Алексей Тарасов, «Радио НВ»: Наша главная задача – максимально уменьшить количество скучного в эфире
1 июля «Радио НВ» планирует выйти в эфир с новой концепцией.
Из информационно-разговорного формата news & talk станция перейдет в формат talk & music.
Об этих планах менеджмент проекта сообщил «Детектор медиа» в конце марта.
Валерий Калныш оставил пост главного редактора «Радио НВ» 15 апреля, тогда же станцию возглавил Алексей Тарасов.
Ранее он сотрудничал с радиостанцией: выпускал в эфир авторский проект «Бешеные псы».
В прошлом Алексей работал главным редактором журнала Esquire и издания Buro24/7, был ведущим Hromadske.
ua и радио «Аристократы».
В интервью «Детектору медиа» Алексей Тарасов рассказал об обновленном формате, музыкальном редакторе «Радио НВ», планах монетизации подкастов, новых ведущих и оптимизации команды, а также о том, как долго инвесторы готовы вкладывать деньги в формат разговорного радио.
О ведущих и программах, которые остаются.
– Алексей, в каком формате «Радио НВ» выйдет в эфир 1 июля? Ранее шла речь о том, что на радиостанции станет больше музыки и меньше аналитики.
В последнее время вы работали над обновленным форматом.
Готова ли уже целостная концепция?.
– «Радио НВ» изменит формат на talk & music.
Разговорная часть будет сопровождается музыкой.
Разговорная часть будет занимать 53%, музыкальная – 47%.
– Как будет выглядеть сетка: утренний, дневной и вечерний блоки? Где основной акцент будете делать на музыку, а где на разговорные форматы?.
– У нас будет три линейных эфира: утренний, дневной и вечерний.
Они будут посвящены главным событиям в Украине и мире.
Дневной эфир будет более динамичным, чем утренний и вечерний: разговорные сегменты будут короче, музыки будет больше.
В утреннем и вечернем блоках разговорные сегменты планируем по 7 минут, а в дневном блоке – по 4 минуты.
Между эфирными линейками будут выходить авторские программы.
С 19.00 планируем ставить повторы дневных программ.
Мы не видим смысла вкладывать деньги в ту часть эфира, у которой меньше слушателей.
Радиослушание в Украине падает после 19.00.
– Какие слоты для вашей радиостанции являются праймом?.
– Это утро и вечер.
Но мы для себя обнаружили, что пик слушания также приходится на 13.15.
В увлекательной форме они будут обсуждать главные события дня.
– Вы уже выбрали ведущих на основные эфирные блоки (утро, день, вечер)?.
– Мы уже месяц меняем утренний эфир, вводим новые возможности коммуникации с аудиторией (например, в формате автоответчика), запустили утренние подкасты на самые важные вопросы: от коронавируса до закона 1210, который может положить конец предпринимательству в Украине.
Потому утренним эфиром и его ведущими – Юлией Петровой и Павлом Новиковым – мы очень довольны.
И планов их менять у нас нет.
Вечерний эфир мы хотим сохранить за Дмитрием Тузовым.
Вероятно, что он будет вести его с понедельника по четверг.
С дневным блоком мы еще работаем и ищем ведущих.
– Вы ранее говорили, что станет меньше слотов для авторских программ.
Какие проекты и ведущие останутся?.
– Мы продолжаем сотрудничать с Илоной Довгань и ее проектом «Шоу на перспективу», мы точно продолжаем сотрудничать с Юрием Марченко и его программой «Дикі мандри», точно остается программа Даши Малаховой о еде «Картата потата» (ее мы немного переформатируем).
Точно остается Иван Яковина и программа «Світогляд».
Также мы тестируем новые программы.
Но идей и предложений по программам у нас больше, чем слотов.
Мы выбираем программы на темы, которые интересуют широкую аудиторию.
Ранее у нас было много аналитических программ в эфире.
То есть ранее «Радио НВ» больше информировало, меньше развлекало.
А сейчас мы будем чуть больше развлекать.
Даже если мы берем сложные темы.
– Что это за темы?.
– Дело скорее в подаче и интонации.
Любая программа на тему финансов, экономики или политики может быть как очень скучной, так и очень веселой.
