Институт благородных небылиц. Когда украинские университеты станут драйвером развития экономики
Институт благородных небылиц. Когда украинские университеты станут драйвером развития экономики

Институт благородных небылиц. Когда украинские университеты станут драйвером развития экономики

Много или дорого.

Сегодня в Украине около 200 университетов.

Материально-техническая база большинства из них не может обеспечить подготовку на уровне европейских и американских университетов.

"Оте­чественным вузам нужно объединяться и менять свой менеджмент.

Ресурсов на всех не хватает", — озвучивает план действий Егор Стадный, директор аналитического центра CEDOS.

Он напоминает, что в начале 1990-х в Украине было около 40 университетов при населении 52 млн.

"Количество абитуриентов за эти годы сократилось.

Если в 2005 году на первый курс поступало около 500 тыс.

человек, то в этом году — 220 тыс.", — добавляет он.

Объединение повлечет за собой сокращение штата, но при правильном подходе можно создать систему конкурентных вузов.

"В европейских странах при объединении университетов к их бюджетам добавляют дополнительные средства для поощрения этого процесса, чтобы там остались лучшие преподаватели", — говорит Стадный.

Важно также, чтобы новыми учреждениями управляли менеджеры соответствующей квалификации.

"Я бы выделил неотложную необходимость убрать ректоров старой закалки, которым часто нет дела до качества преподавания, — говорит Иван Примаченко, сооснователь образовательных курсов Prometheus.

— Они снова и снова переизбираются узким кругом профессоров и деканов.

Нужен новый механизм выборов ректоров, возможно, с привлечением заграничного сообщества, независимых номинационных комиссий.

Без этого финансовые реформы не будут успешными".

Следующим шагом, по мнению экспертов, должно стать сокращение госзаказа.

В этом году бюджет выделил средства для набора около 80 тыс.

бакалавров разных направлений.

В среднем на одного студента преду­смотрено примерно 30 тыс.

грн в год.

"Но по факту нужно в два–четыре раза больше.

То есть в условиях ограниченного бюджета реально денег хватает на госзаказ около 20–40 тыс.

бакалавров", — утверждает Стадный.

Реальные цены, если речь идет о качественном образовании, должны были быть примерно в два-три раза выше нынешних.

Университеты на такое повышение не пойдут, ведь попросту потеряют деньги.

"Сейчас вузы не просто зарабатывают на контрактниках, но и субсидируют их учебу за счет бюджетников", — подчеркивает Примаченко.

"Но если все же государство начнет финансировать бюджетников по себестоимости, то уже лет через пять у вузов не будет такой большой необходимости гнаться за контрактниками и они позволят себе отсеивать тех, кто не дотягивает по подготовке", — говорит о первой точке невозврата реформы высшего образования Стадный.

Умный двигатель экономики.

По оценкам консалтинговой компании 2U Inc, в 2016-м мировой рынок высшего образования оценивался в $1,9 трлн с перспективой увеличения на 8–9% в следующие пять лет.

В Украине ситуация не такая радужная.

"По состоянию на 2015 год украинские университеты от студентов-контрактников получали около $500 млн ежегодно.

Если провести качественные изменения в работе системы высшего образования, то отрасль может привлечь до $1 млрд", — считает Николай Скиба, эксперт по вопросам образования Украинского института будущего.

Но эти деньги зайдут скорее не от оплаты за образование студентов, а от совместной деятельности университетов с коммерческими компаниями, от заказов на разработки для муниципалитетов, а также от возможности привлекать деньги в различные фонды (финансирование новых лабораторий, приглашение в университеты высококлассных специалистов с соответствующей оплатой труда).

Николай Скиба подчеркивает: именно техническая база университета оправдывает стоимость образования.

В таких лабораториях могут делать свои проекты академики, разработчики.

За технологиями подтянется бизнес, создастся кооперация для поиска прикладного использования разработок.

"В Великобритании за последние семь лет прямые иностранные инвестиции в исследования возросли на 73%.

Это позволило стране занять третье место в глобальном рейтинге инновационных возможностей", — говорит о возможных перспективах Скиба.

Дорогие студенты.

По состоянию на 2015 год украинские университеты от студентов-контрактников получали около $500 млн ежегодно.

Иностранные студенты — еще одна статья доходов для экономики страны.

