Ставка на транзит: украинские перспективы для контейнерных поездов из Китая
Ставка на транзит: украинские перспективы для контейнерных поездов из Китая

Ставка на транзит: украинские перспективы для контейнерных поездов из Китая

Сдвинулись с места

Запустить поставки грузов из КНР по украинской колее в Кабинете Министров и «Укрзализныце» пытались последние несколько лет. С января 2020 года сотрудничество в этой сфере сдвинулось с мертвой точки и поезда из Китая в ЕС наконец-то начали следовать транзитом через Украину.

За неполный год государственному оператору железных дорог совместно с перевозчиками из других стран удалось наладить движение поездов по двум маршрутам. По первому из них «Китай – Монголия – Россия – Украина – Венгрия/Словакия» за 11 месяцев проследовал 21 поезд, сообщили Uaprom.info в «Укрзализныце». Конечной точкой для всех стала Венгрия. В составе этих поездов с начала года перевезли 1864 контейнера в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ).

Второй маршрут «Китай – Казахстан – Россия – Украина – Словакия/Венгрия/Польша» оказался чуть более востребованным. По нему проследовало 34 поезда, которые перевезли 3130 контейнеров. Большая часть составов заехала в Польшу – 26, еще 8 отправились в Словакию. Согласно данным УЗ, в обратном направлении отправился лишь один груженый поезд – из Словакии.

Кроме того, с июня на станцию Киев-Лиски начали регулярно прибывать прямые контейнерные поезда из Китая. За это время УЗ приняла 17 таких составов, в среднем по 3 в месяц. Они привезли в Украину 1374 груженых контейнера. Как правило, отправляют их из центрального и северо-восточного Китая, в частности со станций Ухань, Яньтай, Наньчан, Дзинаньнань, Хенган и Синьджу (Сиань).

«Поезда из Китая привозят в Украину достаточно широкую номенклатуру грузов: изделия из цветных металлов и пластмассы, бурильные трубы, удобрения, медицинское и фармацевтическое оборудование, товары легкой промышленности и множество других сборных грузов», - отмечают в УЗ.

Интересно, но дорого

Поезда из Китая доставляют грузы в Украину в среднем за 15 суток. В УЗ отмечают, что это одно из главных конкурентных преимуществ такого вида перевозок, которое в компании собираются использовать для загрузки поездов в обратном направлении. И действительно, доставка контейнеров морем может занимать от 30 до 45 дней. А сейчас морской транспорт – основной для отправки украинских товаров на экспорт.

Более того, в Укрзализныце бизнес-порталу Uaprom.info сообщили, что уже получают запросы и предложения по отправке грузов в Китай по железной дороге.  Однако участники рынка пока говорят об обратном: найти желающих отправить свой товар на поезде не так просто. Так, руководитель EU Trans Евгений Балашов, чья компания организует перевозку товаров контейнерными поездами из Китая в Украину, рассказал, что составы с территории нашей страны уходят порожними и загружаются только в России. При этом он все же не сбрасывает со счетов украинский рынок.

«Мы видим экспортный потенциал в такой продукции как лес, зерно, шрот и даже (железорудные – ред.) окатыши. Конечно, нам нужна помощь со стороны и терминалов, которые смогут это погрузить, нам нужна помощь железной дороги, которая может запустить подскоковые поезда, которые смогут нам свозить продукцию на терминалы, от которых будет уходить экспорт», - отметил Балашов.

Украинские металлурги и аграрии пока не разделяют такого оптимизма. Например, в «Метинвесте» Uaprom.info сообщили, что на сегодня ни грузоподъемность (до 26 тонн на контейнер), ни комплектация поездов 40-футовыми контейнерами, ни география, ни стоимость перевозок не соответствует потребностям компании.

«Реализация продукции Группы Метинвест в Китай производится крупными судовыми партиями. Для ЖРС – судами Capesize 175 тонн, для металлопродукции – судами Supramax 55 тонн. Себестоимость таких способов отправок в расчете на тонну продукции значительно ниже контейнерного поезда, даже с учетом того, что это будет обратная отправка», - сообщила пресс-служба компании.

В Ferrexpo все же готовы рассматривать возможность поставок железорудного сырья в Китай контейнерными поездами. Однако главным условием для этого должен стать экономически выгодный тариф, не превышающий стоимости доставки морем, сказал в комментарии Uaprom.info менеджер по логистике предприятия Виталий Олейник. Сейчас доставка по железной дороге дороже в среднем в 1,5 раза.

Фактор цены является определяющим и для аграриев. «Пока экономика этой перевозки говорит о том, что это не выгодно. В целом железная дорога никогда не была выгоднее морских перевозок. Вряд ли отправка контейнерными поездами будет сильно актуальна (в ближайшем будущем – ред.)», - сообщил исполнительный директор Украинской зерновой ассоциации Сергей Иващенко

Китай заплатит за транзит

Китайские грузоотправители стали активно использовать контейнерные поезда для доставки грузов в Европу во многом благодаря программе субсидирования со стороны правительства КНР, которое компенсирует от 40 до 60% стоимости перевозки по всему маршруту поезда.

В Украине такого вида стимулы вряд ли возможны, поэтому в ближайшее время можно рассчитывать на развитие в первую очередь транзитной составляющей этого проекта. В этом направлении уже сделан ряд шагов.

Так, Украина и Словакия подписали меморандум о сотрудничестве в рамках «Экономического пояса Шелкового пути», который предполагает совместное развитие инфраструктуры и процедур для увеличения грузопотока из Китая в ЕС через Украину и Словакию. А «Укрзализныця» сообщила, что планирует организовывать контейнерные перевозки в Европу и Азию совместно с DHL, PKP Cargo Connect и BTLC Germany. Соответствующий меморандум с DHL уже был подписан в минувшую пятницу.

Джерело матеріала
Згадувані персони
loader
loader