Транспортные бои без правил Виталия Кличко
Транспортные бои без правил Виталия Кличко

Транспортные бои без правил Виталия Кличко

16 сентября столичный голова Виталий Кличко заявил, что партия УДАР идет на местные выборы самостоятельно.

"Мы не торгуемся! Любое объединение возможно лишь вокруг интересов киевлян", - с пафосом написал мэр Киева у себя на странице в Facebook.

Но, похоже, что под декларацией о самостоятельной политической автономии скрывается экономическая составляющая.

И ключевое слово в заявлении Кличко – "не торгуемся".

По данным соцопросов, реанимированная под выборы партия УДАР имеет лишь локальное, исключительно киевское распространение, а рейтинг политсилы по Украине едва достиг 3%, что - с учетом статистической погрешности - может равняться общеукраинскому "нулю".

Поэтому УДАР все свои силы сконцентрировал на выборах в Киеве, надеясь въехать в Киевсовет на персональном рейтинге Виталия Кличко.

А региональные чиновники превратились в эдаких региональных сюзеренов, которые сейчас пытаются сформировать местные квазипартии-однодневки, чтобы получить сплошной контроль за бюджетами своих городов и поселков.

Если в нынешнем горсовете, каденция которого прекращается 25 октября, Кличко нужно было считаться с позицией своих политических партнеров по коалиции, то нынешняя его цель - взять будущий депутатский корпус под полный "монопартийный" надзор.

Ведь именно от этого будет зависеть, кто возглавит наиболее лакомые комиссии Киевсовета (бюджетную, строительства, транспорта и т.

п.), кто будет контролировать распределение столичных средств и кто сконцентрирует в своих руках денежные потоки Киева.

И в этом распределении Виталию Кличко не нужны конкуренты.

Традиционно коррупционной считается строительная отрасль, в которой крутятся многомиллиардные подряды.

Кличко уже обвинили в том, что из-за так называемого "смотрящего" по Киеву Дениса Комарницкого нынешний список кандидатов в депутаты от партии УДАР просто переполнен представителями "строительной мафии".

Но не менее коррупционная и транспортная отрасль столицы, где также действует своя "транспортная мафия".

Как свидетельствуют документы НАБУ и прокуратуры Киева, "откаты" и навары здесь также измеряются миллиардными суммами, которые затем оседают в карманах отдельных чиновников.

Пиар на колесах.

"Столице нужен современный европейский транспорт".

Примерно так звучит один из лозунгов предвыборной программы Виталия Кличко.

Но городу нужен транспорт всегда.

И не только перед выборами.

Обновление подвижного парка закладывается в "Городскую целевую программу развития транспортной инфраструктуры города Киева".

Скажем, последняя такая программа была принята Киевсоветом 19 ноября 2019, и которая действует до 2023 года.

Ведь автобусы, троллейбусы, трамваи и вагоны поездов метро имеют ограниченный срок эксплуатации.

Поэтому пиариться на том, что является обязанностью городских властей - закупка новых транспортных средств - это моветон с целью набрать дополнительные баллы на выборах.

Это все равно, что делать сенсацию по закупке одежды: хочешь или нет - но ходить в старом долго не будешь.

Впрочем, одно дело, когда на предвыборные лозунги расходуются благотворительные и спонсорские средства, и совсем другое - когда на поднятие собственного рейтинга тратятся бюджетные деньги, собранные с тех же избирателей-киевлян.

И еще, как сейчас выясняют антикоррупционные и надзорные органы, на транспортных сделках отдельные чиновники Кличко (и не один мэр?) Могли получить многомиллионные барыши.

Весной Виталий Кличко анонсировал приобретение 200 новых автобусов МАЗ белорусского производства, большинство из которых - особо большой вместимости.

Как написала "Украинская правда", так много автобусов столица покупает впервые.

Это стало возможным благодаря договору финансового лизинга между "Укргазбанком" и городскими властями.

Киев уже получил определенную часть автобусов, а деньги за них будут выплачиваться до декабря 2023 года.

