Сегодня, 31 октября, скончался украинский режиссер, Народный артист Украины и руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра Эдуард Митницкий.
Об этом сообщил в Facebook известный театральный критик Олег Вергелис .
Причины смерти художника пока не сообщаются.
Родился Митницкий в августе 1931 года в Киеве.
Окончил Киевский педагогический институт (1956) и Киевский государственный институт театрального искусства имени Ивана Карпенко-Карого (1964), где с 1993 г.
стал его профессором.
С 1972 по 1975 гг.
— главный режиссер Киевского театра оперетты.
В Русском драматическом театре Литвы поставил спектакли «Украденное счастье» И.
Франко (1996), «Пять пудов любви» («Чайка») А.
Чехова (1997), «Анна Каренина» (2004).
В 1973-1975-х годах - художественный руководитель Киевского театра оперетты.
С 1994 года - художественный руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра.
С 1952 года был женат на пианистке, дочери Михаила Вериковского Елены Вериковской (1932-2004).
От нее есть сын Дмитрий (род.
1958) - музыкант, работает в оперном театре города Гера, Германия.
Второй брак - музыкант Лариса Аблова (род.
Всего Эдуардом Митницким создано более 140 спектаклей в театрах Украины, России, Германии, Чехии, Болгарии и других странах.
«Скотч» собрал лучшие высказывания великого режиссера о жизни и театре.
«...Искусство сегодня становится все более поверхностным, так как человеческая психика перегружена сомнениями, недоверием, страхом, апатией.
Когда у человека не удовлетворены простейшие потребности и он не знает, на что жить завтра, искусство начинает врать.
Потому что правда жизни такая горькая, что видеть эту правду на сцене еще горше.
«Почему я туда пойду, если у меня и так плохое настроение? Дайте мне хотя бы на 2 часа забыться».
«...Во все тяжелые времена люди связывают свои надежды с театром: они стремятся услышать правдивое слово, или пережить страсти чужой жизни, или почувствовать творческое наслаждение.
Ведь зритель - соучастник творчества, только он с другой стороны рампы.
Поэтому театр - это тайник для человека; он помогает удержать равновесие, становится душевной поддержкой, которая так необходима человеку.
Такое хранилище, я уверен, призывает театры к серьезной ответственности».
«...Жизнь человечества неисчерпаема, на каждом витке истории она видоизменяется.
И это должны изучать не только социологи, но и художники.
Поэтому театр, наверное, все же должен расщеплять человека и предъявлять такие художественные комбинации, чтобы даже самого прагматичного и бесчувственного заставить чувствовать.
Говорить о человеческом устройстве – вот предназначение театра».
«…Сегодня каждый существует в своей скорлупе, для людей главная проблема – выжить.
А у тех, для кого эта проблема не актуальна, есть другая проблема – не быть убитым.
Но кроме накопительских интересов важны моменты, когда душа твоя, соприкоснувшись с миром Достоевского, Толстого, Чехова, очистится, заноет, заплачет, как дитя, затоскует необыкновенной интеллигентской тоской, то есть, попадет в мир неожиданный и некаждодневный.
Именно к таким парадоксам должен сегодня призывать театр».
«…Мы зашли в тупик на пути «внешнего» театра.
Броского, подчас заманчивого, но забываемого через полчаса после закрытия занавеса.
Некоторым режиссерам «нового призыва» мешают авторы, в том числе и классики; малокультурные критики не понимают сути вещей..
А где же то, что заставляет тебя думать, чувствовать? Сегодняшний прагматизм работает против чувственного мира человека.
А ведь театр существует именно для эмоционального обмена.
Театр – это эмоциональная провокация зрительного зала.
Предмет театра был и остается универсальным – бесконечные комбинации человеческих устройств».
«...Театр – это увлечение человека, который на несколько часов погружается в другой мир.
И дальше все зависит только от самого человека.
Воздействие театра трансформируется в какое-то иное качество, может быть, в следующих поколениях, в общекультурном контексте.
Культурное наследство передается незримыми путями – как культура восприятия, культура мышления, культура чувств.
В конце концов, мир не так страшен, когда есть театр.».