Когда владелец бизнеса решает, что его пора масштабировать и выводить на новый уровень, компании внедряют в работу CRM.
Редакция MC.today разобралась, что такое CRM-системы, каких видов они могут быть и какие задачи решают. А еще составила список лучших CRM для бизнеса.
Содержание
- Что такое CRM-система
- Состав CRM-системы
- Виды CRM-систем
- 1. Операционная
- 2. Стратегическая
- 3. Аналитическая
- 4. Коллективная
- Как работает CRM-система?
- Задачи CRM-системы
- Преимущества использования CRM-системы
- ТОП-5 CRM-систем для эффективного бизнеса
- Вывод
Что такое CRM-система
Если дословно переводить с английского расшифровку аббревиатуры CRM (Customer relationship management), то это программное обеспечение, нужное для управления взаимоотношениями с клиентами. На практике так и есть.
В CRM сотрудники компании собирают информацию о существующих, потенциальных и бывших клиентах. Данные в системе хранятся в виде, удобном для анализа и дальнейшего использования.
Активнее всего CRM используют команды маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. В результате работы с информацией эти специалисты могут:
- создать целостное представление о том, что нужно вашей аудитории;
- разработать персонализированные предложения;
- улучшить пользовательский опыт;
- увеличить количество продаж и лояльных клиентов.
Какие отделы компании чаще всего используют CRM. Источник: Capterra
CRM – программное обеспечение, которое автоматизирует многие рутинные для бизнеса процессы, помогает лучше коммуницировать с клиентами и освобождает время сотрудников. Благодаря этому они могут решать задачи, которые помогут компании расти.
Состав CRM-системы
Количество модулей в CRM от разных разработчиков отличается, как и стоимость самих систем. Перед тем, как покупать конкретный продукт, надо учесть важный момент.
Не стоит выбирать самый простой и дешевый вариант и объяснять это тем, что ваш бизнес только начал развиваться.
При таком подходе есть высокая вероятность, что в какой-то момент вы перерастете возможности текущей CRM и придется переходить на более функциональную систему.
Сотрудникам понадобится время, чтобы адаптироваться к новому софту. А еще надо будет каким-то образом переносить информацию, которая уже есть. Этот процесс не всегда проходит гладко: данные теряются, форматы оказываются несовместимыми и так далее.
Чтобы этого избежать, лучше изначально выбрать максимально функциональную CRM, но в самом доступном по цене тарифе. По мере роста бизнеса тариф можно менять. При этом вас не коснутся описанные выше проблемы.
Обычно в CRM-системе есть такие модули:
- Сделки. Здесь хранятся данные обо всех сделках. Чаще всего они сегментируются на активные и неактивные. Стоит фиксировать и сделки, которые пока нельзя отнести к одной из двух категорий. Например, менеджер отправил потенциальному клиенту коммерческое предложение, но утвердительного или отрицательного ответа пока не получил. Именно это и будет отмечено в CRM.
Чем больше подробностей есть в карточке сделки, тем лучше. Если по какой-то причине с клиентом общается не тот менеджер, который вел сделку, то на основе данных в карточке он может быстро сориентироваться и провести разговор максимально продуктивно.
Хорошо, если к карточке можно прикрепить файлы, например, с договорами, квитанциями.
- Дашборд. Такая информационная панель позволяет на одном экране видеть ключевые метрики работы компании или отдела. Например, сколько сделок закрыл каждый менеджер на протяжении месяца, на какую сумму и так далее.
Такой формат позволяет буквально с первого взгляда заметить проблему и понять, в какие данные нужно вникнуть, чтобы найти причину недоработки. Затем можно наметить пути решения, дать задачи ответственным и на том же дашборде увидеть, меняется ли ситуация в лучшую сторону.
Пример дашборда. Источник: salesforce.com
- Контакты. В этом модуле хранятся номера телефонов, адреса электронной почты и другая контактная информация клиентов и партнеров.
Как правило, каналов коммуникации с одним и тем же контрагентом несколько. Например, детали уточняют по телефону, а договорами и квитанциями об оплате товара или услуги обмениваются через электронную почту.
- Система напоминаний. Удобно, когда в CRM есть настройка оповещений. Например, менеджерам можно напоминать, чтобы они перезванивали по пропущенным звонкам или сообщали клиентам о начале акции на товар.
