Статистика показывает: лишь 20% украинских абитуриентов выбирают профессии, которые им действительно нравятся и совпадают с их наклонностями.
И ровно столько же дипломированных выпускников идут работать по специальности.
Как не ошибиться с выбором будущей профессии? Должны ли родители навязывать детям свое мнение? Об этом наш разговор с преподавателем кафедры психологии Полтавского государственного педагогического университета, кандидатом психологических наук, профессором Владимиром Моргуном.
"Работа не должна раздражать".
.
Кандидат психологических наук Владимир Моргун.
- Владимир Федорович, к чему может привести неправильный выбор профессии?.
- Расскажу один случай.
Врач-терапевт так ненавидела свою работу и так уставала от общения с пациентами, что вынуждена была обращаться к психотерапевту.
Естественно, таблетки в этом случае не помогают.
В ходе консультаций выяснилось: женщине, с ее темпераментом и характером, противопоказаны профессии типа "человек-человек".
Но она не решалась уйти из медицины, поскольку… было жалко времени (целых семь лет) и денег, потраченных на учебу.
Получать второе образование, считала, поздно, вот и мучилась от постоянного выслушивания чужих проблем со здоровьем.
Мы размышляли над изменением квалификации и решили, что работа в рентген-кабинете была бы для нее наиболее приемлемой.
Врач, последовав моему совету, окончила специальные курсы и теперь счастлива, поскольку работает с техникой и не страдает от постоянных разговоров с людьми.
Вообще, если человек занимает не свое место, пусть оно будет самым престижным, он может серьезно заболеть и даже умереть.
- Слышала, вы спасли девочку, грозившуюся наложить на себя руки, если родители не согласятся с ее выбором профессии….
- Представьте себе, доходит и до такого.
Меня попросили помочь одной семье полтавчан.
Еще в пятом классе отец отдал свою дочь в физико-математический класс, и она успешно в нем училась, радуя родителей высокими баллами по всем наукам.
Когда девочка была уже в выпускном классе, отец, имеющий собственный бизнес и собственные планы на дальнейшее его развитие, заявил ей, что дочь должна учиться на экономиста.
Дескать, в моей фирме со временем займешь хорошую должность.
Но послушный доселе ребенок запротестовал: "Это не мое!" И чем активнее велись беседы на тему профориентации, тем больше дочка сопротивлялась выбору отца.
В конце концов она стала угрожать: "Я скорее сведу счеты с жизнью, нежели стану экономистом".
Мама испугалась, начала искать психолога.
Я провел с девочкой методику анализа достижений и с удивлением обнаружил, что ученица физико-математического класса… пишет стихи, издала поэтический сборник благодаря папиному финансированию, редактирует школьную газету, то есть имеет ярко выраженную гуманитарно-филологическую направленность.
После этого разговор с ее отцом был очень кратким.
Я спросил, есть ли в фирме специалист, занимающийся паблик рилейшнз.
"Да, конечно, и я плачу ему за это бешеные деньги".
"Будем ли говорить о вашей дочери?" - задал я ему второй вопрос.
"Нет, я все понял", - ответил он, и мы пожали друг другу руки.
А через несколько месяцев узнаю, что девочка учится в одном из столичных вузов на факультете журналистики.
Отец таки сделал своего ребенка счастливым!.
А вот противоположный случай.
На платное отделение нашего факультета прошел по конкурсу на психологию один мальчишка.
Звоним ему, приглашаем привезти оригиналы документов.
"А меня родители уже на ветеринарный факультет аграрной академии определили, на бюджет", - отвечает с гордостью.
Да, дешевизна его образования радует, но радость будет полной только в том случае, если ему удастся полюбить животных так же, как психологию.
Чтобы не пришлось, знаете ли, сочувствовать братьям нашим меньшим, которых будет лечить этот юноша! Еще больше - ему самому, поскольку выполнять нелюбимую работу - мало не покажется.
А человеку хочется радости.
И где он начнет искать эту радость - на дне стакана, шприца?..
"Гордиться можно умением готовить борщ".
- Как я могу понять, подходит ли ребенку профессия, о которой он мечтает?.
- Существует давняя методика профориентации, разработанная учителем-новатором Игорем Волковым.
Педагоги о ней знают, однако применяют редко, поскольку она не является обязательной для исполнения.
Интересна история педагогического открытия Игоря Волкова.
Он часто слышал в учительской обычные жалобы педагогов на то, что дети не слушаются, отвлекаясь на разговоры между собой.
И решил исследовать, на что тратят время урока ученики, отвлекаясь от темы.
А когда получил результаты, был потрясен.
Оказалось, они чаще всего хвалятся друг перед другом своими достижениями и планами на будущее!.
И учитель-новатор Волков сделал следующее: раз в месяц, на воспитательном часе, давал возможность детям поговорить о своих достижениях.
