«Не получится “сидеть” на соцпомощи и одновременно получать зарплату в Украине». О жизни в Германии во время войны
«Не получится “сидеть” на соцпомощи и одновременно получать зарплату в Украине». О жизни в Германии во время войны

«Не получится “сидеть” на соцпомощи и одновременно получать зарплату в Украине». О жизни в Германии во время войны

Однажды Александра Юрина, менеджер по развитию рекламодателей ІТ компании Admitad, стояла на железнодорожном вокзале в Германии. На тот момент она жила в стране семь месяцев. Поезд опаздывал, и Александра подошла к стойке регистрации уточнить, что делать.

Новости технологий, IT и бизнеса. Полезные и вдохновляющие истории.

Каждый день в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь! 🙂

Она объяснила, что понимает только английский. Женщина понимающе кивнула и начала отвечать… на немецком. «Местные делятся на тех, кто готов помочь, не зная даже английского. И на тех, кто делает вид, что не понимают никакой язык кроме немецкого», – смеется Александра.

24 февраля она переехала из Украины в Германию и работает там уже год. Редакции MC.Today Александра рассказала, почему в этой стране нет богатых или бедных, с какой сложностью можно столкнуться, если захочешь приготовить борщ и как местные представляют себе переселенцев из Украины.

Александра Юрина

Александра Юрина

Не рассматривала Германию даже для туризма

За день до войны мы с друзьями гуляли по центру Киева и один из них вдруг сказал: «А вы понимаете, что это последний спокойный вечер? Завтра жизнь изменится». Мы рассмеялись, а на следующий день уже собирали чемоданы, чтобы бежать от войны – кто куда.

Моя подруга отправилась в Германию и предложила свободное место в машине.

Мы уехали вечером 24 февраля. И как потом оказалось, очень вовремя: через два часа после того, как мы проехали гостомельский мост, его взорвали, чтобы остановить наступление.

Разрушенный мост возле Гостомеля

Разрушенный мост возле Гостомеля

А потом на той же трассе на Гостомель, по которой мы ехали, россияне расстреляли гражданские машины. Если бы мы ехали на несколько часов позже, это могли быть мы.

Вся поездка была очень длинной – только польскую границу мы переходили двое суток. В то время я, конечно, не работала: на дорогу и первое время на обустройство в Германии ушла неделя.

Моя компания Admitad в феврале выделила весомую финансовую помощь для всех сотрудников киевского офиса. До сих пор поддерживает финансово всех, кто оказался за границей. Такая финансовая подушка мне очень помогает.

О легализации в Германии – все нюансы

В Германии есть 24 параграф – закон, определяющий права пребывания в стране для иностранцев. В марте его адаптировали специально для украинцев.Если вы приехали в Германию после 24 февраля, автоматически получаете статус временной защиты и вид на жительство. Его дают на год, а затем продлевают до трех.

По приезду я поселилась в Зенфтенберге в земле Бранденбург. Здесь около 23 тыс. жителей, а площадь чуть больше 120 кв. км.

Зенфтенберг в земле Бранденбург.

Зенфтенберг в земле Бранденбург.

Для легализации мне нужен был только загранпаспорт. Порядок оформления такой:

  • сначала я зарегистрировалась в Ведомстве социального обеспечения (Sozialamt), где принимали переселенцев – их адреса есть на сайте;
  • потом пришла в Sozialamt, где мне выдали удостоверение о прибытии – Ankunftsnachweis;
  • после этого там же я написала заявление, что нуждаюсь во временной защите, и мне выдали «фикцион» (Fiktionsbescheinigung). Он дает право работать, посещать языковые курсы, получать соцпомощь «Не получится “сидеть” на соцпомощи и одновременно получать зарплату в Украине». О жизни в Германии во время войны - Фото 4 «Не получится “сидеть” на соцпомощи и одновременно получать зарплату в Украине». О жизни в Германии во время войны - Фото 5 она доступна не для всех, ниже читайте подробности и путешествовать в рамках ЕС – за его пределы с «фикционом» выезжать нельзя;
  • через полгода предоставляют Aufenthaltstitel – это вид на жительство на 2 года. Он может быть в виде вклейки в загранпаспорт или отдельной пластиковой картой, где есть чип с личными данными. С ней уже можно выезжать из ЕС.

Что касается банковских услуг, то в Германии нет той цифровизации, к которой мы привыкли. Чтобы открыть счет, я заполнила документы в отделении банка, а через неделю получила карточку по обычной почте.

Что интересно: здесь, имея приложение банка, нужно еще отдельное приложение, чтобы попасть в свой кабинет. И отдельное приложение для пополнения мобильного. То есть три приложения одного банка! Ещё один нюанс: дебетовой картой редко где можно рассчитаться, нужно иметь кредитную.