Также можно настроить уведомления для руководителя, если сотрудник не выполнил задачу вовремя и она перешла в категорию просроченных.
- Автоматизация. Такой модуль позволяет экономить время сотрудников. Например, по факту принятого менеджером звонка создается задача, в рамках которой потом работают по сделке. Вручную при таком алгоритме придется вносить минимум данных.
Еще при помощи автоматизации можно настроить напоминания о том, что заканчивается срок договора, пора выставить счет на оплату или у клиента скоро день рождения. Этот же инструмент позволяет автоматически отправлять рассылки через SMS и мессенджеры.
- Аналитика. Этот модуль позволяет руководителю получить максимально точное представление о работе бизнеса и направлениях, которые надо улучшить.
Например, при помощи аналитики можно увидеть, как меняется сумма среднего чека, какие товары/услуги – самые востребованные, окупаются ли вложения в рекламу и какой канал продвижения приносит больше всего клиентов.
- Интеграции. Многие CRM имеют встроенную интеграцию с мессенджерами, корпоративной почтой, IP-телефонией, системами аналитики: например, Google Analytics и другими нужными для работы продуктами. Интеграции позволяют сразу же фиксировать информацию, полученную из разных каналов, внутри CRM.
Хорошо, когда в CRM есть API – протокол, который помогает программам обмениваться между собой данными. Если в системе нет какого-то функционала, его можно будет подключить при помощи API.
Виды CRM-систем
Каждую CRM на рынке можно отнести к одному из трех видов софта, описанных ниже.
1. Операционная
Главная черта такой системы – она нацелена то, чтобы оптимизировать коммуникации с клиентами. Обычно в функционале этих CRM есть такие опции:
- синхронизация календаря с напоминаниями;
- управление контактами;
- маркетинговые инструменты;
- автоматизация маркетинга и рабочих процессов.
При помощи операционных CRM можно освободить время, которое сотрудники тратят на рутину, для непосредственного общения с клиентами. За счет того, что информация в системе систематизирована и менеджерам проще с ней работать, качество коммуникаций растет.
Операционные CRM подойдут компаниям, в которых успех сильно зависит от административных процессов: например, юридическим и бухгалтерским.
Также они будут полезны бизнесам, где информация проходит через несколько сотрудников. Например, через операторов колл-центра, менеджеров по продажам и сотрудников технической поддержки.
2. Стратегическая
Стратегические CRM стоит выбирать тем, кто стоит долгосрочные отношения с клиентами, например, автосервисам, маркетинговым агентствам и так далее. Их работа основана на обработке данных клиентов и трендов рынка. Чаще всего в стратегических CRM можно:
- генерировать лидов;
- отслеживать продвижение по воронке продаж;
- сегментировать клиентов.
3. Аналитическая
Этот вид CRM поможет эффективно работать с отчетами, понимать закономерности поведения аудитории и построения жизненного цикла клиента. Именно в аналитических CRM проще всего отслеживать динамику доходов за период, среднюю длительность цикла продаж, средний чек клиента.
CRM этого вида позволяет эффективно привлекать, удерживать и развивать клиента, прицельно настраивать маркетинговые активности
4. Коллективная
Этот продукт нужен для слаженной работы разных департаментов компании: например, менеджеров по продажам, маркетологов и технических специалистов. CRM позволяет сделать так, чтобы все отделы обменивались данными и имели доступ к информации.
Как работает CRM-система?
По сути, CRM выступает в роли информационно-аналитического центра. При помощи CRM информация, которая поступает в компанию из множества каналов, систематизируется, стандартизируется и анализируется. А затем, при необходимости, транслируется во внешние каналы.
Примерная схема работы CRM. Источник: serpstat.com
Задачи CRM-системы
При помощи CRM компании решают такие задачи:
- работа сотрудников из разных отделов становится более согласованной;
- дают в руки руководителю инструмент, который позволяет контролировать работу бизнеса в целом;
- сводят к минимуму потери информации и ее искажения;
- получают понятные метрики, которые помогают оценивать эффективность отдельных сотрудников и каналов продвижения.
Преимущества использования CRM-системы
Не всегда выгоду от интеграции CRM можно напрямую измерить деньгами. Иногда она влияет, например, на степень комфортности работы. Но этот показатель в конечном итоге тоже отражается на прибыли компании.
