17 июля 2010 года в одном из городов Мексики Кевин Систром увидел бездомного пса, который прятался от зноя под прилавком с тако. Парень сфотографировал собаку и загрузил картинку в приложение, которое через три месяца весь мир узнает как Instagram. Мексиканский пес точно не знал, что с его фото начнется масштабная инстаэпоха. Да и сам Систром не предполагал, что его приложение загрузят на смартфоны миллиард человек.
Редакция MC.today рассказывает, кем были создатели Instagram и как теперь социальная сеть живет без них.
Первый пост в Instagram. Источник
Кто придумал Instagram
К 27 годам у Кевина Систрома уже был опыт работы в Google, Odeo (позже компания стала Twitter. – Прим. ред.) и туристическом стартапе Nextstop.
Формального образования программиста у него не было: в университете он учился менеджменту. Но парень самостоятельно осваивал информатику по ночам и в выходные.
Кевин интересовался фотографией и видел потенциал в приложениях, где можно ими обмениваться. Аналоги на рынке уже были, например Foursquare. Но Систром хотел расширить функционал: указывать геолокацию на фото, обмениваться сообщениями, назначать встречи и так далее. Со временем этим приложением в 2010 году стал Burbn.
На одной из вечеринок в Кремниевой долине Систром показал двум венчурным инвесторам из Baseline Ventures и Andreessen Horowitz прототип Burbn. Они заинтересовались, а утром состоялась деловая встреча. В течение недели эти два фонда вложили в проект Систрома $500 млн. А сам он уволился из Nextstop и сосредоточился на развитии стартапа.
Спустя несколько месяцев к проекту присоединился 25-летний Майк Кригер. Парни познакомились и подружились в Стэнфордском университете. До этого Майк работал в стартапе Meebo (сервис для обмена сообщениями. – Прим. ред.).
В поисках идеала: первые неудачи и победы
Burbn не достиг больших успехов. Приложение было сложным в использовании, а количество функций сбивало с толку. Систром проанализировал, какими из них на самом деле пользуются люди. Оказалось, что чаще всего просто делятся фотографиями. Так Кевин и Майк решили сосредоточиться на фотографиях, сделанных на телефон. От остальных функций они отказались.
В книге «Зигзаг: удивительный путь к большему творчеству» Р. Кейт Сойер пишет, что, изучив основные приложения для обмена фото, Кевин и Майк обратили внимание на Hipstamatic и Facebook. У Hipstamatic были классные фильтры, но в нем было сложно поделиться фотографией. В ленте Facebook фото были, но делиться ими на iPhone было непросто.
Так Майк и Кевин решили создать что-то среднее между Hipstamatic и Facebook. Ребята разработали простое в использовании приложение. Оно объединило инструменты для улучшения зернистых фотографий, сделанных на ранние смартфоны, с социальной лентой, чтобы ими обмениваться.
Майк Кригер и Кевин Систром. Источник
Как запускали Instagram
После месяцев экспериментов и создания прототипов в октябре 2010 года Систром и Кригер запустили усовершенствованное приложение для обмена фотографиями. И переименовали его с Burbn на Instagram.
«Burbn был ложным началом. У всех лучших компаний в мире были предшественники. YouTube был сайтом знакомств. Всегда нужно развиваться во что-то другое», – сказал Систром позднее, на конференции в 2012 году.
Фактически Кевин и Майк дали людям то, чего все так долго ждали: возможность делиться отредактированными фотографиями. Это была победа. За первый день после запуска у Instagram уже было 25 тысяч пользователей. В течение первой недели его загрузили 100 тысяч раз. А к середине декабря количество скачиваний достигло миллиона.
«Я осознал успех Instagram после того, как мои родители начали его использовать», – говорил Кевин.
Количество пользователей росло быстро, поэтому программисты работали на износ. Ребятам даже пришлось использовать серверы Amazon, так как собственные не выдерживали нагрузку.
Обложка Forbes с Кевином Систромом, номер от 20 августа 2012 года. Источник
Об основателях написали технологические и бизнес-издания. Такой рост популярности и интерес СМИ привел к тому, что инвесторы сами начали обращать внимание на стартап. В феврале 2011 года в него вложили $7 млн. Один из инвесторов Benchmark Capital тогда оценил компанию примерно в $25 млн.
Кроме институциональных инвесторов компания привлекла внимание других IT-компаний, в том числе Twitter и Facebook.
Систром знал Джека Дорси (соучредителя Twitter. – Прим. ред.), еще когда работал в Odeo. Дорси предложил за приложение около $500 млн, но Систром отказался. Он хотел самостоятельно развивать компанию.
Почему Facebook решил купить стартап
Майк Кригер, Марк Цукерберг и Кевин Систром. Источник
В это же время к Instagram присматривался основатель Facebook Марк Цукерберг. В какой-то момент он понял, что кроме денег нужно Систрому – независимость.
В 2012 году Facebook купил Instagram за $1 млрд наличными и акциями. Это была огромная сумма для компании, где работало всего 12 человек.
Команда Instagram до того, как компанию купил Facebook. Источник
Тогда проект еще ничего не зарабатывал. Этой сделкой, казалось, основатели Instagram убивают двух зайцев: получают деньги и свободу развивать приложение на свое усмотрение. И Систром согласился.
«Цукерберг пообещал мне, что позволит нам вести Instagram как отдельную компанию», – говорил Кевин Систром.
Благодаря инвестициям Facebook Майку и Кевину больше не нужно было думать о деньгах. Поэтому они сосредоточились на развитии Instagram: добавили новые фильтры, запустили сторис, прямые трансляции и собственную версию телевидения – IGTV. После того как акционеры Facebook начали выражать недовольство, что Instagram не зарабатывает, в приложении создали инструмент для показа рекламы.
Но вместе с ростом сети росли и разногласия с Цукербергом относительно ее будущего. И в 2018 году основатель Instagram Кевин Систром и его напарник Майк Кригер покинули компанию. В своем заявлении они написали, что хотят сделать перерыв и создать что-то новое.
«Создание нового требует, чтобы мы сделали шаг назад, поняли, что нас вдохновляет, и сопоставили это с потребностями мира; это то, что мы планируем делать», – сказал Кевин.
Instagram в цифрах сегодня
Сейчас Instagram – это нечто большее, чем платформа для обмена фотографиями. Компания запустила множество функций, которые помогают брендам продвигать и продавать товары прямо из приложения. Блогеры в сети зарабатывают тысячи долларов.
Вот несколько цифр из сегодняшней жизни социальной сети:
- Каждый месяц приложением пользуется более миллиарда человек.
- В среднем каждый пользователь проводит в Instagram около 30 минут в день.
- Ежедневно истории смотрят 500 млн людей.
- Несмотря на то, что в Instagram заходят в основном через мобильное приложение, он по-прежнему входит в топ-10 веб-сайтов по посещаемости.
- В социальной сети работают более 200 млн брендов.
- Каждую секунду в Instagram загружают 995 фотографий.