Недавно наделала шуму история с билбордом, на котором был изображен бизнесмен Олег Катющенко.
Он якобы на всю страну заявлял, что "Россия – наш главный стратегический партнер".
Как выяснилось, предпринимателя просто хотели дискредитировать.
Это не первая подобная история.
Испортить репутацию человеку в Украине не так и сложно.
И стоит это тоже недорого.
Как очерняют людей, какие методы используют и сколько это стоит – разбирался OBOZREVATEL.
"Попросил Шумахер".
В ночь на 30 января в Киеве появилось сразу 11 рекламных щитов, на которых был изображен основатель компании Holly Industrial Олег Катющенко.
Рядом с фото – цитата: "Россия – наш главный стратегический партнер".
СМИ тут же кинулись искать связи Катющенко с РФ, а он и близкие растерялись и ломали голову – кто мог так жестоко пошутить.
В тот же день провокационную рекламу убрали, а бизнесмен обратился к правоохранителям.
Полиция задержала исполнителей, которые признались, что клеили постеры по просьбе знакомого по прозвищу Шумахер.
"Мне известно, кто меня "заказал".
И да, это связано с бизнесом, – говорит OBOZREVATEL Олег Катющенко.
– О том, как продвигается расследование – мне не известно.
Знаю только, что работа идет.
Как мне сообщили, за работу мужчинам платили по $50 за одну поверхность".
Провокационные билборды обклеивали ночью.
Начинают с публикации "компромата".
Сейчас полиция продолжает расследование и выясняет, кому перешел дорогу Катющенко.
В тоже время услуги по "очернению" конкурентов открыто предлагают в интернете.
Объявления публикуют в соцсетях.
"Мы применяем все возможные методы по очернению репутации.
Даже если они выходят за рамки морали и закона.
Удар по репутации жертвы почувствуется уже через месяц нашей работы, а через три будет достигнута точка невозврата", – рекламируют агентства свои услуги в интернете.
Стоимость, уточняют, рассчитывают индивидуально под заказчика.
Результат обещают через месяц.
Адвокат Александр Кличмук говорит, что в Украине цена уничтожения репутации стартует от $50.
"Обычно начинают с заказных статей на сайтах, которые обходятся в 50-300 долларов.
И за которые невозможно привлечь в Украине к ответственности.
Мы как раз сейчас представляем интересы крупного агрария, против которого стали появляться якобы компроматы", – рассказывает он.
Сайт, где публикуют "чернуху", уточняет Климчук, зарегистрирован в Панаме.
И юристам тяжело судиться с панамской компанией.
А репутация бизнесмена или его компании очень плохо защищена законом.
"В случае с нашим клиентом, у него хотят забрать бизнес.
Сначала стали появляется материалы про "лихие девяностые".
К примеру, про бизнесмена писали так: "В 90-ых были люди, которые делали что-то незаконное".
Но все написано так, что сложно подобрать юридические факты – ведь конкретная фраза не относится к этому человеку", – объясняет адвокат.
После первых двух-трех статей, которые не произвели нужного эффекта, заказчики сменили тактику.
И теперь агрария "уличают" в связях с РФ, хотя он никоим образом не связан со страной-агрессором.
"То есть те, кто стоят за этим заказом, прощупывают разные варианты – как повлиять на него лично или на его бизнес.
Сейчас "связь с Россией" – это один из последних трендов для удара по репутации.
И люди, не разобравшись, начинают писать негативные отзывы.
А вот секс-скандалы в бизнесе обычно не появляются.
Скорее, их могут использовать для чиновников", – уточняет Климчук.
Карикатуры и инстинкты.
По словам адвоката Ивана Либермана, стоимость услуги по уничтожению репутации может начинаться с нуля до миллионов гривен.
Сейчас существуют целые холдинги, которые помогают вычищать и блокировать всю позитивную информацию про человека.
А взамен –сеять негативную или полуправдивую информацию.
В том числе доносить ее до конкурентов, контрагентов и бизнес-партнеров человека, на которого поступил заказ.
"Но для дискредитации можно использовать и идейных людей.
Или людей, которые вам чем-то обязаны.
Их достаточно попросить об услуге или внушить им чувство, что они чем-то обязаны.
И тогда за духовную, моральную или политическую идею они готовы будут уничтожить репутацию другого человека.
И эти люди не возьмут денег, потому что будут считать, что это их личное мировоззрение или убеждение", – уточняет адвокат.
Одним из эффективных способов уничтожение репутации является размещение карикатур, говорит Либерман: "У нас в стране на карикатуру нельзя подать в суд.
Ведь если и подать, то ни одна экспертиза не установит, что рисунок относится к этому человеку.
Хотя он может быть и очень похожим.
У нас сатира разрешена законом".
Также в ход идут рекламные щиты с фотографиями, фамилиями и якобы фразами, сказанными конкретным человеком.
А в качестве цитат используются антисемитизм или сексизм.
"Якобы человек выступает за права извращенцев, педофилов.
И хотя это не отвечает действительности, в ход могут пойти любые ненормальные вещи.
Эффективные всего в черном пиаре использовать инстинкты людей.
Еда, сон, болезни, секс.
И, например, такой-то и такой-то выступает за то, чтобы все неженатые платили больше налогов", – приводит пример адвокат.
Отбиваются с помощью детективов.
В детективных агентствах подтверждают – в последнее время бизнесмены часто становятся жертвами подобных атак.
