В Мыстецьком арсенале в Киеве 31 октября состоится премьера международного оперного проекта - археологической оперы «Чернобыльдорф».
«Чернобыльдорф» - творческая визия возможного будущего после Апокалипсиса.
Название проекта - сочетание топонимов Чернобыль и Цвентендорф (австрийский город, где в 1978 году должны были ввести в действие атомную станцию, однако из-за протестов экологов и национального референдума ее так и не запустили, превратив в технологический музей 70-х годов)», - рассказала в комментарии Укринформу PR-менеджер формации Лидия Карпенко.
«Чернобыльдорф» - это многоуровневый культурологический проект, для определения которого композиторы формации Nova Opera Роман Григорив и Илья Разумейко пользуются термином Умберто Эко «opera aperta».
Он сочетает живую оперу, виртуальную реальность, антропологический музей и Институт исследования Чернобыльдорфской культуры, который начал свою работу в октябре на втором этаже "Мистецького арсенала»", - добавила она.
Проект создан при поддержке Украинского культурного фонда и Европейского Союза по программе «Дом Европы».
Соорганизатор проекта - "Мистецький арсенал".
«Чернобыльдорф» - это не только опера, это целый мир, который формировался начиная от археологических экспедиций, создания страницы в Фейсбуке (которая постепенно рассказывала концепцию и содержала отдельные фрагменты), создания чернобыльдорфского музея, и заканчивая оперой.
Видео, которые мы снимали в экспедициях, войдут в спектакль и дальше будут существовать в виртуальной реальности на сайте», - отметила в комментарии Укринформу продюсер проекта Ольга Дятел.
Она добавила, что поскольку опера «Чернобыльдорф» имеет не репертуарный формат, а является художественным актом, то в подобных культурных продуктах несколько сценариев развития: либо он показывается единовременно (такое тоже бывает), или дальше путешествует по украинским и международным фестивалям.
«Сейчас, после премьеры, нашим направлением работы будет представить оперу на зарубежных фестивалях», - сказала она.
В проекте задействованы уникальный носитель чернобыльской традиции пения Алексей Заяц, актриса и певица Маричка Штирбулова, солисты формации Nova Opera Анна Кирш, Марьяна Головко, Андрей Кошман, Руслан Кирш и Андрей Надольский, мультиинструменталист Игорь Завгородний, танцовщица Мария Потапенко.
Особые роли в перформансе играют легендарный украинский поэт Юрий Издрык и австрийская актриса Анн Беннент (которая из-за второй волны коронавируса появится в спектакле в виде видеоаватара).
Как перформеры в спектакле действуют хореограф Кристина Слободянюк и авторы оперы Роман Григорив и Илья Разумейко.
Композитор и режиссер проекта Роман Григорив отметил, что из-за карантинных ограничений существенно сократилось количество зрителей, но, как бы странно не звучало, для их творческой формации карантин сыграл фундаментальную роль в создании проекта.
«Собственно, все это время занимались творчеством и отключились, по сути, от всей привычной жизни, мы стали "асоциальные», стали гипертворческие и желаем всем создателям, художникам не выходить из этого состояния творчества», - сказал Григорив.
Одну из ролей в опере исполняет известный украинский поэт Юрий Издрик - он играет Орфея.
«Мне нравится то, что она (роль - ред.) одновременно и центральная, и эпизодическая.
Очень короткое сценическое время, что меня устраивает.
В опере звучат мои стихи, написанные специально для австрийской актрисы Анн Беннент, она должна приехать, но, к сожалению, из-за карантина ничего не получается», - отметил художник.
Мне предлагали читать что-то на итальянском языке, но поскольку я итальянский не знаю, то пришлось написать оригинальный монолог», - рассказал Издрык.
Певица Марьяна Головко отметила, что работать над археологической оперой местами было непросто, потому что это был вызов - «найти звук, который задумал себе в голове композитор, а ты, как репродуктор, должен его воспроизвести».
«Гораздо легче превращать свое пение в пение будущих людей, когда ты немножечко представляешь себя человеком будущего, человеком, который переродился в новом мире, но забыл все, что было раньше: у него не было песен, был только голос.
И этот голос мог идти только по эмоции, от чего могут возникать разные звуковые воспроизведения.
Ты создаешь новое, а создавать новое интереснее, чем повторять или даже переделывать старое, ты создаешь что-то, чего не было раньше», - рассказала вокалистка.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Баритон Андрей Кошман подчеркнул, что в вокальной части археологической оперы используются разные техники, например, горловое пение, а также техника, когда вокалист поет на вдохе.
«То есть, вы не выдыхаете воздух, а наоборот, как пылесос затягиваете его в себя.
И фактически вся ария построена на такой технике.
Поэтому для вокалистов здесь действительно было над чем поработать и с точки зрения гармонии, и с точки зрения драматургии», - сообщил Кошман о работе над оперой «Чернобыльдорф».