/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F1d9db748eaf40475701e6a892a7d6f2f.png)
Никита Нагаткин: «Я основал IT-компанию в 19 лет, у меня было 12 тыс. грн. Теперь у меня 135 сотрудников»
Никита Нагаткин – главный исполнительный директор и сооснователь IT-компании Digis. Среди ее клиентов – BlaBlaCar и холдинг Energias de Portugal, который обеспечивает электричеством всю Португалию.
Никита стал победителем рейтинга «50 самых отважных предпринимателей Одесской области» от MC.today и программы «КУБ» («Країна успішного бізнесу») от «ПриватБанка».
В партнерском материале с КУБ он рассказал MC.today, как строил бизнес с нуля в 19 лет, благодаря чему за время карантина его компания выросла в два раза и как запускает с партнером бизнес-акселератор, чтобы растить компании с капитализацией более $1 млрд.
Запустил IT-компанию на пять студентов за 12 тыс. грн
Пять лет назад 19-летний Никита Нагаткин, студент Одесского политеха, вместе со старшим братом Алексеем создал IT-компанию Do IT. Позднее из нее вырос Digis. На тот момент у Никиты было два года опыта работы программистом, а у его брата – крюинговая компания, которая занималась наймом моряков, и несколько других небольших бизнесов.
Никита рос, вдохновляясь Стивом Джобсом и Марком Цукербергом. Поэтому, когда брат предложил ему создать IT-стартап, тот воодушевился.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F8dfdfbb1968f0727adc4f5a91aa72e0b.jpg)
Первая команда
На запуск у братьев было 12 тыс. грн. На аренду кабинета, покупку столов и стульев ушло 5 тыс. грн. По 700–1000 грн заплатили в первый месяц команде из пяти студентов: четырех программистов и менеджера по продажам без опыта и нормального уровня английского. Для ребят эти деньги были вроде второй стипендии. «Больше денег нашей компании тогда и не понадобилось бы, – улыбается Никита. – Мы еще не знали, куда их направить».
С первым клиентом ребятам повезло. Дизайн-студия из соседнего офиса как раз искала разработчиков для своего заказчика – нужно было сделать интернет-магазин со сложным функционалом. Когда клиент попросил оценить проект и назвать сроки, Do IT согласились сделать работу за 10 тыс. грн за три-четыре недели. Оказалось, что у клиента на это бюджет $20 тыс., то есть около 520 тыс. грн по курсу на тот момент. На эту сумму и заключили контракт.
«Но в итоге мы долго и болезненно дорабатывали магазин за свой счет – за пару лет потратили примерно $50 тыс., – рассказывает Никита. – У нас не было опыта разработки программного решения под ключ, поэтому неудивительно, что мы пролетели с оценкой в разы. Но когда сдали проект, остались с клиентом хорошими друзьями».
Клиенты – Coca-Cola, BlaBlaCar и энергетический холдинг Португалии
Первым крупным клиентом стал холдинг Energias de Portugal, который обеспечивает электричеством всю Португалию. Digis сделали панель управления для их системы «Умный дом». Этого клиента заполучили в 2018 году, выиграв тендер.
Никита вместе с коллегами поехал на Web Summit в Лиссабон, чтобы найти новых партнеров. Среди участников было около 200 компаний, включая IBM и Google. «Мы ходили ко всем и говорили, что хотим с ними работать», – вспоминает Никита. Energias de Portugal заинтересовались Digis и пригласили их на ужин топ-менеджеров с молодыми стартапами.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Fd9eeb1b66b242da31b4c83917a9585b7.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F79a3ec41e5f24d68a9dd6add8dd78e59.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F034b979ef5614d3785b2b3efb0d4e1e9.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F4bb38383cbbcb34b968af22375283ff9.jpg)
«Там участники рассказывали о своих проектах, а мы прибавляли: «Идея, конечно, хорошая, но для любой идеи нужны классные разработчики. А знаете, где вы можете таких найти? – смеется Нагаткин. – Я не успокоился, пока не взял номер у каждого директора. Я был очень настырным молодым человеком». Потом Никита месяц звонил им, пока его компанию не пригласили поучаствовать в тендере.
На старте в Digis кодили только на JavaScript. «Мы подбросили кубик и решили, что будем работать с этим языком, хотя я в нем не разбирался», – рассказывает Нагаткин.
За пять лет компания реализовала более 250 проектов для 110 клиентов со всего мира. Самые известные из них – Coca-Cola, Warner Bros, BlaBlaCar, PwC. Детали проектов для этих компаний Никита рассказывать не может. Сейчас компания работает с HubSpot. Менеджеры Digis привлекают к их проектам технических специалистов.
Перестал делать все сам – компания начала расти
Первые три года компания росла на 50–70% ежегодно. А на четвертый год бизнес забуксовал. «Нас было около 60 человек, и я не мог сообразить, почему мы остановились на этой цифре», – вспоминает Никита. Он проанализировал ситуацию и понял, что слишком много делал сам: общался с клиентами, исправлял ошибки сотрудников, контролировал все процессы. Поэтому команда не могла брать больше проектов.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F6c74fd8142f8eeac5c35af1e82e628c8.jpg)
Никита с женой Катей
«Директор должен заниматься стратегией, но вместо этого я успокаивал разработчика и решал его проблемы на проекте», – рассказывает Нагаткин. Это привело его к эмоциональному выгоранию. Из этого состояния его вывела будущая жена Катя.