Это все фиксировалось в письменном виде, а через какое-то время уже собралась статистика, на основе которой можно делать выводы о выборе кружков, секций, предметов для углубленного изучения, профиля образования и, наконец, будущей профессии ребенка.
Одного воспитательного часа в месяц учителю достаточно, чтобы, используя довольно простую методику Волкова, в конце года сделать выводы об интересах ребят, способностях и склонностях к тому или иному виду деятельности и занести их в характеристики, которые учителя пишут для учащихся 1, 4, 9 и 11 классов.
Было бы здорово, чтобы эти характеристики не просто пополняли архивы школ, но и были востребованы в колледжах и вузах.
Так делается во многих странах, которые не ограничиваются только результатами независимого тестирования при определении профессионального призвания человека.
- Могут ли родители самостоятельно применить эту методику по отношению к своему ребенку?.
- Методика представляет собой своеобразную анкету, в которую заносятся десять (как минимум) самых важных достижений ребенка за всю его сознательную жизнь.
Важных, на его взгляд.
Не обязательно победы на олимпиадах или героические поступки.
Возможно, кто-то связал маме теплые носки, кто-то научился готовить борщ, а кто-то начал ухаживать за щенком.
И дальше в этой анкете проставляем плюсы и минусы, оценивая таким образом длительность конкретного достижения в определенной сфере жизни, сложность этого достижения, уровень и качество выполнения (учитывается инициативность и креативность) и еще несколько факторов.
Полученные данные переводим в проценты, и уже можно говорить о приоритетах ребенка.
Вот, например, ваш сын, судя по его ответам, имеет разностороннюю направленность (а есть моноориентированные дети - чистые гуманитарии или технари).
Пока нельзя сказать, в какой именно профессии он может быть успешным, но уже хорошо видно: в чистую науку он не пойдет - сушить голову теориями ему не интересно.
И обычным исполнителем тоже не будет - у него преобладает творческий подход к делу.
Мальчик берется за работу среднего уровня сложности, но старается выполнять ее качественно.
Это хорошо, однако важно уберечь себя от самоедства.
Будет комфортно чувствовать себя в коллективе единомышленников, но не растеряется, когда придется работать на удалении от коллектива, самостоятельно.
Его можно ставить на ответственные участки, которые требуют инициативности, независимости.
Справка "КП".
Моргун Владимир Федорович (г.
Полтава), кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии ПНПУ им.
Г.Короленко, член Ассоциации психологов Украины, специалист в области психологии личности, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, один из основателей Международной и Украинской макаренковских ассоциаций, автор ряда фундаментальных научных трудов.
.
Вопрос дня.
Психолог рассказал, какие ошибки совершают родители, подталкивая ребенка к выбору будущей профессии.
В связи с этим наш вопрос: А что (или кто) повлиял на ваш выбор специальности?.
Максим СИКОРА, ведущий программы "Сегодня" на канале "Украина":.
- Думаю, в журналистику не идут случайно, это надо быть сумасшедшими от рождения.
Меня направлял Виктор Владимирович Пасак, он возглавлял КГРТ - мое первое место работы.
Если он это читает - большой привет заслуженному журналисту Украины.
Валерий КАРПУНОВ, народный депутат, Киев:.
- Я сам решил, что хочу учиться на юрфаке.
Хотя до этого год проучился на физмате, потом перевелся.
Назар САВКО, певец, Львов:.
- Первоочередную роль при выборе профессии, конечно, играют родители.
У меня так и произошло - яблочко от яблони: моя мама - певица, а папа - музыкант.
Светлана ГОЦЫК, боец ММА, экс–чемпион мира, Киев:.
- Я долго не могла определиться с выбором профессии.
Прислушивалась к советам родителей, но никто меня не заставлял делать тот или иной выбор.
У нас принято прислушиваться к детям, а нас в семье трое детей.
Все делали окончательный выбор в нашей семье самостоятельно, в том числе и я.
Виктория ТКАЧУК, легкоатлетка, участница ОИ-2014, Киев:.
- На мой выбор повлияло то, что я с детства наблюдала за спортсменами.
Очень хотела стать, как они.
Больше все впечатляла Наталья Добрынская, я хотела быть такой же.
Анастасия ХОЛИНА, продавец-консультант магазина товаров для взрослых, Киев:.
- Я представляю, что со мной бы сделала бабушка, если бы дожила до того дня, когда я устроилась работать в секс-шоп, так сказать, дарить людям счастье.
Я работаю тут потому, что это позволяет мне самой себя содержать и остаются деньги на путешествия.
Инна ПОПОВИЧ, преподаватель, Запорожье:.
- Меня подтолкнули как раз родители.
Я в мединститут очень хотела, но все были уверены, что химию мне не сдать.
Послушалась и поступила на филфак.
О выборе сейчас не жалею, но, попадая в больницу, всегда представляю себя в белом халате.
Денис, читатель сайта kp.
- Мне все советовали учиться на стоматолога, а я стал художником.
И не жалею.
Слушайте только свое сердце, оно не обманет.