Интервью с ресторатором Димой Борисовым: "Все рестораны на грани банкротства".
27 мая, 07:55.
Кристина Зеленюк.
30% ресторанов не откроют, треть открывшихся закроют в первые месяцы, прогнозирует бизнесмен.
До введения жесткого карантина из-за пандемии коронавируса в сфере ресторанного бизнеса работало около миллиона украинцев.
Почти все они остались без работы.
Удержались единицы: менеджмент и персонал, которые переориентировались на доставку, сами стали у плиты и работали курьерами.
С 11 мая украинским кафешкам и ресторанам разрешили работать в режиме летних террас.
Но открылись не все.
По словам украинского ресторатора Дмитрия Борисова, основателя Семьи ресторанов Димы Борисова, на период жесткого карантина около 4 тыс.
своих сотрудников они отправили в отпуск за свой счет.
Он прогнозирует, что 30% украинских заведений просто обанкротятся.
Еще 30% закроются в первые месяцы после нескольких этапов ослабления карантина.
В интервью сайту "Сегодня" для проекта Smart.
Talk Дима Борисов рассказал, приспособится ли украинский ресторанный бизнес к новым реалиям работы, как выживать в условиях такого жесткого кризиса и за чем будущее.
- Знаете, Вы довольно позитивно смотрите на все происходящее.
Хотя, как по мне, в карантине нет ничего хорошего.
Из-за пандемии почти весь бизнес оказался на грани банкротства.
- Произошло жесткое закрытие бизнеса, и мы не можем в принципе ничего делать и осуществлять.
Впервые в жизни нас административно закрыли, сказали: нет, вы не можете принимать гостей и работать.
Как это можно оценить? Как крах бизнеса.
По сути, все рестораны на грани банкротства, так как дохода нет, а расходная часть никуда не девается.
Но, с другой стороны, это и возможность переосмыслить за этот период времени что-то, сделать выводы и принять какие-то другие решения, двигаться в другом направлении.
Развивать больше IT, коммерс, доставку.
- А сколько своих ресторанов вы уже запустили?.
- В полную силу не запустили ни одного, мы все-таки работаем в ограниченном режиме.
Правительство разрешило работать только в режиме летних террас.
А это, в лучшем случае, 20% от нормальной работы.
Поэтому сказать, что мы открылись? Мы не открылись.
Мы получили еще одну небольшую возможность хоть как-то поддерживать штаны, давать работу хотя бы части команды.
Из 54-х заведений, которые есть в Семье ресторанов Димы Борисова (наши собственные и франшизные), наверное, половина, где есть летние террасы, около 20-30, открыты в формате летней площадки.
Плюс доставка еды, которую мы успели за два месяца на коленках сделать.
Но это пока не про работу, а про выживание.
- Это самый большой кризис на вашей, так сказать, бизнес-памяти?.
- Не самый большой, но самый сложный.
Мы недавно, кстати, анализировали, потому что достаточно много времени теперь вынужденно проводим в самоизоляции, и есть возможность помыслить и повспоминать, как все происходило.
На самом деле мы в кризисе последние лет 20.
А вот те небольшие промежутки по полгода-году между постоянными длинными кризисными периодами были какой-то уникальной возможностью и работой.
Вот пару дней назад мне исполнилось 40 лет.
- Как отмечали?.
- 40 лет не отмечают….
- Та бросьте….
- Просто посидели с любимой, семьей, чуть-чуть шампанского выпили и все.
Карантин закончится и, может, попробуем отметить в более расширенном формате.
Так вот, вспоминали, что в 1990-1991 гг.
был жесткий кризис, развал СССР.
Я помню, в 11-12 лет я был вынужден мыть машины, чтобы как-то маме помогать.
Мясо раз в году в лучшем случае можно было есть.
- Все торговали на рынках….
- Да, достаточно жесткая была история.
Когда мне было 15-16 лет, немного начали зарабатывать, я пошел в рекламное агентство в 1995 году, а уже в 1998-м – очередной кризис.
Потом тоже – только начали зарабатывать, уже свое какое-то агентство было, а в 2004 году – революция.