Среди основных преимуществ использования CRM:
- У сотрудников появляется больше времени на непосредственное общение с клиентами. За счет того, что CRM избавляет от множества лишних действий, можно сосредоточиться на главном, а именно – на взаимодействии с клиентами.
- Вы закрываете сделки быстрее. Например, за счет той же автоматизации, которая позволяет отправлять клиентам напоминания или счета без непосредственного участия менеджеров. Да и задач, о которых сотрудники просто забыли, становится меньше. Ведь CRM сообщает, что в определенный день нужно позвонить потенциальному клиенту и напомнить о себе.
- Растет количество новых клиентов. Когда рутина занимает много времени, а работа с информацией не налажена, времени едва хватает на то, чтобы сохранить отношения с действующими клиентами. Поэтому с CRM высвобождается ресурс на привлечение новых клиентов без расширения штата.
- Повышается уровень удовлетворенности клиентов. Менеджерам проще обслуживать клиентов и решать их вопросы, когда доступ к нужной для этого информации предельно простой.
- Новым сотрудникам проще учиться. Вся необходимая для работы информация есть в CRM и просить о помощи опытных коллег приходится реже.
- Работать удаленно становится легче. Все необходимые для работы данные есть в CRM. Поэтому не так уж важно, где сотрудники находятся физически. Разумеется, это преимущество дают главным образом облачные системы.
- Увольнение кого-то из сотрудников не превращается в трагедию. База клиентов и все важные данные о каждом из них есть в CRM. То есть исключена ситуация, когда вместе с сотрудником автоматически теряются клиенты, с которыми он работал.
ТОП-5 CRM-систем для эффективного бизнеса
Чтобы подобрать оптимальную CRM для компании, надо протестировать несколько систем. Мы предлагаем список из пяти востребованных продуктов, которые уже зарекомендовали себя в мире бизнеса.
1. Zoho
Подходящее решение для тех, кому нужна комплексная аналитика и обширные возможности для персонализации. В этой CRM можно сегментировать клиентов, настраивать метрики эффективности того или иного канала привлечения и получать прогнозы от искусственного интеллекта.
Пользователи могут подключать более 500 интеграций с другими сервисами.
Есть бесплатная версия для трех пользователей и триал-период для любого из тарифов. Базовый план обойдется в $14 за пользователя в месяц.
2. Salesforce
Один из самых известных на рынке продуктов. Пользователи ценят эту CRM за мощную аналитику и способность давать ценные подсказки по поводу стратегии ведения бизнеса. Здесь же можно вести бухгалтерию и импортировать данные из календаря Google, Gmail, Excel.
Важное преимущество Salesforce – большое и активное сообщество пользователей, в котором можно найти ответы на любые вопросы, связанные с системой.
Есть бесплатный тестовый период. Платные тарифы стартуют от $25 за пользователя в месяц.
3. SendPulse
Эту CRM создали разработчики одноименного сервиса почтовых рассылок. Продукт позволяет закрывать основные задачи: формировать и сегментировать базу контактов, запускать маркетинговые активности, контролировать этапы работы с клиентом и общаться с ним в мессенджерах.
Также среди достоинств продукта – возможность интеграций со сторонними сервисами и создание лендингов.
Пользоваться продуктом можно бесплатно.
4. PipeDrive
Пользователей привлекает интуитивно понятный интерфейс, возможность управлять воронками продаж, анализировать информацию, отслеживать звонки и записывать их. Есть мобильное приложение и множество интеграций.
Есть бесплатный тестовый период. Самый дешевый тариф – от $14,90 за пользователя в месяц.
5. HubSpot
Прогрессивная CRM, которая дает полную статистику по каждому клиенту: например, откуда он пришел на сайт и что делал на нем перед тем, как позвонить. В карточках сделок можно указывать все активности по ним: встречи, звонки, переписки, обмен документами и так далее. Прямо из CRM можно настраивать всплывающие формы сбора контактов.
Есть API для интеграций с другими продуктами. Пользоваться этой CRM можно бесплатно. Платить необходимо только за некоторые расширения функционала, это обойдется от $50 в месяц.
Вывод
Использование CRM-системы – важный шаг на пути к росту бизнеса. Это программное обеспечение позволит сотрудникам автоматизировать рутину и отдать максимум сил по-настоящему важной работе – качественному общению с клиентами.