В той же Англии в 2014–2015 годах студенты из-за рубежа и родственники, которые их посещают, принесли стране без малого 26 млрд фунтов стерлингов.

По данным Министерства образования и науки, сегодня иностранные студенты приносят Украине ориентировочно 9 млрд грн ($331,55 млн).

В среднем $5 тыс.

в год тратит один иностранный студент на обучение и проживание в Украине.

Для нашей страны сценарий существенного увеличения поступлений от иностранных студентов скорее долгосрочная перспектива.

Если страна начнет повышать требования к качеству образования, то часть абитуриентов просто отсеется.

"Сейчас иностранных студентов зачисляют в вузы без экзаменов, зачастую просто по собеседованию", — отмечает Егор Стадный.

Николай Скиба подчеркивает, что в украинские вузы поступают не самые талантливые студенты из-за рубежа, но вузы за них держатся.

С мозгами на выход.

По данным центра CEDOS, по состоянию на 2016–2017 учебный год на дневной форме обучения за границей получали образование не менее 70 тыс.

украинских студентов.

"В 2017–2018 учебном году таких студентов может быть уже около 80 тыс.

В ближайшие годы это число будет умеренно расти", — говорит Егор Стадный.

Студенты реже уезжают за качеством образования, чаще просто хотят обосноваться в странах ЕС и не планируют возвращаться обратно.

При этом некоторых молодых людей не смущает перспектива учиться далеко не в самых престижных вузах той же Польши.

Если сократить выезд быстро не получается, все же можно получить некоторые выгоды.

"Министерство должно включиться в информирование студентов, чтобы они более обдуманно выбирали зарубежные университеты и востребованные специальности", — считает Егор Стадный.

Чем выше будет уровень образования, тем больше украинские студенты станут оказывать позитивное влияние на качество жизни своих родственников в Украине: от элементарных советов чаще проходить обследования у врача до денежной помощи в будущем.

"Нет смысла посыпать голову пеплом и просто говорить, что мы теряем молодежь.

Давайте закладывать фундамент для ее возвращения и искать выгоды даже в этой ситуации", — предлагает рационально смотреть на проблему эксперт.

Кстати, толковый подход нужен и к организации образовательного процесса тех, кто остается в стране.

"Значительная часть студентов вынуждена работать, что часто негативно влияет на их обучение.

В случае нехватки времени молодые люди обычно отдают предпочтение заработку, а не качеству образования", — говорит о проблеме Владимир Бахрушин, главный эксперт группы "Образование" Реанимационного пакета реформ.

Механизм изменения образовательного процесса под нужды студентов в Украине сегодня работает очень слабо.

Студенты должны учиться вместе с академической группой.

"В большинстве заведений они не могут воспользоваться предусмотренной законодательством возможностью свободного выбора 25% содержания образования", — продолжает Бахрушин.

В результате студенты не заинтересованы в повышении качества образования, решая насущные проблемы собственного обеспечения.

Диплом и зарплата.

"Популярность и массовость высшего образования ведет к тому, что оно становится менее элитарным.

За последние 30 лет доля молодежи, получающей высшее образование, в мире выросла с 13% до 36%, в еврозоне — с 29% до 72%, в Украине — с 48% до 83%", — рассказывает Владимир Бахрушин.

Даже при невысоком качестве высшего образования в Украине отказаться от получения диплома все еще сложно.

По данным hh.

ua, собранным за последние годы, трое из пяти работодателей обращают внимание на диплом, если имеют дело со специалистом начального уровня.

По их мнению, наиболее авторитетные — рейтинговые национальные вузы.

Частные же учебные заведения не вызывают доверия у представителей украинских компаний.

Интересно, что при этом в Украине нет прямой зависимости уровня зарплаты от наличия высшего образования.

Но в ряде стран такая корреляция существенна.

Наивысший индекс отличия сумм заработных плат, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, фиксируется в Бразилии, Чили и Колумбии.

Пять перспективных специальностей, которые в Украине пользуются спросом.

Система высшего образования в Украине должна быть изменена, этого требует как экономическая ситуация, так и подход к жизни молодого поколения.

Тратить время на то, что бесполезно, но необходимо для получения работы, студенты хотят все реже.

Рынок труда постепенно адаптируется к потребностям молодых соискателей.

Университеты же пока сохраняют закостенелые традиции преподавания.

Джерело матеріала
loader
loader