Чуть-чуть понемногу начинаем что-то делать – кризис в 2008-2009 гг.
Нужно просто принять, что мы постоянно находимся в кризисной ситуации.
Это уже жизнь такая.
Сегодняшний кризис самый жесткий в том смысле, что впервые не просто обстоятельства поменялись, как в предыдущие кризисы, когда бизнес функционировал, а мы, как предприниматели, подстраивались под эти обстоятельства, и все равно работа не останавливалась.
А это же впервые, когда наш поезд несется на большой скорости и тут перед нами ставят стену, мы в нее врезаемся и просто физически не имеем права работать.
- Но сегодняшний кризис затронул не только украинский ресторанный бизнес.
Рестораны и кафешки закрыли по всему миру, поэтому, мне кажется, было не так обидно, страдали не мы одни.
- Да, и не только ресторанный.
Мы не единственные.
Остановилось все: ивент- и гостиничный бизнес, авиа…То есть впервые настолько глобально.
У нас и в Украине, и в Польше рестораны.
Раньше, знаете, если мы как-то диверсифицировали, есть такой термин, раскладывали яйца в разные корзины, то сейчас куда не раскладывай – все не работает.
- Надеюсь, в недалеком будущем нас все-таки выпустят и мы поедем за границу, все заработает и будем жить, как раньше.
- Как страшно это звучит, да? Мы за два месяца смирились с тем, что нам по сути жестко ограничили свободу.
Мы уже мыслим категориями "выпустят", "разрешат", "чуть-чуть раздвинут требования".
- Как вы самоизолировались? У вас такая большая семья, шестеро детей, это же практически нереально.
- Опять же, после того, как была первая жесткая неделя гнева, депрессии, отрицания и в итоге принятия, мы с супругой поняли, что, наверное, нам повезло и это то, о чем мы на самом деле мечтали.
Когда находишься в активной фазе жизни, работа, мы бежим куда-то, встречи, развиваемся, строим рестораны, открываем…Параллельно растет семья, дом чуть больше делаем, но это все в бешеном ритме, и мы думаем, все это делается для того, чтобы когда-то спокойно сидеть в доме с любимыми людьми, детьми, не суетиться, а проводить больше времени с близкими, уделять больше внимания детям, себе, любимому хобби.
А мое любимое хобби – готовка еды.
Начинал я открывать бизнес ради того, чтобы стоять, заниматься любимым делом и готовить.
Но, понятно, когда стало больше трех заведений, я уже не могу себе позволить готовить на работе.
Это в лучшем случае дома иногда на выходных, как награда.
А сейчас на карантине – три раза в день.
Поэтому мы так посидели и подумали, что в этом смысле карантин – это позитив.
Единственное, есть постоянный страх, что вся эта история продлится, а мы то полностью без дохода и только с обязательствами.
Наш ресторанный бизнес – это микро-бизнес.
У нас рентабельности 10% в лучшем случае, а остальные 90% – затраты.
- Вы сказали, что очень любите готовить.
А некоторые мои подружки на карантине просто вешаются, потому что сутками стоят у плиты.
Готовка превратилась во вторую работу.
- Есть такое.
Сейчас это хорошо проявит те вещи, которые людям нравятся и не нравятся.
С точки зрения гастрономической культуры в Украине последние лет 20 многие жили еще в постсоветской инерции.
Нас почему-то научили в Советском Союзе, к сожалению, что женщины должны стоять у плиты, варить борщи и смотреть за детьми, а мужчина работает.
Когда вечером нужно было прийти домой, борщ мужику ставят на стол и такая модель семейной жизни.
Хотя мы путешествуем по миру и видим, что все наоборот.
Каждый вечер после работы все нормальные испанцы, итальянцы, французы и другие идут в кафешку, барчик, ресторанчик, тратят те же 10 евро, как и здесь мы тратим 250 грн, и проводят качественно жизнь.
А у нас почему-то 20% людей ходило в заведения, а 80% по инерции готовило дома.
Так вот сейчас, мне кажется, в жестком карантинном режиме люди наконец-то это поймут.
