Лоббизм в Украине: перспективы и пути развития
Лоббизм в Украине: перспективы и пути развития

Лоббизм в Украине: перспективы и пути развития

Лоббизм в Украине: перспективы и пути развития

13 октября в помещении информационного агентства УНИАН состоялось обсуждение современного состояния и перспективы развития Government to Government lobbyism (G2G) в Украине. В обсуждении приняли участие народные депутаты Украины, представители исполнительной власти, профильные эксперты и представители государственных предприятий. Дискуссия оказалась очень живой и конструктивной, каждый из участников выражал свою позицию и дискутировал с присутствующими.

На современном этапе создания государства в Украине, некоторые вопросы, которые призваны обеспечивать эффективное развитие государства, коммуникацию между ветвями власти и взаимодействие между частным и государственным сектором остаются вне публичным обсуждением и, как результат, вне правового поля. Одним из таких вопросов является адвокация, или лоббизм. Развитые страны запада уже давно на законодательном уровне урегулировали этот вопрос. Оно не негативных коннотаций, как это до сих пор воспринимается в Украине. Лоббизм, как сфера, приносит немалые прибыли в бюджет, через налоговые отчисления, снижает коррупцию и легализует формы коммуникации и способы содействия достижению целей.

В Украине лоббизм, к сожалению, носит в большинстве случаев теневой характер. Однако есть организации, которые выступают за то, чтобы данный вид коммуникации с властью наконец был узаконен и приносил прибыль государству. Тематика касалась именно формы Government to Government lobbyism (G2G), где участниками являются государственные институты, и опри то, что их пределы компетенции устанавливается законодательством, часто взаимодействие между ними существенно ограничена. Несмотря на то, что в нашей стране с начала независимости проходит приватизация государственного имущества, у нас до сих пор существует несколько тысяч госпредприятий, эффективность работы которых существенно снижается в силу ряда причин, в том числе законодательства. Общепринятым является мнение, что государство является плохим собственником, и это является благоприятной тезисом в рыночной экономике, несмотря на это, в Украине довольно много менеджеров государственных компаний, которые своей эффективности не уступают частным.

В рейтинге ТОП-100 самых государственных компаний за 2017, составленный по данным Минеконмикы, первую пятерку заняли ПАО "НАК Нафтогаз Украины", ГП "Администрация морских портов Украины", ОАО "Центрэнерго, ГП" Национальная энергетическая компания "Укрэнерго" , ГП "Международный аэропорт Борисполь". Из факторов, обусловивших успех госкомпаний, бесспорно, менеджмент является ключевым.

Если учитывать рейтинги менеджмента, то руководители, которые возглавляли или продолжают возглавлять государственные предприятия, достойно конкурируют с менеджерами частных компаний, хотя последние имеют гораздо большее поле для управленческих маневров. Например, в Рейтинг "ТОП-100" лучших менеджеров Украины по 2016 г. ., Независимо от формы собственности компаний, безусловно вошел председатель НАК "Нафтогаз-Украина", Андрея Коболев. Среди его заслуг отмечается проведена реорганизация, что позволило избавиться от зависимости от российского газа и рядом коррупционных схем на миллиарды гривен, которые годами были связаны с политическим руководством.

Экс-генеральный директор ГП Международный аэропорт "Борисполь", а сейчас президент МАУ Евгений Дыхне занял второе место, обойдя топ-менеджеров частных компаний. Как отмечало тогда Министерство инфраструктуры Украины, которому подчинен "Борисполь" под руководством Дыхне аэропорт завершил 2015 с рекордной прибылью, вдвое увеличил бюджетные отчисления, вовремя выполнил все кредитные обязательства, привел отчетность к реальному положению дел.

Руководитель еще одного аэропорта ГП Международный аэропорт Львов им. Данила Галицкого Татьяна Романовская также вошла в рейтинг 100 лучших менеджеров страны. Возглавив львовский аэропорт в 2016 г., за год сумела увеличить пассажиропоток до 1600000 пассажиров. Под управлением Романовской львовский аэропорт заключил контракты с лидерами авиаперевозок МАУ, Wizz Air, Ryanair и другими, также повысило престиж международный аэропорт.

Вместе с тем, есть и примеры неэффективных государственных компаний, результативность которых оставляет желать лучшего. Например государственный монополист по изготовлению спирта "Укрспирт" в 2018 году показал прибыль в размере 21600000 грн, а государственные расходы на компанию составили 228 млн грн. Кроме этого, предприятие не уплатило налог на прибыль. К тому же, за предыдущие периоды, скажем за 2016 финансовый результат уменьшился почти в 5 раз. От приватизации компании государство планирует получить около 5 млрд.

Украинская ассоциация профессионалов в сфере GR и лоббистов (UAGRPL), основной целью которой является повышение профессионализма, компетентности и высоких этических стандартов в сфере GR, лоббизма и адвокации объединяет корпоративных профессионалов и профильные организации, и занимается коммуникациями на уровне Government Relations, Public Affairs , Public Advocacy. Именно она и была инициатором этого обсуждения.