Ведущих мы подбираем таким образом, чтобы их было увлекательно и интересно слушать.
А за счет музыки мы повышаем длину радиослушания.
Что касается тематики, мы бы хотели запустить программу о том, как правильно тратить деньги (что делать с недвижимостью, как реагировать на падение гривны, как покупать авиабилеты, когда их наконец-то можно будет покупать).
Мы хотим сделать программу об отношениях, которую будут вести мужчина и женщина, кто-то из них будет психологом, кто-то – будет делиться своими историями.
У нас очень много предложений от именитых авторов, с которыми мы бы хотели сотрудничать.
– Например?.
– Моя коллега Ксения Туркова, которая работает в «Голосе Америки».
Надеемся на сотрудничество.
У нас много планов.
Я хочу вернуть Васю Фролову на радио.
И у нас даже есть идеи совместной программы.
Хотим делать проект про детей.
У нас есть почти утвержденный формат, где двое бодрых ведущих обсуждают бизнес-новости.
Одним словом, наша главная задача – поменять динамику и максимально уменьшить количество скучного в эфире.
О музыке и музыкальном редакторе.
– Каким будет вектор вашей музыки? И есть ли у вас уже музыкальный редактор?.
– У нас уже есть музыкальный редактор.
Это Виталий Бардецкий.
Он был промоутером группы «Океан Эльзы», когда она только начинала, он помог их становлению.
Виталий – человек с очень хорошим музыкальным вкусом.
У него был клуб «Хлеб», сейчас у него есть бар «Грам», где прекрасную музыку играют на виниловых пластинках.
Мы уже начали тестировать музыку для «Радио НВ».
Понятно, что мы не музыкальная радиостанция и акцент будем делать на разговорном сегменте, но мы точно знаем, что будем играть элитные поп-рок-хиты.
Мы провели тест по Киеву и поняли, что наша аудитория хочет слушать именно эту музыку.
На следующем этапе мы будем тестировать музыкальную библиотеку на сайте.
И 10% музыки мы оставим под то, что нравится нам.
Потому, если вы услышите в эфире что-то странное, то вероятней всего – это как раз наш выбор.
– А что нравится слушать вам?.
– Я слушаю много всего.
Я известный фанат британского певца Morrissey.
Никому он в Украине не нужен, но у него есть три суперхита.
И я надеюсь, что смогу поставить одну или две песни в нашу ротацию.
Я полностью доверяю вкусу Виталия Бардецкого и не планирую навязывать свои вкусы музыкальному редактору.
Но я бы хотел, что бы у нас было чуть больше американского ретро 60-70-х годов.
Если это впишется в формат и музыкальный редактор это одобрит, я буду счастлив.
Если нет, то я буду счастлив все равно.
Потому что я уже прослушал 400 из 1000 хуков, которые мы будем тестировать, и получается очень бодро и интересно.
О сокращениях и монетизации.
– Со сменой формата на «Радио НВ» также происходят изменения и сокращения в команде.
Какая часть команды оставит радиостанцию?.
– Это не секрет для рынка.
Ведь мы уже попрощались со всеми, с кем были вынуждены попрощается.
У меня нет точной цифры.
Но если у нас работало 9 журналистов, которые делали два информационные часа в день, то в связи с сокращением этих часов у нас осталось пять журналистов.
Некоторые концептуальные изменения произошли и до меня.
Например, мы не будем вкладывать деньги в уикенд.
Потому еще до моего прихода была сокращена та команда, которая занималась выходными.
Это ведущие, продюсер.
Звукорежиссёр еще работает с нами и, возможно, продолжит.
С некоторым количеством людей нам пришлось попрощаться, но со всеми попрощались красиво, им выплатили компенсации.
Это не самый приятный момент, но иного способа переформатировать радиостанцию у нас нет.
Конечно, мы планировали это осуществить еще до пандемии и карантина.
– Большой ли у вас сейчас коллектив? Насколько он стал меньше после переформатирования?.
– Этот процесс еще не завершен.
Ведь у нас, например, должен появиться продюсер дневного эфира и другие люди.
Или, например, мы поймем, что нам не хватает журналистов и звукорежиссёров.
Но до переформатирования на радио работало около 70 человек (вместе с ведущими авторских программ).