Давайте социализироваться, больше проводить времени качественно, с любимыми людьми, не тратить время на нелюбимое дело.
Конечно, есть люди, которым нравится готовить, к примеру, как мне это по кайфу.
А большинство, пожалуйста, ходите в заведения.
Уже давно в заведениях дешевле питаться, чем из этих же продуктов готовить дома.
Но, опять-таки, была еще вот эта инерция, что ресторан, кафе – это же дорого, только по праздникам.
- Ну, давайте теперь и о плохом поговорим.
Как карантин повлиял на ваш бизнес? Сколько людей пришлось уволить?.
- Мы находимся в процессе, так как карантин не завершился.
На сейчас у нас достаточно ошеломляющие цифры.
Не только у нас, по всей индустрии.
Практически все заведения до недавнего времени были закрыты.
Из 54 ресторанов у нас работало только 4, в которых мы готовили несколько блюд, нескольких наших брендов, и делали доставку еды.
Всем этим делом занималось, может, человек 20 менеджмента.
То есть из 4 тыс.
человек, которые у нас работали, осталось 20.
Сейчас, понятно, нам разрешили открыть летние террасы, и мы потихонечку уже выводим ребят, которые были в кадровом резерве.
Понятно, что юридически у нас это звучало, как "в отпуске за свой счет".
Но, фактически, это и было увольнение.
Если бы еще на месяц-два продлили карантин, то не имело бы смысла вводить команду в заблуждение – это, конечно же, увольнение.
- Команда соберется назад?.
В тренде.
В Украине вырос курс доллара: данные НБУ.
- Сложно сказать, мы в процессе.
Пока ребята побыли месяц-два на карантине, кто-то ушел, и мы с этим помогали, устроиться в работающие бизнесы, к примеру, в супермаркеты.
Кто-то пошел работать курьером.
- Не от одного ресторатора мне приходилось слышать, что они поругались с арендодателями.
Многие отказываются от помещений, потому что просто нечем платить.
- После выхода из карантина мы в лучшем случае через год вернемся к показателям вас – гостей.
Но, повторюсь, это в лучшем случае, если все завершится сейчас.
А если еще немного продлится, и мы еще посмотрим, как вы, как гости, будете реагировать в целом на последствия этой пандемии, насколько вы будете бояться находиться в заведениях… Впереди еще много неизвестного.
В каждое заведение в среднем мы вкладываем около тысячи долларов на квадратный метр.
То есть, чтобы вы понимали, если заведение 300-500 квадратов – это полмиллиона долларов инвестиций, которые при нормальном режиме работы возвращаются 2-3 года в лучшем случае.
Но мы постоянно живем в кризисе, вложенные средства в большинство заведений возвращаются и подавно лет 5.
Поэтому часть заведений после карантина действительно не откроются и не выживут, просто потому, что нет возможности договориться с контрагентами, в частности, с арендодателями.
- Мне кажется, что закроются как раз мелкие бары и рестораны.
- Ну, не факт.
Смотрите, рынок очень разношерстный.
Есть владельцы, которые, к примеру, открыли рестораны, купив помещения.
Как правило, такие рестораны в принципе не очень эффективно работают, их держат, как чемодан без ручки.
Но аренду платить не надо, оно там что-то по нулям торгует, иногда в минус, иногда в плюс, ну и пусть будет.
Наоборот, такие, скорее всего, выживут.
Не выживут системные бизнесы, где мы работаем в рамках плановой рентабельности – плановой прибыли, которую мы получаем, 10-20%, кому как повезет, еще и в арендных помещениях.
Нет возможности договориться с контрагентами, причем не только с арендодателями.
Здесь же еще и поставщики, команда.
Ресторанный бизнес – это как велосипед.
Если он едет, условно говоря, заработанные в марте деньги выплачиваются за февральские накопленные долги.
Получается, как только выпадает даже один месяц возможности дохода, у тебя просто эта точка безубыточности уходит.
Кто первый начнет предъявлять счета на оплату….
- Кто первый добежит….
- Кто не успеет взять кредит или где-то взять средства, чтобы выплатить или реструктуризировать эти задолженности, те и будут закрываться.