Соучредитель ассоциации и модератор встречи Екатерина Одарченко во время своего слова, сказала, что лоббизм — явление, давно существует, и его игнорирование приводит к негативным последствиям как для тех, кто этим занимается, так и для государства. Попытки игнорировать это и не устанавливать законодательное регулирование ведет к тенизации инструменты, в котором нуждаются как частные, так и государственные предприятия, а также сами законодатели используют данный метод, чтобы эффективно налаживать работу.

Макаров Олег — член депутатской фракции "Голос" во время выступления заявил, что законодатели не могут закрывать глаза на те явления, которые есть в обществе. Сейчас вопрос лоббизма фактически запрещено, но это, по его словам, не правильно. Вместе с тем, он добавил, что сейчас адвокационного влияние осуществляется многими путями: через политические партии, общественные организации и отдельные структуры. Чтобы все было прозрачно и открыто, законодательство должно четко установить форму, вид и методы такого воздействия, чтобы не возникало никаких проблем для общества. По его словам, сейчас лоббизм между государственными структурами часто происходит путем коррупционных методов, и сам закон о лоббизме должен это прекратить и установить цивилизованные правила для участников такого рынка.

Валерия Коломиец — заместитель Министра юстиции Украины по вопросам европейской интеграции согласилась с предыдущими спикерами и добавила, что государственные институты не могут работать в изоляции друг от друга, поэтому лоббизм помогает наладить эффективное взаимодействие между ними. По ее словам, многие сейчас занимается лоббизмом и даже не осознает этого, и именно поэтому, к такому обсуждению необходимо активно привлекать общество. Одна из проблем, стоящих на пути к реализации действия закона, кроме его принятия заключается в финансировании, ведь возложение расходов на формирование реестров и других технических аспектов требует затрат, и необходимо четко установить, какой орган должен это делать, поскольку, по ее словам, часто закон принимается, а технические нормы его реализации не предусмотрены, и он остается недействующий, даже после голосования в парламенте.

Георгий Зубко — заместитель генерального директора по коммерческой деятельности аэропорта "Борисполь" на собственном примере рассказал, что пидприемтсва для эффективности работы постоянно необходимо коммуницировать с различными субъектами государственной власти как в Украине, так и за ее пределами, и законодательного регулирования адвокатуры существенно снижает результат работы.

Он добавил, что от имени аэропорта приходится постоянно коммуницировать с различными министерствами, Фондом государственного имущества и другими субъектами власти относительно потребностей аэропорта. Георгий Зубко также отметил, что базовым клиентом аэропорта являются авиакомпании, и для довольно их потребностей аэропорт должен быть гибким в вопросах распоряжения своими площадями и заработанными деньгами.

Юрий Гаврилечко — основатель аналитического кластера "Украинская фабрика мысли", аналитик, экономический эксперт указал, что каждый руководитель госпредприятия, по сути, может считаться лоббистом компании, на которой работает, поэтому вопросы законодательного обеспечения назрел уже давно. Он привел пример, когда мы видим неэффективную работу предприятия, или выявлении нарушения, мы не знаем, действительно ли это результат работы такой, или это работа лоббистов его конкурента. Гаврилечко привел пример вышеупомянутого бывшего руководителя аэропорта "Борисполь" Евгения Дыхне, который показал прекрасный результат на своем посту, а сейчас имеет претензии от правоохранителей именно за период эффективной деятельности аэропорта под его руководством.

Сергей Власенко — народный депутат Украины, ЧП "Батькивщина" сказал, что по его мнению, лоббизмом есть только взаимодействие между различными ветвями власти, взаимодействие которых не согласована законодательством об их полномочиях. По его словам, деятельность предприятий в пределах одной ветви власти отрегулировано подчинением. Вместе с тем, он отметил, что государство должно заботиться социальной функцией при выполнении своей работы, и добавил, что качественного лоббизма не может быть, пока не существует качественного государственного управления.

Татьяна Цыба — народный депутат Украины, ЧП "Слуга народа" заметила, что не совсем согласен со своим коллегой Сергеем Власенко, ведь нужно разграничивать лоббизм от внутрикорпоративных норм. По ее словам, сейчас существует достаточно много сфер и явлений, требующих законодательства. Она добавила, что принятие закона о лоббизме позволит государственным и частным структурам быть на европейском уровне взаимодействия.

Дмитрий Марунич — известный эксперт в области экономики и государственного управления, сказал, что урегулирование вопросов, связанных с лоббизмом, лежит в плоскости политической воли, и если действующая власть занималась легализацией адвокации столь же интенсивно, как, например, занятия моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения, это было бы давно решен.

Дискуссия продолжалась более двух часов и каждый спикер активно привлекался к разговору. В результате, фактически все сошлись во мнении, что законодательное регулирование лоббизма и адвокации является необходимым этапом развития Украины.



Читайте Комментарии в Google News

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми узнать о самых важных событиях!


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Джерело матеріала
loader