В этот день, 120 лет назад, родился Григорий Косынка - украинский писатель-новеллист, переводчик эпохи «Расстрелянного возрождения».
Григорий Косынка (наст.
фамилия - Стрелец; 1899-1934) - автор сборников новелл и рассказов «На золотых богов», «Украшенный цветами сон», «За воротами», «Мать», «Политика», «Сердце».
Косынку считали лучшим украинским прозаиком первой половины двадцатых годов – рядом с Хвылевым и Пидмогильным.
Николай Хвылевой называл его «одним из наших лучших мастеров слова».
Максим Рыльский отмечал: «...Косынкины рассказы имеют большое познавательное значение.
Но есть и другое: они имеют несомненную эстетическую ценность, они горячие и трепетные, как та жизнь, по свежим следам которой они писались».
В конце 20-х годов Григорий Косынка испытал гонения со стороны советских партноменклатурщиков.
Осенью 1929 года Станислав Косиор (один из организаторов Голодомора) назвал Косынку «буржуазным националистом», и уже в начале 30-х годов ситуация резко изменилась - цензура запретила распространять напечатанный сборник «Сердце».
Официальная советская критика обвиняла Косынку в исповедании «кулацкой идеологии» и «национализме».
Тогда писатель начинает заниматься переводческой деятельностью (перевел на украинский «Мертвые души» Гоголя), писать сценарии для фильмов, которые так и не вышли на экран.
В июне 1934 года, в Харькове состоялась конференция писателей, на которой обсуждали – после тотального истребления украинского крестьянства, Голодомора 1932-1933 годов – успехи коллективизации.
После стандартных речей выступил Косынка, сказав буквально следующее: «Мы становимся не инженерами, а милиционерами человеческих душ».
Виктор Домонтович вспоминает: «Вместо того, чтобы ограничиться трафаретными словами вынужденных заявлений, как это делали другие, он разразился потоком жалоб, нареканий и протестов.
С резкой и зажигательной яростью он начал говорить на тему: «Братья писатели, в вашей судьбе есть что-то роковое».
Он говорил о том, что в условиях «социального заказа», когда человека взяли за горло, он просто не может творить.
Это была не речь.
Это была истерия.
Крик отчаяния в одинокой пустоте тьмы.
Коммунисты встретили речь Косынки свистом и криками возмущения, в сумерках галерки писателя приветствовали бурными аплодисментами».
4 ноября 1934 года Григорий Косынка был похищен сотрудниками органов НКВД и брошен в тюрьму.
Он проходил по судебному делу вместе с писателями Антоном и Иваном Крушельницкими, Костей Буревеем, Дмитрием Фальковским.
Всех их обвиняли в подготовке террористических актов.
Григория Косынку расстреляли 15 декабря 1934 года.
Ему было 35 лет.
Из тюрьмы, уже перед смертью Косынка писал жене Тамаре Мороз (украинская писательница, литературовед): «Прости, что так много горя принес тебе за короткий век.
Прости, дорогая жена, а простив – прощай.
Не скорби, говорю: слезами горя не залить.
Пожелаю тебе здоровья.
Свидание не проси, не надо! Передачу, когда будет возможность, передавай, но не часто.
Вот, кажется, все..
Юбилеи дня:.
241 год со дня рождения Григория Квитки-Основьяненко (наст.
- Квитка; 1778-1843), основоположника художественной прозы в новой украинской литературе.
Вершинными достижениями Квитки-Основьяненко считаются комедия «Приезжий из столицы, или Суматоха в Уездном городе», которая по сюжету и характеру персонажей предшествовала появлению «Ревизора» Гоголя, социально-бытовые комедии «Сватовство на Гончаровке» и «Шельменко-денщик», а также бессмертная «Конотопская ведьма».
Лучшие произведения Квитки-Основьяненко одними из первых представили украинскую литературу в царской России и Европе.
Кроме занятий литературным творчеством, Квитка-Основьяненко был известным общественным деятелем.
Он принимал участие в подготовке и открытии Харьковского университета, занимал должность директора Харьковского театра, его стараниями был создан и издавался ряд журналов.
Маленьким мальчиком Григорий Квитка видел знаменитого на всю Украину странствующего философа Григория Сковороду (как-то в одно чудесное августовское утро тот забрел на бахчу), а в конце жизни познакомился с Тарасом Шевченко.
Лично художники не встречались, а только переписывались.
Мой любимый господин, Тарас Григорьевич ..
Крепко Вас я возлюбил, найдя такое мягусенькое сердце и душу чистую, как хрусталь..