По моим оценкам, 30% минимум.
Из открывшихся 70% еще 30% закроются в первые месяцы, потому что поймут, что это совершенно не те доходы, а расходы все еще останутся те же.
Потому что как только открываются заведения, те же арендодатели первые приходят и говорят: ну, давай, плати, ты же работаешь, мы же слышали, правительство сказало, что ты можешь открыть летние площадки.
А то, что летние площадки с расстоянием между столами в 1,5 м, с жесткими ограничениями, плюс еще и в карантин? А это в лучшем случае 20% от той летней площадки, которая была раньше….
- Плюс летние площадки, если я не ошибаюсь, вообще не окупаются.
- Ну, это сезонный бизнес.
И мы же понимаем, в каком климате живем, и понимаем, как вы, как гости, реагируете.
Для вас летняя площадка – это же не как в Европе, где она почти круглый год работает.
В Париже, к примеру, ребята и барышни в шарфиках при +9 спокойно сидят и утром, и вечером.
У нас летняя площадка, по нашим наблюдениям (у нас уже есть выведенная статистика), когда температура от 18 до 22 в солнечную погоду и в основном в выходные дни.
Как только 23-24 – вам уже жарко, и вы проситесь внутрь под кондиционеры.
Как только ниже 18, вам уже холодно, вы опять же проситесь внутрь.
То есть, всего четыре градуса люфт летней площадки.
- Но сейчас же еще вопрос в самих людях.
Многие будут просто бояться ходить в заведения.
Давайте успокоим людей и скажем, что ничего страшного в этом нет.
- Смотрите, это тонкий лед.
Мы же берем сейчас на себя ответственность относительно темы здоровья и жизни.
Я, к примеру, как социально ответственный бизнес, не могу сказать: ребята, все в порядке, приходите, безопасно.
А не дай Бог приходите и не безопасно, и человек заразится?.
- Объясню.
ВОЗ и ученые отдельных стран (США, Израиль, Германия) так и не смогли доказать, что коронавирус передается через прикосновение к поверхностям.
- Может быть.
И брать на себя ответственность…Как раз этим кризисом мы и загнаны в угол, потому что он связан со здоровьем и жизнями людей.
COVID-19 малоизведанный, мало того – нет вакцины.
Единственное, что я могу сказать: рестораны в целом наиболее подготовлены из всего малого ритейла к любым санитарно-эпидемиологическим событиям.
Мы работаем с продуктами, санэпидстанции нас контролировали испокон веков.
Мы максимально подготовлены, по крайней мере больше, чем супермаркеты или строительные гипермаркеты.
Размещение столиков даже внутри на расстоянии и количество находящихся людей одновременно в помещении или же на летней площадке, только наш бизнес может жестко контролировать.
Потому что мы поставили 50 стульев на каком-то расстоянии, и мы больше 50 человек не примем, вы же стоя не будете есть.
А в супермаркете вы не можете контролировать расстояние в очереди или у торговых полок.
Но, почему-то, супермаркетам и строительным гипермаркетам можно, а рестораны, где мы можем жестко контролировать, закрыты.
Здесь у нас много вопросов.
- Есть еще одна проблема.
Карантин сильно повлиял на доходы людей.
Многие считают, что у людей просто не будет денег ходить по заведениям.
- Конечно, есть такой момент.
Это второе следствие кризиса.
Точнее, это даже еще не следствие – это следующий этап кризиса.
Мы все еще в шоке, когда по новостям видим о COVID-19.
Дальше мы будем видеть, что у людей закончились деньги, дохода нет, экономика раскачивается сложно, потому что упала на огромное количество процентов.
И поход в заведения, к сожалению, будет не первостепенной необходимостью у людей, у которых будет задача выживать и покупать какие-то продукты.
- Карантин задал новые тренды работы ресторанного бизнеса.
За чем будущее?.
- Раньше не было диджитал- и IT-решений: доставки, бронирования стола онлайн, или возможности сидя (на летней площадке.
– Авт.), как сейчас, скачать по QR-коду меню и отсюда сделать онлайн заказ.
