«Одесса заслуживает того, чтобы достойно представлять свое искусство, в том числе и современное, и лучшее место для этого, безусловно, музей» — утверждает основатель Музея современного искусства Одессы меценат Вадим Мороховский.
Именно его коллекция легла в основу экспозиции проекта.
Основной посыл — показать, благодаря и вопреки чему развивалось искусство в самой Одессе и одесситами за её пределами.
Предлагаем семь экспонатов, заслуживающих отдельного внимания:.
Михаил Жук «Портрет Натальи Ужвий», 1926.
Творчеству Михаила Жука на экспозиции посвящен отдельный зал.
И не зря —еще при жизни он стал легендой национальной художественной культуры.
Удивительной можно назвать его игру с графикой.
Работы Михаила — в технике офорт, ксилографии, линографии.
Силуэтный портрет актрисы Натальи Ужвий был написан в 1926 году после ее яркой игры в украинском театре в Одессе.
Соня Делоне «Женщина за ширмой», 1969.
Соня Делоне — уроженка Одессы, покорившая мир искусства и моды.
Она первая женщина, чья прижизненная выставка прошла в Лувре.
В её работах – новаторские исследования геометрии и цвета.
Начиная создавать абстракции на холсте, постепенно Соня перенесла их в предметный дизайн и массовую моду.
На выставке представлены две работы, одна из которых — шелковый платок, созданный по эскизу великой художницы.
Кириак Костанди «Летний день» (дата).
Кириак Костанди — один из организаторов Одесского литературно-артистического общества и Одесского художественного музея.
Именно его учениками были Теофил Фраерман и Амшей Нюренберг.
Будучи художником философского склада, в своих картинах он старался остановить время и уловить чувственные моменты.
Начиная с 1890-х годов, его картины характерны незначительной сюжетной линией, минимализмом цветовой палитры и поэтичностью.
Именно тонкая передача чувств, психологического состояния или настроения через пейзаж является одной из основных целей художника.
Амшей Нюренберг «Купальщицы», 1918.
Амшей Нюренберг — известный художник-авангардист, график, и один из «одесских парижан».
Путь его обучения начинался в Одессе, а продолжился в Академии Жюлиана в Париже.
На протяжении жизни Нюренберг работал в разных стилях — от модернизма до реализма, всегда оставаясь верным традициям Парижской школы.
Более того, в Одессе Амшей Нюренберг был создателем «Свободной мастерской».
Теофил Фраерман «Одесские купальни», 1920.
За границей в парижских салонах Теофил Фраерман выставлял свои работы под псевдонимом Тео Фра, а в Одессе — руководил Музеем западного и восточного искусства.
Несмотря на талант, в советское время живописца упорно не принимали в художественном обществе и всячески пресекали его деятельность.
Работы художника-модерниста высоко ценятся коллекционерами, так как их сохранилось очень мало.
Сандро Фазини «Спортсмены», 1930.
Известный во Франции Сандро Фазини родился в украинской семье, а его старшим братом был писатель Илья Ильф.
Свой путь художника Фазини начал довольно рано и почти сразу стал известным, став иллюстратором «Крокодила» в 16 лет.
Но после революции художник направляется в Париж, где принимает участие в самых престижных художественных проектах: Осеннем салоне, Салонах Независимых и Тюильри.
К сожалению, жизнь утонченного Сандро Фазини закончилась в 1942 году в Освенциме.
Сальвадор Дали «Менора», 1980.
Этот экспонат единственный, который не имеет отношения к Одессе.
Но именно менора играет важную роль в религии еврейского народа, который населяет Южную Пальмиру.
Сальвадор Дали действительно увлекался еврейской темой, проявляя большой интерес к культуре иудеев.
Он создал свой тип меноры, многократно изображая её в собственной графике и скульптуре.
Менора в экспозиции выставки символизирует то, что иудеи, погибшие во время Холокоста, не забыты и живут в памяти людей.
В проекте «Вчера, сегодня, всегда» зритель, благодаря экспонатам, сможет открыть для себя многогранность культуры Одессы и пронаблюдать этапы ее развития и становления.
Выставка проходит в Музее современного искусства по адресу ул.
Леонтовича, 5 и продлится до 26 сентября.
Стоимость посещения — 100 гривен.