Сидим мы вдвоем с моей женушкой, кое о чем болтаем, и вот доставляют нам книги, знаете – те, которыми нас, дурачков, обманывают - денежки вперед сдерут, а сами пишут и печатают всякую московскую чушь, как какая-нибудь разляпушка убивалась о своем полюбовнике-ловеласе или как какой-нибудь ветреник обманул барышню-кокетку, которая и на людей то боялась смотреть, а тут..
надо о колыбельке заботиться..
Вот такое все пишут, вестимо – москаль: он по вере так и пишет..
А «Кобзарь» Ваш я как развернул..
А потом его прижал к сердцу, потому что очень уважаю Вас и ваши мысли крепко ложатся на душу.
А что Катерина!.
Хорошо, батюшка, хорошо! Больше не умею сказать...» Писал осенью 1840 года Квитка-Основьяненко молодому поэту.
Шевченко отвечал взаимностью: «Только и родные, что вы одни..
Вас не видел, но вашу душу, ваше сердце так вижу, как никто на всем свете не может видеть.
– Ваша «Маруся» так мне вас рассказала..
» (письмо от 19 февраля 1841 года).
В этот день родился Джоэл Коэн (1954), американский кинорежиссер, сценарист, продюсер, старший из братьев Коэн (младший Итан), или как их любовно называют друзья, «Двуглавый режиссер».
Братья Коэн являются постановщиками фильмов «Воспитывая Аризону» (очень смешная комедия, замечательная актерская игра 23-летнего Николаса Кейджа), «Бартон Финк» (приз МКФ в Канне, 1991), «Фарго» (приз МКФ в Канне, 1996; премии «Оскар»,«Золотой глобус», 1997),«Большой Лебовски», «Человек, которого не было» (приз МКФ в Канне, 2001),«Брат, где ты?»,« Старикам тут не место» (премии ВАFTA, «Оскар»; 2008), «После прочтения сжечь», «Железная хватка», «Внутри Льюина Дэвиса» (приз МКФ в Канне, 2013), «Да здравствует Цезарь!» В общем кинорежиссеры являются обладателями 4 премий «Оскар», двух премий BAFTA, «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и еще более 70 наград ведущих кинематографических конкурсов и фестивалей.
Джоэл Коэн – профессиональный кинорежиссер, выпускник кинематографического факультета Нью-Йоркского университета, тогда как Итон учился на философском факультете Принстонского университета.
В мир кинематографического истеблишмента они ворвались со своим легким, смешным и провокационным «Бартоном Финком» в 1991 году.
Тогда им удалось «подвинуть» Триера с его тяжеловатой и немного кафкианской «Европой» и получить «Золотую пальмовую ветвь» МКФ в Каннах.
С тех пор они желанные гости на любых кинематографических мероприятиях, на их фильмы с нетерпением ожидают не только критики, но и обычные зрители.
Фирменный стиль от Коэнов – это уважение к традициям и стандартам жанра, неожиданные сюжетные повороты, а также неподражаемый черный юмор.
Джоэл Коэн в браке с известной американской актрисой Фрэнсис Мак.
Дорманд, супруги воспитывают усыновленного парагвайского мальчика.
Годовщина смерти:.
День памяти Ивана Чендея (1922-2005), украинского писателя, классика закарпатской литературы, киносценариста.
В 1994 году был удостоен Государственной премии Украины им.
Шевченко за книгу «Калина под снегом»; лауреат Республиканской премии им.
Головко (1987).
Автор многих книг рассказов, очерков, повестей, киносценария художественного фильма «Тени забытых предков» (1964, в соавторстве с С.
Параджановым), ряда сценариев научно-популярных лент.
Родился Иван Чендей в поселке Дубовое на Тячевщине.
Первым литературным учителем было народное творчество - сказки, легенды, песни-частушки.
Их он слышал от матери, потом читал в журнале «Наш родной край».
Были еще рождественские вертепы с колядками-лицедеями, народные весенние забавы, похоронные причитания, гадания и заклинания, верховинские свадьбы.
После освобождение Закарпатья от немцев (1944), Иван Чендей был участником литературного сборника хустских гимназистов.
В 1945 году начал работать в областной газете «Закарпатская правда».
Впоследствии Иван Чендей закончил Ужгородский университет, Высшие литературные курсы в Москве.
При советской власти на протяжении многих лет был в опале, произведения писателя не печатали.
Слева направо: Борис Антоненко-Давидович, Григорий Косынка, Мария Галич, Евгений Плужник, Валерьян Пидмогильный, Феодосий Осьмачка.
1925 год.