Несмотря на то, что платный рынок получил от кодирования намного меньше, чем рассчитывал, спутниковые платформы Viasat («1+1 медиа») и Xtra TV («Медиа Группа Украина») видят потенциал среди пользователей открытого спутника и рассчитывают на более существенное увеличение прибыли в долгосрочной перспективе.
Да и уже сейчас кодирование помогло спутниковым платформам выйти на то количество абонентов, которое приближает их к самоокупаемости.
Но ситуация в медиагруппах, у которых нет своих провайдеров, иная.
О том, как оценивают результаты кодирования в Star.
Media (ICTV, СТБ, Новый канал, «Оце», ICTV Ukraine) рассказал исполняющий обязанности руководителя Дивизиона Digital & Pay TV Николай Фаенгольд.
Он считает достаточно существенным увеличение рынка платного ТВ на 10 % в результате кодирования.
Но при этом объём заработанных средств «очень далек от того, чтобы покрывать затраты на контент, доставку и борьбу с пиратством».
Также представитель Star.
Media считает дискриминационной ситуацию, когда небольшие развлекательные каналы продолжают открыто вещать на спутнике.
О понесенных затратах, о незакодированных каналах и вопросах к провайдерам, а также об открытом на спутнике канале ICTV Ukraine читайте далее.
– Николай, могли бы вы назвать основные результаты кодирования для вашей медиагруппы?.
– Кодировка — большой и правильный шаг, который приводит медиарынок Украины к международным правилам защиты контента.
Это знаковое событие и для отрасли, и для Украины.
Поскольку культура соблюдения авторского права — залог успеха в создании в стране креативной экономики.
Важно помнить, что украинский рынок контента — часть международного.
А требование глобального рынка — защита контента.
Внедрение системы кодирования позволяет отследить, откуда пират берет сигнал наших каналов, и в кооперации с партнером-провайдером его заблокировать.
И, соответственно, не доводить до подачи заявления в правоохранительные органы.
Могу сказать, что с кодировкой мы достигли максимума для безопасности контента, который распространяется через спутниковый сигнал.
Теперь рынку необходимо думать, как привести к международным стандартам безопасность контента при передаче через IP.
Начинать лучше с ОТТ.
– Чем стало кодирование для провайдеров, медиагрупп, государства?.
– Наша медиагруппа занимается производством контента, который мы затем распространяем по разным каналам: как платным, так и бесплатным.
В момент, когда проект кодирования спутникового сигнала только рассматривался, было понятно, что большая часть пользователей перейдет в цифровой эфир.
По сути, это единственная альтернатива.
Проверить, произошло ли это, и в каком объеме, сможем после проведения новых исследований ИТК.
Ожидаем, что в течении лета исследование состоится и осенью будут цифры.
Важно, что в любом случае кодировка на рынок повлияла позитивно.
Он стал более современным и защищенным; усилились возможности по защите авторского права.
Относительно результатов DTH-провайдеров: мы видим рост и всплеск изменений по абонентским базам.
Параллельно наблюдаем рост в сегменте OTT, который также является для нас важным.
Оба этих сегмента — прозрачные, и мы видим приток абонентов.
А вот рынок кабельных провайдеров — другой.
Увеличилось ли количество абонентов — опять-таки, увидим по результатам исследования ИТК.
Государство также столкнулось с вызовом, связанным с информационной безопасностью и масштабностью самого проекта — кодировка затронула треть домохозяйств Украины.
В этот момент нельзя недооценить роль Офиса президента.
Оперативно были приняты все необходимые решения.
А мы поддержали их запуском международного канала ICTV Ukraine.
Сейчас ждём выполнения взятых на себя обязательств со стороны «Зеонбуда» и поддержки со стороны ОП в вопросе борьбы с пиратством и поддержки ТВ-рынка в целом.
– Насколько существенные средства удалось заработать вашей медиагруппе в результате перехода части абонентов в платный сегмент?.
– Развитие платного рынка на территории Украины является залогом благополучия медиаотрасли.
И это важная составляющая создания креативной экономики в нашей стране.
При этом важно отметить, что наша медиагруппа не является участником платного рынка.
Прямой бенефициар кодирования спутника — как раз платный рынок.
Мы серьезно проинвестировали в кодировку; взаимодействуем с провайдерами платного рынка на основе retransmission fee (плата за ретрансляцию), которую берем за то, что провайдеры используют наши телеканалы в своих пакетах.
Благодаря кодированию спутникового сигнала увеличился объём платного рынка минимум на 10 %, также в этом году была заметна инфляция.
Насколько это существенные деньги? Существенные.
Но их объем еще очень далек от того, чтобы покрывать затраты на контент, доставку и борьбу с пиратством.
– Насколько доходы от кодирования соизмеримы с затратами, которые медиагруппы вложили в этот процесс? И о каких расходах идет речь?.
– Затраты не всегда прямолинейны.
Есть инвестиции в оборудование, его интеграцию, запуск системы кодирования.
Также происходят изменения в коммерческой части, связанной с получением доходов от рекламы.
– Как вы оцениваете первые месяцы работы ваших каналов на открытом спутнике?.
– Кодирование каналов не было инициативой медиагрупп, запрос шел от провайдеров.
В частности, обсуждалось, чтобы все развлекательные каналы были закодированы.
Сейчас выходит очень странная ситуация.
Я бы сказал, чисто дискриминационная.
Причем она направлена как раз на медиагруппы.
Мы понесли затраты, закодировали свой сигнал, получили планированное уменьшение охвата.
Но не все развлекательные каналы пошли по нашему пути.
Хотя изначально должно было быть иначе — все украинские развлекательные каналы должны были закодироваться.
Сейчас же за счет того, что мы пошли навстречу рынку и закодировались — понесли убытки.
В то же время есть ряд игроков, небольшие развлекательные каналы, которые, с одной стороны, увеличили свою прибыльность, не поддержав процесс кодировки, а с другой — замедлили переход абонентов со спутниковой системы смотрения.
Другими словами, они стали бенефициарами процесса, не будучи его участниками.
Такая ситуация — это открытый вопрос к провайдерам.
– Назвать международный канал коммерческим — трудно.
Скорее даже невозможно.
Изначально мы понимали, что рекламодатели нацелены на украинских зрителей.
Когда мы говорим про международную версию, ее основная аудитория — жители зарубежья, временно оккупированного Крыма и зоны ООС.
Поэтому ICTV Ukraine выполняет социальную функцию.
Это не единственная социально ориентированная программа, которую выполняет Star.
Мы также осуществляем контент-поддержку для государственного канала «Дом».
– Есть ли у вас в планах запуск звуковых дорожек на других языках?.
– Нет, так как канал нацелен на украиноязычную аудиторию.
Наш канал — это связь украинцев со всего мира.
Отмечу, что запуск канала состоялся по просьбе президента для украинцев за границей.
– Территория распространения канала с открытого спутника — Украина и часть стран Европы.
На какие страны распространяется ваш сигнал? И вещание на какие страны вы видите своим приоритетом?.
– В данный момент канал имеет свое спутниковое вещание, соответственно, он доступен на территории покрытия спутника.
Это Европа.
Но при этом мы открыты к сотрудничеству со всеми международными провайдерами.
– Будет ли распространяться канал ICTV Ukraine в кабельных сетях, или только на спутнике?.
– Это международная версия канала, соответственно, в сетях провайдеров программной услуги на территории Украины его размещение не предусмотрено.