В настоящее время бизнес в Украине проходит трудный этап восстановления. Вот несколько цифр:
РЕЄСТРУЙТЕСЯ!
- По данным Европейской бизнес-ассоциации, уже 68% компаний работают в полном объеме (опрос проводился в начале мая 2023 года).
- С 24.02.22 по 12.02.23 в Украине было зарегистрировано более 17 тыс. новых бизнесов и более 170 тыс. ФЛП. Это данные аналитической системы YouControl.
Олег Филишин, предприниматель/продюсер/бренд-стратег
На восстановление повлияли многие факторы. Но также одним из них, по моему мнению, является то, что украинские предприниматели начали объединяться между собой, самоорганизовываться, совместно закрывать запросы от клиентов – многим это позволило удержаться на плаву.
Если вы планируете запускать бизнес с нуля, дам несколько рекомендаций – каким образом, став предпринимателем-организатором, вы можете запуститься быстрее.
Кто такой предприниматель-организатор
Это предприниматель, у которого недостаточно компетенций для самостоятельного запуска нового продукта, но достаточно, чтобы объединить вокруг себя специалистов, которые вместе могут запустить бизнес.
Согласитесь, разработать бизнес-продукт – тяжело. Нужно отлаживать процессы, вкладывать деньги в маркетинг, тестировать, анализировать. Это огромный объем работы.
Но существуют специалисты, которые уже имеют сильные навыки в развитии продукта или услуги, но не могут организоваться. Собрав нужных работников вокруг себя, вы быстро запустите собственное дело.
Шесть шагов предпринимателя-организатора
- Найти нишу. На мой взгляд, сейчас в Украине более 50 ниш, в которых есть деньги, высокий потенциал и которые не зависят от политики. На каждой можно зарабатывать удаленно.
- Начать собирать партнеров-совладельцев или работников, которым вы будете платить после первого чека. Для старта вам достаточно привлечь 2-3 специалистов, уже имеющих нужные навыки, опыт, портфолио и кейсы.
- Упаковать услугу/продукт. Сайт, презентация, видео.
- Маркетинг. Настраиваете первые бесплатные каналы маркетинга, если есть бюджет – платные.
- Продажа. Вместе с командой производите первые продажи продукта.
- Масштабируетесь.
У вас возникнет вопрос – а где взять на это деньги? По своему опыту скажу, что на старте вам вообще не нужен бюджет. Тогда возникает следующий вопрос – а как платить зарплату команде? Идём дальше.
Где взять деньги на зарплаты, если бизнес только стартует
Здесь предлагаю, по сути, два классических варианта:
- Оплата с первого чека. Если вы думаете, что невозможно договориться с работниками о таком формате, вы ошибаетесь. Сейчас в Украине люди месяцами ищут и не могут найти работу. Они готовы работать уже сегодня, чтобы получить возможность заработать завтра. Вы как организатор создаете новые рабочие места и через некоторое время уже начнете выплачивать зарплату. Также можете договориться о 1-4 часах в день такой работы на перспективу. Смело нанимайте стажеров и практикантов. Опыта у них еще немного, но работать они начинают обычно за практический опыт. А потом им можно назначить ставку.
- Найти совладельцев бизнеса. Это классический западный вариант развития онлайн-стартапа. Ваши первые работники – ваши партнеры по бизнесу, с которыми вы вместе запускаетесь.
Бизнес-кемп Олега Филишина на Кипре в мае 2023 года
Как найти партнера по бизнесу
Это тема для отдельной статьи, но приведу четыре основных шага, которые нужно предпринять, чтобы найти совладельца для своего бизнеса.
- Поймите свои мотивы. Почему вы хотите запартнериться с тем или иным предпринимателем? Имеет ли он специализированные навыки или контакты, которые могут принести лидов? Или вы ищете продукт для инвестиций? Что вы умеете, чтобы войти с другим человеком в долю?
- Поиск бизнес-партнера, знакомство. Поиск может производиться через личные контакты, рекомендации или использование специализированных платформ, где предприниматели ищут партнеров. Также обязательно посещайте конференции, бизнес-инкубаторы, онлайн-ивенты. Их очень много.
- Совместный бизнес-план. На этом этапе создается общая стратегия с целями. Бизнес-план должен отражать вклад каждого партнера и определять механизмы принятия решений.
- Заключение сделки. После всех предыдущих этапов важно оформить официальное соглашение о партнерстве, включающее условия и распределение прибыли.
Приведу несколько примеров, которые лично видел в нашем сообществе Brand People, где я являюсь основателем, за последний год.
Ознайомитись з курсом
Девушка организовывает мебельные туры по городам Италии. Статусные семьи со всего мира выбирают для себя эти туры, чтобы приобрести дорогую мебель.
Или возьмем другой кейс. Парень решает двигаться в сторону собственного SMM-агентства. Нанимает двух контент-менеджеров, которые тратят на работу по два часа в день. Также они становятся совладельцами агентства.
Уже через месяц четыре бизнеса заказывают у агентства услуги по ведению Instagram-страниц. Прибыль делится на троих, работа масштабируется – из этих средств нанимается первый sales-менеджер.
Третий кейс. Женщина училась нейрографике, но ей не удавалось зарабатывать на этом достаточно денег. Она решает создать онлайн-студию по нейрографике, нанимает специалистов и становится предпринимателем-организатором. Начинает зарабатывать уже через три месяца, с первых денег начинает выплачивать зарплату.
Если вы хотите зарабатывать больше и создать свой бизнес – необязательно изучать новую профессию. Попытайтесь найти людей, которые уже умеют предоставлять определенную услугу или имеют свой продукт. Договоритесь с ними о сотрудничестве, а платите уже после первой прибыли. Это абсолютно рабочая схема.