Однако сделка, которая на первый взгляд, выглядит удачной, имеет ряд недостатков.

И эти недостатки настолько существенны, что сейчас этим контрактом заинтересовались в Национальном антикоррупционном бюро Украины и Прокуратуре города Киева.

Якобы все - законно.

Суть всех претензий изложила Прокуратура Киева в своем обращении в Киевсовет (19.05.2020 г., №05 / 1-182 Исх.20) и НАБУ - в персональном письме к Виталию Кличко (30.07.2020 г., Исх.№0423-113 / 26672).

В соответствии с "Городской целевой программой развития транспортной инфраструктуры города Киева на 2019-2023 годы", столичная власть единственно возможным инструментом обновления подвижного состава общественного транспорта определила приобретение 200 новых автобусов на условиях финансового лизинга, предоставленного государственным банком ПАО АБ "Укргазбанк" на общую сумму более 50,7 млневро.

Указанное предложение по заключению договора лизинга было оформлено решением Киевского городского совета №534 / 8704 от 12.03.2020 года.

Но в первой редакции решения Киевсовета депутаты обязали КП "Киевпастранс" согласовать все финансовые вопросы с Европейским Банком Развития и Реконструкции (ЕБРР), а также с постоянными комиссиями горсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития и по вопросам транспорта, связи и рекламы.

6 мая постоянная комиссия по вопросам бюджета на своем внеочередном заседании (протокол №9 / 193) согласовала проект договора финансового лизинга на приобретение общественного транспорта с "Укргазбанком".

Так, согласно условиям проекта, "Киевпастранс" должен был получить 80 белорусских автобусов МАЗ-203015 большой вместимости и 120 автобусов МАЗ-215069 - особенно большой, так называемые гармошки.

Сумма сделки – 50 720 000 евро, то есть - более 1,6 млрд грн.

Соглашение вопреки здравому смыслу.

Однако, когда профильная транспортная комиссия Киевсовета проанализировала условия договора (протокол заседания №5 / 85 от 12.05.2020 г.), то выяснилось, что стоимость автобусов, которые планировалось приобрести, выше рыночной цены.

Согласно сведениям, которые содержались на электронной площадке прозрачных закупок и тендеров PROZORRO, стоимость аналогичных автобусов МАЗ в необходимой комплектации составляла на 10-30% (!) дешевле, что предлагало ООО "Автомобильная корпорация "Укравтоторг ".

В частности, ООО "МАЗтранссервис", официальный дилер Минского автомобильного завода, в своем письме к транспортной комиссии Киевсовета (Исх.№82 от 29.04.2020 г.), которое есть в нашем распоряжении, отметило, что именно они еще с 2003 года были основными поставщиками автобусов МАЗ в Киев.

За этот период, "МАЗтранссервис" поставил "Киевпасстрансу" 520 таких автобусов.

Например, только за мэрства Виталия Кличко (в 2016-2019 гг.) эта фирма закупила для столицы 107 единиц общественных транспортных средств.

Что, казалось бы, для мэрии в условиях критической ситуации с городскими перевозками, было бы выгодным и золотым предложением.

Учитывая приведенные факты, членами постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта было принято логичное решение пересмотреть непрозрачные условия договора о лизинге.

Депутаты потребовали от "Киевпастранс" дать разъяснения, почему КП планировало подписать соглашение с явно завышенным ценовым предложением.

Оно противоречило здравому смыслу и увеличивало нагрузку на столичный бюджет.

Без прозрачного тендера.

И 26 июня 2020 на рассмотрение горсовета, как неотложный, поступил проект решения о назначении "Коммерческого Индустриального Банка" уполномоченным по кредитам, которые должны выдаваться молодым семьям на строительство (реконструкцию) жилья.

Никакой другой хозяйственной деятельности этот проект ни касался.

Тем более - в транспортной отрасли.

Однако, 7 июля во время заседания постоянной комиссии Киевсовета по вопросам бюджета (протокол №12 / 196) депутат Олесь Маляревич, нынешний кандидат от партии УДАР, с голоса заявил о внесении поправки в другой пункт "транспортного" проекта решения Киевсовета №534 / 8704 от 12.03.2020 года.