Получать зарплату и соцпомощь не получится

Если вы переселенец и не имеете никакого дохода, Германия покроет ваши расходы на жилье, коммуналку, медстрахование и языковые курсы. На одного взрослого здесь выплачивают 450 евро ежемесячно – выплаты разнятся в зависимости от земли.

Зефтенберг

Зефтенберг

Также безработных ставят на учет в Центре занятости – Jobcenter. Оттуда сначала отправляют на языковые курсы, а затем в течение полугода ищут работу. За это время нужно согласиться на одну из вакансий.

Моей знакомой нашли место бухгалтером в международной компании. Она ходит на интеграционные курсы немецкого, но даже с английским её взяли на работу. У нее маленькая дочь, поэтому предложили работу на неполную занятость, чтобы было удобно забирать ребенка из садика.

Меня очень удивляют украинцы в Германии, которые получают все социальные льготы, но постоянно остаются чем-то недовольны. К примеру, говорят: «Почему нам дают не такое комфортное жилье, как у немцев?».

Также есть люди, получающие соцвыплаты от Германии и одновременно работающие в Украине.

Но рано или поздно Украина откроет данные по заработку украинцев, которые сейчас находятся в Германии. И тем, кто получал прибыль из двух источников, придется вернуть деньги. Германия не забывает такое, ей лишнего не нужно и свое она вернет.

Я не подавалась на соцпомощь. Оформила обязательную медицинскую страховку, которая покрывает все медицинские услуги и стоит 300 евро в месяц. Расходы по ней взяла на себя компания, в которой я работаю – за что я очень благодарна.

Время визита к врачу здесь можно ожидать несколько месяцев. Правда, с острой болью вас примут сразу. Так я попала к стоматологу с выпавшей пломбой – меня приняли в тот же день.

В представлении немцев переселенцы – бедные люди

Первый месяц в Германии мы с двумя подругами жили у одной из них. Затем в Sozialamt нам нашли социальное жилье. Это была 3-х комнатная квартира в доме, который планировали сносить. Для украинцев его «вернули к жизни» – сделали ремонт, завезли мебель, постельное белье и даже предметы личной гигиены.

У моих подруг не было работы – за них аренду платило государство. А мне приходила отдельная платежка, 120 евро в месяц за часть квартиры. Через несколько месяцев мои соседки съехали и оказалось, что по закону я не могу жить одна в 3-комнатной квартире, поэтому в Sozialamt мне нашли 1-комнатную.

Интересно, что в представлении немцев переселенцы по 24 параграфу не имеют средств к существованию.

Поэтому мне сначала неправильно оформили аренду на квартиру – как будто ее оплачивает государство. А потом переделывали все документы. Похожая история была с медицинской страховкой – ошибочно оформили за счёт государства. Разобрались в этом только через 2 месяца и попросили вернуть 600 евро.

Сейчас вместе с коммунальными услугами я плачу за однокомнатную квартиру 284 евро в месяц. Это средняя цена для Зенфтенберга. В Дрездене или Берлине сумма стартует от 450 евро – это без коммуналки.

Для комфортной жизни в небольшом городе одному человеку хватит 1000-1500 евро в месяц. Это аренда, коммуналка, еда, путешествия, а еще налог на доход. Чем больше зарабатываешь, тем больше налог.
При доходе менее 14 255 евро в год, налог платить не нужно. Если больше – налог будет от 14 до 42% в зависимости от суммы. Поэтому здесь нет очень богатых или очень бедных людей, все более-менее равны.

Борщ без свеклы и драники с сахаром

К энергоресурсам здесь относятся очень экономно: отопление выключают на ночь или днем, когда никого нет дома. Немцы вообще очень бережливы – ценят и деньги, и время.

Например, у них нет переработки: они четко соблюдают часы работы и не работают выходными. Еще момент: если человек выходит на работу в воскресенье, то работодатель платит больший налог.

Поэтому в выходные здесь даже супермаркеты закрыты: работают только кофейни, зоопарки, музеи – места, где можно провести время с семьей.

Продукты я покупаю в будние дни. Недавно я столкнулась с неожиданной проблемой: хотела сварить борщ, и не смогла найти в магазине сырую свеклу – здесь продаются только вареная.

Из интересных продуктов еще встречала селедку в майонезе и блюдо, похожее на наши дранники – картофельные блины. Здесь они считаются десертом и подаются с сахаром.

Железнодорожная станция в Зенфтенберге

Железнодорожная станция в Зенфтенберге

С января я официально оформлена в немецком офисе Admitad. Он находится в Неккарзульме – дорога туда занимает шесть часов, я работаю удаленно. У меня когда-то была мечта: посетить все представительства компании в 9 странах мира. Но я и представить не могла, что окажусь в немецком офисе при таких обстоятельствах.

Джерело матеріала
loader