Я предполагаю (но финальной цифры у меня нет), что мы сократимся на треть.
Возможно, останется 45 человек.
Это очень большая команда по меркам украинских медиа.
Но наша задача не делать продукт сокращенным составом, наша задача – делать крутой продукт оптимальным составом.
– От бывших сотрудников «Радио НВ» мы знаем, что увольнения проходили в две волны.
Те сотрудники, которые работали постоянно (журналисты, звукорежиссеры, ведущие и команда выходного дня) узнали об увольнении заранее и получили компенсацию.
А вот с авторами получилось иначе: их не предупреждали.
Их проекты были приостановлены из-за карантина, а на прошлой неделе они узнали о прекращении сотрудничества, когда получили документы о расторжении контракта в Paperless (программа электронного документооборота для предпринимателей).
Так ли это? И удалось ли урегулировать ситуацию с авторами?.
– Сотрудничество с авторами прекратили еще в начале карантина, потому что ни у авторов, ни у радио не было возможности записывать новые программы.
Это произошло еще до моего назначения.
С некоторыми ФОПами действительно получилось так, что наш юридический отдел написал им раньше, чем я успел сообщить лично, но я позвонил и написал каждому и принес за это свои извинения.
Никаких конфликтов не возникло, со своей стороны все обязательства мы выполнили.
– Насколько новый формат поможет инвесторам сэкономить средства на «Радио НВ»?.
– Он очень помогает.
Мы достаточно много сокращаем.
Деньги – это одна важная история.
Но другая важная история – это контент.
И, к сожалению, в эфире было довольно много консервативного, на что не очень хорошо отзывалась аудитория.
Формат, к которому мы идем, предполагает большее вовлечение наших слушателей.
К тому же, мы отстраиваем платформу подкастов.
«Радио НВ» всегда были первопроходцами.
Подкасты – это большой и интересный рынок, за ним будущее радиослушания.
– Аудиоконтент многие рассматривают как перспективное направление.
Например, о развитии рынка подкастов рассказывал Иван Шестаков из Megogo.
– С этой недели мы как раз выходим с подкастами на Megogo.
– Как вы будете монетизировать подкасты?.
– Мы ищем коммерческих партнеров.
Далее есть идея создать платформу podcast-on-demand (подкаст по запросу).
О рейтингах и инвесторе.
– Какие маркеры и периоды для достижения эффективности нового формата вы ставите?.
– Рейтинги и количество рекламодателей – это два понятных маркера, которые нас интересуют.
Точного временного периода у меня нет.
Основные заботы сосредоточены на том, чтобы радио перезапустить.
– Если говорить о рейтингах – на какое место в топе вы претендуете?.
– Мы рассчитываем попасть в первую десятку.
Для нас это достаточные амбиции на данный момент.
Также отдаем себе отчет в том, что первые места в топе во всем мире занимают музыкальные станции.
– Когда вы планируете вывести станцию на самоокупаемость?.
– Я не думаю, что такой план есть у кого-либо в том состоянии рынка, который мы имеем.
Мало кто был готов к ситуации, созданной коронавирусом.
Сейчас мы видим заморозку бюджетов рекламодателей.
И пока ни у кого нет такого прогноза.
Надеюсь, он появится позже.
Все надеются, что к осени мы все будем понимать, куда движется рынок и с какой скоростью он размораживается.
Но это хороший период для нас.
Он помогает нам быть более гибкими.
К тому же, мы делаем рынку уникальное предложение.
Мы довольны теми результатами, которые получаем с сырыми форматами.
– Как долго ваши инвесторы готовы вкладывать деньги в формат частично разговорного радио, если даже он не принесет ожидаемых результатов в ближайшее время.
Насколько сильно они заинтересованы в talk radio?.
– Для наших инвесторов разговорное радио – приоритет.
Их интересует именно этот формат, альтернативы не рассматривались.
Наши инвесторы хотят, чтобы акцент делался на актуальные новости.
И никогда не было планов, чтобы мы превратились либо в музыкальную, либо в развлекательною станцию.
К тому же, «Радио НВ» нужно рассматривать в контексте всего издательского дома: журнал, сайт и радио.
Моя задача – обеспечить максимальную синергию этих ресурсов и встроить радио в эту систему.