По новому избирательному законодательству, каждая политическая партия должна включить в свой избирательный список как минимум 40% представителей одного пола.
Современные реалии таковы, что гендерная квота касается преимущественно женщин.
Избирательный список по формуле "два на три".
Гендерная квота в избирательных списках – не новшество для Украины.
В 2015 году во время местных выборов она также применялась, но на уровне 30%, и была рекомендательной, а не обязательной.
Поэтому далеко не все партии ее соблюдали.
Местные выборы-2020 пройдут уже по новым гендерным правилам.
Принимая новый Избирательный кодекс, народные депутаты императивно установили "женскую" квоту в 40% (хотя вносились предложения установить ее на уровне 50%).
- Впервые в истории украинских выборов гендерная квота является не формальной, а реально защищенной..
- говорит координатор избирательных программ Гражданской сети ОПОРА Ольга Айвазовская.
- Более того, гендерная квота детализирована: в каждой "пятерке" списка должно быть по 2 представителя одного пола: трое мужчин и две женщины или три женщины и двое мужчин.
Спрятать женщин в "хвост" избирательного списка не выйдет.
Если же партия по каким-то причинам не сможет закрыть гендерную квоту, то рискует "пролететь" мимо местных выборов.
- В случае несоблюдения политической партией гендерных требований территориальной избирательной комиссией принимается решение об отказе в регистрации таких кандидатов, - пояснила член ЦИК Виктория Глущенко.
Риск "механического поиска".
Применение гендерных квот во время выдвижения кандидатов на выборах - однозначно признак демократичности и даже определенной открытости избирательного процесса.
Такое мнение в комментарии "КП" в Украине" высказал директор компании Soc.
Tech Алексей Боровский.
- Но реальную демократичность это получает только в том случае, когда к женщинам как политикам есть соответствующее отношение в обществе.
Иначе мы получим бутафорский институт, который не способствует равноправию, а наоборот - будет утверждать неравенство, - отмечает Алексей Боровский.
- Например, в Индии существуют подобные квоты, но женщин-депутатов там вынуждают голосовать "правильно" мужчины.
Конечно же, Украина - не Индия, но во время выборов в 2015 году некоторые политические силы едва ли не механически заполняли свои списки женщинами, лишь бы отвечать требованиям закона.
К сожалению, такая ситуация может повториться и на предстоящих местных выборах.
И действительно, как выяснила "КП" в Украине", проблема при выборе кандидатов в региональные списки партий есть, но она заключается не столько в "гендере", как в наличии у кандидатов должного образования и соответствующей гражданско-политической подкованности.
- Я помогаю двум партиям подбирать кандидатов в избирательные списки в райсоветы (Киевской области).
Желающих баллотироваться (как мужчин, так и женщин) предостаточно.
А вот кандидатов, которые бы имели высшее образование, ориентировались в особенностях децентрализации и умели отстаивать свою точку зрения, входили в возрастную группу 25-40 лет, - крайне мало.
Поэтому я бы акцентировал внимание не на проблематике нехватки женщин во власти, а на нехватке интеллектуалов, профессионалов, независимо от половой принадлежности, - на правах анонимности рассказывает помощник одного из народных депутатов.
Меньше конфликтов и драк.
Что привносят женщины в политику? Часто приходится слышать ответ – "уменьшение уровня конфликтности".
- Если проанализировать парламентские драки, то мы увидим, что в основном кулаками махали мужчины.
Женщины в единичных случаях прибегали к демонстрации физической силы.
Поэтому можно предположить, что увеличение представительства женщин в органах власти уменьшит конфликтность внутри госинституций, - говорит глава КИУ Алексей Кошель.
По словам эксперта, практика многих демократических стран свидетельствует о том, что чем больше женщин в политике, тем более социальной она становится.
- Выбирая женщин, мы активизируем отдельные сферы государственной политики, к которым большую заинтересованность в силу различных причин проявляют именно женщины, а не мужчины, - вопросы материнства и детства, образования, медицины, - считает Кошель.
Не согласен с такой позицией политолог Алексей Якубин.
Он отмечает, что нет прямой связи, будут ли тот же парламент или местные советы менее конфликтными и более социально ориентированными, если увеличится представительство женщин.
- Есть ряд африканских стран, в парламентах которых превалируют женщины (см.
"А как у них"), но это не показатель прогрессивности этих государств.
Нужно акцентировать внимание не на "гендере", а на личностных качествах кандидата.
Профи в разных сферах могут быть как женщины, так и мужчины, - говорит Алексей Якубин.
- Лично я больше акцентировал бы внимание на гендерных квотах не как императивном обязательстве для партий, а призыве к женщинам идти в политику, брать ответственность в свои руки.
КОМПЕТЕНТНО.
Конституционность гендерных квот – под вопросом.
Иван ЛИБЕРМАН, адвокат:.
- Установление гендерных квот - это нарушение основополагающих конституционных прав.
Каждый имеет право выбирать и быть избранным в органы власти независимо от "гендера".
Поэтому конституционность введения гендерных квот можно поставить под сомнение, обратившись за соответствующим разъяснением в Конституционный суд Украины.
И если КСУ признает, что такие квоты противоречат положениям Основного закона страны, то решения избиркомов об отказе регистрировать списки партии на местных выборах по причине несоблюдения гендерной квоты можно оспорить в Окружном админсуде.
Справка "КП".
В Украине проживают около 42 миллионов граждан: мужчин - около 19,3 миллиона и женщин - 22,7 миллиона.
Количество женщин-депутатов в Верховной Раде - 21% от общей численности, в облсоветах - около 15%.
Среди мэров облцентров нет ни одной женщины.
А КАК У НИХ.
Гендерные квоты существуют в 55 странах мира.
Варьируются они от 30% до 50%.
Первой гендерные квоты в 1960 году ввела Швеция.
В 70-80-х годах этот тренд подхватили Норвегия и Финляндия.
На сегодняшний день больше всего женщин представлено в парламентах таких стран: Руанда - 61,3%, Боливия - 53,1%, Мексика - 48,2%, Коста-Рика - 45,6%, Никарагуа - 44,6%, ЮАР - 42,8%.
Шансы "Слуги народа" на местных выборах: а есть ли смысл бороться?.