Он предложил исключить вопрос согласования финансового лизинга с Европейским Банком Развития и Реконструкции.

То есть, по настоянию депутата от партии Кличко, в обход позиции транспортной комиссии о необходимости прозрачного тендера по закупке 200 автобусов МАЗ, фактически было в одностороннем порядке, без объявления конкурса, узаконено решение о приобретении общественного транспорта по завышенным ценам за счет городского бюджета.

Кто стоит за схемой?.

20 октября 2020, почти вплотную ко дню выборов, мэр Киева Виталий Кличко отрапортовал, что уже 50 новых автобусов МАЗ выехали на маршруты, а до конца года будет поставлено еще 150.

Итак, непрозрачная сделка состоялась, несмотря на протесты профильной комиссии, а также - учитывая обращение прокуратуры и НАБУ предоставить полную информацию об условиях финансового лизинга.

Ведь только по грубым подсчетам, на этой сделке ее лоббисты могли "наварить" около 15 млн евро, то есть, примерно полмиллиарда гривен!.

По данным реестра юридических лиц, конечным бенефициарным владельцем ООО "Укравтоторг", которое занималось покупкой автобусов МАЗ, явдяется гражданка Кипра Мария Чатзиантона.

Журналисты выяснили, что на самом деле за этой фирмой стоят бывшие депутаты из Партии регионов Дмитрий Святаш и.

Василий Поляков.

Кстати, этот факт в свое время возмутил членов транспортной комиссии Киевсовета, ведь 16 ноября 2019 Святаш был объявлен в розыск в рамках уголовного дела о завладении средствами "Укр.

Подозревается, что в течение 2008-2018 годов экс-нардеп вместе с партнерами по торгово-транспортной (!) Компании АИС завладел 1,1 млрд грн, предоставленных банком в виде кредита.

Сейчас Святаш скрывается от украинского правосудия в России.

Но, похоже, несмотря на мутные соглашения столичной мэрии, его бизнес в Киеве процветает.

В письме НАБУ к Виталию Кличко несколько раз упоминается первый заместитель председателя бюджетной комиссии (по вопросам инвестиционной деятельности) горсовета Олесь Маляревич.

Именно он стал тем исполнителем, который с голоса продавил сомнительную сделку по приобретению белорусских автобусов.

Сейчас Маляревич баллотируется в Киевсовет по спискам партии УДАР в Днепровском районе столицы.

То есть это человек, по словам Кличко, которому он верит.

Кстати, фамилия Маляревича встречалось и в связи со скандальными застройками в Киеве.

В частности, активисты намекали, что он мог быть лоббистом по строительству "Солнечной Ривьеры" в Никольской Слободке (в том же Днепровском районе, где он баллотируется), которую осуществляли компании скандально известного Максима Микитася.

Однако, конечно, главный фигурант этой истории - Виталий Кличко.

Ведь именно у него есть исключительное право, как мэра и главы КГГА, блокировать все сомнительные сделки городских предприятий.

Или, наоборот - их визировать.

Как мы видим, он ее утвердил.

На что могли пойти полмиллиарда "теневых" средств? Во время капитальных расходов на избирательную кампанию, этот вопрос может иметь простой ответ: скорее всего - на выборы.

Потому что впереди, после победы, еще может быть много "хороших" схем.

Ведь Кличко, во время презентации кандидатов в депутаты от УДАРа, искренне заявил, что у них "есть много планов", которые они "обязательно реализуют".

"Ибо знаем - что и как нужно делать", - сказал мэр.

Хотя киевляне, очевидно, знают далеко не все, что делается за завесой мэрии.

По инсайдерской информации, эта история с приобретением белорусских автобусов может иметь продолжение.

Готовится исследования о сделках с их растаможкой.

Якобы цена каждого автобуса занижалась вдвое.

Таким образом, не только столица потратила лишние бюджетные средства, но и государство недополучило деньги на этой афере.

Джерело матеріала
loader
loader