А чтобы вывести компанию из застоя, Никита решил создать в ней иерархическую структуру с разными отделами. «Я позвал талантливого проектного менеджера из команды и сказал ему: “Послушай, я занимаюсь чепухой, с которой ты можешь справляться лучше”, – с этого шага началось масштабирование», – говорит Никита. За 2020-й число сотрудников и обороты выросли более чем на 50%.
Кадровый провал и извлеченный из него урок
Самый болезненный кадровый провал по иронии случился с эйчаром. Сотрудника на эту должность решили взять спустя два года после запуска бизнеса. Перед эйчаром поставили задачу не только набирать, но и мотивировать сотрудников, но что-то пошло не так. «Ощущалось, что мы этой девушке не очень нравились, – вспоминает Никита. – Я думал, что мы найдем общий язык, но через полгода узнал от партнеров, что она рекомендует наших ребят на позиции в другие компании. Ее сразу уволили».
Теперь, нанимая новых сотрудников, в Digis смотрят не только на техническую компетентность, но и на то, близки ли человеку ценности компании.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F1970af0eac93a6aba79c5209221e1d93.jpg)
Корпоратив в Digis
«Мы всегда говорим, что не хотим аутсорсинговую “галеру”, которая не знает своего заказчика, а эйчара видит раз в месяц. Каждая команда разработчиков участвует в развитии продукта клиента», – объясняет Нагаткин.
Сейчас в Digis работают 135 человек. Большинство сотрудников из больших городов Украины, несколько человек – из стран СНГ.
Многие IT-компании с началом пандемии сокращали сотрудников и урезали зарплаты, чтобы остаться на плаву. В Digis вместо этого заморозили зарплату директора и выплаты дивидендов.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F403571bc52478152d32d2bd125b51d01.jpg)
Никита Нагаткин, основатель Digis
Из-за кризиса на рынке освободилось много квалифицированных кадров. Мы использовали момент для создания отделов маркетинга, продакт-менеджмента и реформирования отдела продаж. Спустя полгода число сотрудников выросло вдвое.
Как идеи сайентологов помогли компании увеличить чек в два раза
Выстроить успешную структуру компании Никите помогла работа с менторами с опытом в большом бизнесе. По его словам, она напоминает саморазвивающуюся структуру Хаббарда – основателя церкви сайентологии.
Кроме традиционных отделов разработки, рекрутинга, продаж, маркетинга есть еще и отдел контроля качества. Он следит за тем, чтобы каждый отдел выполнял не только количественные KPI, но и качественные.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F9a9c0ceb35157c4092f9c468f433546c.jpg)
Офис Digis
Как это работает. Есть отдел продаж, отдел аудита и обучения. Отдел аудита составляет стандарты для менеджера по продажам: например, этот специалист должен общаться с клиентом в белой рубашке на фоне однотонной стены и уложиться с презентацией в две минуты. Аудит проверяет его работу по чек-листу и ставит определенное количество баллов, допустим, 70 из 100. Дальше включается отдел обучения: переговорщик с 30-летним опытом анализирует оценку аудита, связывается с менеджером по продажам и обучает его. С такой же структурой работает эйчар-отдел.
Благодаря отделу качества за три месяца конверсия переговоров в сделки в отделе продаж выросла на 25%. Рефералов (клиентов, которые пришли по рекомендации. – Прим. ред.) стало больше почти на 40%. А средний рейт (почасовая ставка. – Прим. ред.) в компании увеличился на 10%. По словам Никиты, Digis уже начинает продавать проекты в два раза дороже, чем раньше. Средний чек компании – $20–50 тыс.
Как компания растит «единорогов»
Прошлым летом у Никиты появилась идея создавать «единорогов», то есть компании с капитализацией в $1 млрд. К этому подтолкнул один из проектов Digis – соцсеть для кинолюбителей Raters, где можно делиться рекомендациями фильмов с друзьями. Во время пандемии у соцсети заканчивались деньги. Digis согласились доработать их приложения для iOS и Android и сделать веб-версию за долю в бизнесе. «Получилась хорошая история, потому что за полгода Raters выросли в 10 раз!» – говорит Никита.
Первый «единорог» у Digis уже есть. Это сервис из Канады, работающий по типу Uber, но только с электрокарами.
Когда они впервые пришли к нам в 2018 году, то были очень далеки от $1 млрд, – вспоминает Нагаткин. – В Digis улучшили их старые мобильные приложения для такси, а сейчас разрабатываем новые. Эта компания растет на наших глазах.
Работая над одним стартапом, Никита познакомился с Жаном-Тьерри, бывшим СЕО Eurosport и топ-менеджером Discovery. Объединив технический и управленческий опыт, они создали бизнес-акселератор RichelieuV.
Партнеры собираются инвестировать от $10 тыс. до $100 тыс. в стартапы сферы киберспорта, игр, цифровой трансформации. Планируют привлекать больше инвесторов, сотрудничать с грантовыми организациями и другими акселераторами. Сейчас хотят выбрать пять стартапов для сотрудничества и дать им возможность развиваться с помощью опытной IT-команды, в том числе специалистов Digis, менторов и инвестиций.
Брат, когда-то подтолкнувший Никиту к созданию Digis, вышел из бизнеса и занимается своими проектами. У самого Никиты на компанию большие планы: поддержать рост, привлечь инвестиции, продвинуться на западные рынки. С помощью конкурса «50 самых отважных предпринимателей Одесской области» он хотел рассказать о своем бизнесе и найти партнеров.