Почему? Потому что гости и клиенты ленивые.
Вам не хочется напрягаться.
Нужно, чтобы к вам подошло шесть официантов, чай и две чашечки принесли, диванчиками вас окружили, и чтобы это стоило 15 грн, не больше.
- Еще и чтобы доплачивали….
- Да.
Отзыв в этот момент негативный написать, мол, не впечатлило, ожидали большего.
Вот в этом диджитале вы разобрались.
Негативные отзывы вы точно научились писать.
Кстати, Украина – лидер в мире по негативным отзывам.
- Серьезно?.
- Да.
Стандартный отзыв знаете какой? Ходили к вам год, все прекрасно и хорошо, а сегодня официант на меня не так посмотрел, поэтому вам единица.
Так, а год же если вы ходили, почему пять не ставили, когда было все хорошо? Вот в этом диджитале разобрались.
Но когда месяц посидели на карантине, уже вынужденно поскачивали приложения, разобрались, как пользоваться доставкой еды.
Я сильно рассчитываю, что уже образовалась та критическая масса людей, которые начнут активно использовать эти инструменты, и мы их, конечно же, будем активно применять в бизнесе.
- Пандемия рано или поздно закончится.
Однако рестораторы не считают, что люди массово вернутся в заведения.
- Однозначно будущее за гибридными формами общения, взаимоотношений, коммуникации и получения этого продукта.
Но, все равно, будет плюс-минус принцип Парето.
80% останется в классическом ресторанном бизнесе, будет работать гостеприимство, вы все-таки будете хотеть приходить, как-то проводить время.
Но будет увеличиваться скорость жизни, соответственно, вы захотите увеличенную скорость обслуживания, приготовления блюда, но уже не фаст-фудного уровня.
- Вопросы от читателей.
Будут ли в ваши популярные заведения стоять очереди, как мы это наблюдали до карантина на Крещатике? Как вы с этим будете бороться?.
- Во-первых, бороться мы никак не будем.
Это не наша функция.
Очереди – это то, что формируете вы.
Мы должны создать такие условия, чтобы вам было комфортно и классно.
А дальше мы рассчитываем на вашу собственную сознательность.
Мы создаем скорость выдачи за 2 минуты невероятного продукта по цене, за которую вам интересно стоять.
Очереди происходят уже сейчас, но, слава Богу, происходят они достаточно комфортно и нормально.
Мы сделали разметки, чуть больше делаем расстояния между столиками.
Думаю, все плюс-минус так и будет.
К тому же, мы уже ввели инструменты бесконтактного заказа.
Не обязательно стоять в очереди.
Можно просто стать рядом, сделать заказ и придет сообщение, когда вы можете прийти и забрать его, чтобы не стоять.
То есть мы все инструменты даем.
Вопрос – как вы ими воспользуетесь.
- Ваше любимое блюдо на карантине? И читатели очень сильно интересовались, как приготовить классные сырники?.
- Ну, кстати, сырники были одни из наших любимых на карантине.
Их классно с детками делать, утром мы там можем их нажарить и потом целый день едим.
Первый секрет в сырниках – это жирный творог.
Любой – магазинный, домашний.
Второй секрет – естественная зернистость в твороге должна быть перетерта через сито в сырную массу.
Дальше достаточно одного желтка, немного пудры или ванильного сахара.
Хорошенечко еще раз всю эту смесь вымесить и вообще не использовать муки.
Мука – это только присыпка, когда вы формируете этот сырник, в муке обволакиваете и обжариваете.
То есть, секрет вот этой нежной, сырной, сочной массы в том, что внутрь практически не добавляется мука, а желток и просто хороший творог за счет белка и молочного жира являются скрепляющим элементом.
А мука нужна для легкой корочки и золотистости.
И жарить нужно на достаточно хорошо раскаленной сковородке.
Как теперь работают рестораны после ослабления карантина, смотрите в сюжете "Сегодня":.
Все подробности в спецтеме Карантин в Украине.
Подпишись на наш telegram.
Только самое важное и интересное.
Подписаться.
Реклама.