войну.
Политическая система демократии подразумевает наличие развитого стратифицированного общества, которое может этой системой управлять, чего в Украине нет, хотя формально система функционирует. Само государственное управление осуществляется характерным для номенклатурного правления способом — реакционным, опирающимся на нужду момента, а не на законность, — но с помощью демократической политической системы. Политические партии и движения используют популистский инструментарий, спекулирующий на разрушении постсоветской системы и направленный на получение кратковременной поддержки масс, что носит системный характер и вселяет уверенность в неэффективности наличной политической системы для преобразования постсоветской реальности. Самый большой недостаток быстрой сменяемости правящих партий и лидеров то, что для сохранения поддержки населения правящей партии или лидеру на начальном этапе нужно продемонстрировать успехи в нормализации экономической жизни страны и улучшении социальных условий для населения, в то время как при временном пребывании у власти нет политической необходимости заниматься законотворчеством и социальным развитием. Правда, относительная отсталость постсоветских стран доказывает, что после захвата контроля над государственной системой, а также общественной жизнью и медиаполем, и зачистки политической конкуренции, процесс преобразования останавливается, политическая система консервируется и управляется командно-административным способом, что сохраняет оторванность политической системы от общественных и экономических процессов при формальном полном контроле над обществом и его экономической деятельностью.
![]()
Слабое экономическое развитие Украины с политической точки зрения объясняется юридической неприкосновенностью политической элиты, которая не привлекается к ответственности за незаконное обогащение, что позволяет сохранить украденное. Такая ситуация, с одной стороны, приводит к несоблюдению юридических норм, необходимых для функционирования декларированного правового государства, а с другой — отсутствию угрозы как стимула для закрепления политической власти за собой. Результатом сохранения подобной ситуации является временность пребывания у власти, которое требует скорее усовершенствования техники манипуляции массами для повторного привлечения электорального большинства, чем создания программ государственного развития.
Политическая команда, пришедшая к власти после 2014 года, совершила ряд реформ, направленных против чрезмерной государственной регуляции, и запустила реформы в общественном секторе экономики (медицина, образование) по причине взятых обязательств перед международными кредитными организациями и напряжённой внутренней обстановки, что не помешало ей потерять электоральную популярность из-за неспособности наладить контакт между обществом и государством. Здесь столкнулась посттоталитарность государственной элиты с посттоталитарностью общества, его склонностью к утопизму, установкой на уничтожение государства, распространённой в массовых идеологиях, неспособностью к самоорганизации и гражданскому активизму.
Патриотическая антисоветская и антироссийская риторика официальных лиц государства, принятая из расчёта найти поддержку самой активной и способной к организации части общества в ситуации острого конфликта с РФ, показала, что часть населения восприняла национальную риторику как угрозу своим гражданским правам, часть — как ошибочную основу для создания государства с полиэтничным населением в современном глобальном мире, часть — как лицемерное присвоение их идеологии, последствием чего может стать её дискредитация. Идея скорого объединения общества и государства в такой способ не удалась, что выводит проблему неспособности политической элиты среагировать на общественные процессы и отобразить их в политическом поле и неспособность общества самоорганизоваться для политического влияния на первый план.
Элиты, работая с массами, а не обществом, с популизмом, а не политическими традициями и доктринами, игнорируют факт зарождающегося процесса самосознания, социальной стратификации и общественного развития вместо того, чтобы способствовать ему и тем самым укрепить собственные позиции, что помогло бы им сохранить власть и укрепить позиции государства. Городской средний класс, как самый динамично развивающийся, ещё не сформировал политический костяк в своей среде, остальные социальные страты существенно отстают в своём развитии от него. Потенциально представители городского среднего класса в возрасте от 40 до 60 лет, имеющие стабильный доход от налаженного бизнеса и, соответственно, свободное время, необходимый социальный статус, культурный уровень и опыт, могли бы начать формировать этот самый костяк, но постсоветская ментальность и сибаритство недавно разбогатевшего человека при отсутствии традиции и развитой культуры среднего класса делает это маловероятным.
Радикальное национальное движение как ядро уличных протестов, хоть и может быстро организовать массовый протест, но не способно организовать длительный протест из-за малого количества участников движения.
Чтобы сохранить власть, симбиозу политических и финансовых элит нужно избегать острых кризисных ситуаций, в которых средний класс и уличные движения могли бы поддержать друг друга. Тем не менее, в борьбе за большое влияние участники союза подтачивают позиции друг друга, стремясь перенаправить негатив от себя, что делает возможным, хоть и маловероятным, не только ситуативное сотрудничество государства с обществом во время протестов, но и переориентацию на союз с обществом, когда общество станет организованнее и влиятельнее. Отчуждённость общества от государства должна исчезнуть из-за временности нежизнеспособной существующей системы. Остаётся открытым вопрос: эволюционным или революционным путём это произойдёт? Эволюционный путь предполагает участие либо политических, либо финансовых элит в налаживании общественно-политического дискурса и трансформации государственной системы, революционный — дальнейшее усугубление разрыва между государством и обществом, атомизацию и обособленность членов общества друг от друга, неспособность создать социальную структуру и вписаться в неё, что в критической экономической ситуации приведёт к социальному взрыву.
Пан или пропал. Об общественно-политическом взаимодействии
поддержать проект