Уже были случаи, когда для удара по репутации в Украине создавали подделки популярных сайтов, страницы в соцсетях, которые ведут якобы предприниматели.
А от их имени писали провокационые посты и грубили читателям.
Также активно используют "активистов".
"Один из последних примеров, с которым мы столкнулись, – это попытка рейдерского захвата частной клиники одним из народных депутатов от нынешней власти.
Наш клиент – медицинская клиника, которая получила финансирование от государства на обслуживание ветеранов.
Это стало поводом атак со стороны псевдопатриотов – они пикетировали заведение, забрасывали кляузами правоохранителей.
В жалобах писали, что деньги якобы были украдены и растрачены", – приводит нам свежий пример владелец одного из детективных агентств Киева.
Он говорит, что атаку отбили – детективы собрали всю возможную информацию на "активистов" – те нигде не работали, но ездили на дорогих машинах, ежедневно посещали рестораны и сорили деньгами.
"Мы пригрозили, что обнародуем информацию об этих активистах и о депутате, который их содержит.
После этого они отказались от претензий к клинике", – уточнил сыщик.
Над репутацией работают годами.
Люди, против которых хоть раз проходила мощная кампания подобного рода, вынуждены были не только закрывать здесь бизнес, а и менять имена.
"Мне известна ситуация, когда одной женщине, которая была не последним человеком в модельном бизнесе, пришлось делать пластическую операцию.
Ей настолько испортили репутацию публикациями, что она вынуждена была изменить имя и внешность.
Она закрыла свой бизнес, занялась другим и теперь под новым брендом работает в другой стране для Украины", – приводит пример Либерман.
Над созданием репутации бизнесмены работают десятилетиями, уточняет адвокат.
А рушится все за одну ночь.
"В бизнесе действительно существует такое понятие, как деловая репутация.
Она имеет огромное значение в высшей лиге.
И когда я общаюсь с бизнесменами, у которых бизнес выше среднего, они часто говорят, что рынок – это маленькая коммунальная квартира.
И если кто-то некрасиво поступил, то все будут это знать.
Поэтому крупные предприниматели не могут себе позволить оплошностей, как те же представители среднего рынка", – рассказывает адвокат Александр Климчук.
Удары по репутации – эффективное средство устранения бизнесменов.
Он уточняет, что из-за таких атак с бизнесменом могут отказаться работать давние партнеры.
Они будут бояться, что их компании могут понести репутационные риски из-за того, что работают с таким человеком.
"Думающая категория населения начинает разбираться.
Хуже, когда обычные люди, волонтеры или ветераны АТО поднимают волну.
И если бизнесмены между собой разберутся, например, позвонят и выяснят – что это было на самом деле, и на этом все закончится.
То последствия от обычных людей могут быть непредсказуемы", – уточнил Кличмук.
Он признает, что такие удары – эффективное средство устранения бизнесменов.
Например, если у крупной компании есть десять клиентов, а в результате акции по очернению его репутации хоть один клиент откажется, то компания может понести убытки.
"Жертвой может стать любой бизнес: аграрии, крупные сети, строители.
Хотя с последними могут работать по-другому.
Часто появляются активисты, которые устраивают пикеты, пишут письма во все инстанции.
То пожарным, то в управление по озеленению, заказывают статьи.
А потом напрямую требуют квартиры.
То есть мы с вас попьем крови и будем приходить каждый день, пока вы нам квартиру в вашем доме не дадите", – уточняет Климчук.
По словам Ивана Либермана, помимо конкурентов, заказчиками иногда становятся бывшие сотрудники компаний или бизнес-партнеры.
То есть люди, которые считают, что им что-то недодали.
"Например, бывшему сотруднику не выплатили заработанные деньги, и это стало настолько серьезным ударом для него, что он готов даже взять кредит в банке, чтобы уничтожить репутацию обидчика", – говорит Либерман.
Как обезопаситься.
Если про человека ничего не написано в интернете, то против него легко начать войну.
Он как чистый лист бумаги – что про него напишешь в сети, то и останется, говорит адвокат Александр Климчук.
"А если есть позитивные отзывы и бизнесмен все время работает над своей репутацией, брендом компании, то это все равно, что на сияющий ореол пытаться налить грязи.
И если появятся негативные отзывы, то от них можно быстрее избавиться, чем если бы это был правильный человек, но про него вообще ничего не было известно", – объясняет он.
Если о бизнесмене нет упоминания в интернете, то он как чистый лист.
Он добавляет, что помимо позитивных отзывов, большую роль играют социальные проекты.
Если человек вкладывает деньги в благотворительность, то нужно больше об этом рассказывать, тогда и очернить его будет сложнее.
"И если человек ездит в детдома, помогает другим, то этого не стоит стесняться.
А адвокаты и юристы, которые работают с бизнесменом, должны следить за тем, что появляется о нем в интернете", – уточняет Климчук.
Также адвокаты советуют обращаться в суды и отстаивать свою честь.
И постараться рассказывать об этом публично.
Либерман уверен, что единственный путь защититься – это публично, насколько будет возможно, наказать тех, кто этим занимался.
"Нужно освещать наказание, которое понесли те, кто это сделал, чтобы люди, услышав "А", услышали бы и "Я".
И чем дольше будут про это говорить, тем лучше", – говорит он.
Подпишись на наш Telegram.
Присылаем лишь "горящие" новости!.