Пристегнитесь, взлетаем! На сколько вырастут цены на топливо на украинских заправках
Пристегнитесь, взлетаем! На сколько вырастут цены на топливо на украинских заправках

Пристегнитесь, взлетаем! На сколько вырастут цены на топливо на украинских заправках

Proton Energy Group российского бизнесмена Нисана Моисеева заявила об остановке поставок топлива в Украину с 1 апреля.  Что будет с ценами на топливо? Очевидно, гривной на литре рост не ограничится.

Пристегнитесь, взлетаем! 

Proton Energy Group российского бизнесмена Нисана Моисеева заявила об остановке поставок топлива в Украину с 1 апреля. 

"В начале марта 2021 года компания получила информацию от одного из членов Нефтегазовой ассоциации Украины о том, что Служба безопасности Украины настоятельно рекомендует участникам украинского топливного рынка не сотрудничать с Proton Energy Group SA и воздерживаться от покупки нефтепродуктов у компании. 

Кроме того, на прошлой неделе мы стали свидетелями событий в отношении сети АЗС Glusco, принадлежащей Glusco Energy SA, и члена Нефтегазовой ассоциации Украины. Ранее, в феврале 2021 года технологический объем дизельного топлива в трубопроводе, который принадлежит компании, был незаконно арестован украинскими властями…. 

В результате вышеуказанных… действий украинских властей у Вас могут быть задержки и/или отказ в таможенном оформлении нефтепродуктов, поставляемых компанией к украинской границе. Компания несет финансовые потери из-за ареста своего дизельного топлива и хотела бы избежать такой ситуации для Вашего бизнеса…". Это написал Proton о причинах остановки. 

А о чем не написал, так это о цифрах. В трубе у "Протона" по иску НАБУ запечатали 130 тыс. т дизтоплива рыночной стоимостью около $75 млн, а арест "Глуско", по нашим расчетам, обходится в сумму около $100 тыс. в день (сотрудников же никто не уволил). 

Так что отчаяние швейцарских инвесторов можно понять. С другой стороны, знали, куда шли, о рисках знали, странновые рейтинги ниже плинтуса уже давно.  

Теперь о ситуации. В 2020 году Proton Energy обеспечила около 22% рынка дизтоплива и сжиженного газа. Накануне апреля с его пиковым весенним потреблением – новость об остановке поставок, мягко говоря, не очень хорошая. 

Оперативно заместить такой объем можно, но очень сложно (активизация потребления происходит не только в Украине). 

По дизелю основной выход – поставки по морю, их надо нарастить вдвое до 200 тыс. т. В прошлом году в среднем было 65 тыс. т, рекорд зафиксирован осенью 2019 года – 153 тыс. т. И если в апреле включатся переходные объемы (неплохие запасы были в портах Одессы и Южного), то в май рынок войдет абсолютно "сухим". 

Проблема не в портах, их мощность по приемке с моря избыточна, а в железной дороге, которая лежит на лопатках и в том же 2019 году не смогла подставить плечо для выгрузки хоть каких-то объемов. С тех пор ситуация особо не улучшилась. 

Есть надежда, что к маю трейдеры нащупают дополнительные объемы поставок, в частности из Польши, Литвы, Беларуси. Ну, и ждем реакции украинских нефтепереработчиков, в частности, "Укртатнафты". Они так хотели пошлин и ограничений на российский продукт, вот – получите, ваш выход! 

Тоже весьма сложно сложить баланс по сжиженному газу. Быстро заместить точно не удастся, на рынке дефицит, последствия которого уже почувствовали в цене все, кто «на газу». Недостающий объем может быть привезен по морю и через сухопутные границы. Не сразу, но может. 

Важно Танец с граблями. Почему проверки на рынке нефтепродуктов не снизят цены на украинских АЗС
Пристегнитесь, взлетаем! На сколько вырастут цены на топливо на украинских заправках - Фото 1

Что будет с ценами? Скажем так, рынок сильно лихорадило и ажиотажный рост цен был при куда меньших проблемах. 

По газу повышение может составить до гривны на литре. И это только за счет более затратной логистики альтернативных поставок. 

Независимо от этой ситуации мы ожидаем повышения закупочные цен из-за продолжающейся нехватки на внешнем рынке. 

Так что гривной на литре дело очевидно не ограничится. Но без топлива эта категория потребителей не останется – всегда есть бензин. 

Сложнее спрогнозировать ситуацию по дизтопливу. Здесь логистическая составляющая большого значения не сыграет, все будет зависеть от достаточности предложения. Если будет нехватка хотя бы 1% в балансе, это способно неконтролируемо взвинтить цены. 

Начинает работать цепная реакция: на какой-то АЗС пропадает топливо, потребители в панике набрасываются на другие станции, заправляя полные баки, и так далее. 

В конечном итоге, АЗС, скорее всего, будут ограничивать свободную продажу, так как повышать цены для охлаждения спроса может оказаться чревато. Ну и конечно же по полной достанется "конечникам" (промпотребителям — Авт.) – оптовые цены будут на всю катушку. 

По большому счету, сегодня все зависит от позиции Кремля. Какое будет принято решение: остановить поставку в Украину или найти нового оператора? 

Отметим, что "Роснефть", которую везет в Украину "Протон", не единственный поставщик: везут "Лукойл", "Татнефть", "Газпромнефть", ТАИФ, "Русснефть" и другие, и их украинские контрагенты тревожных сигналов пока не получают. 

Проблема в том, что если в Москве решат не поставлять "Роснефть", то велика вероятность остановки и других экспортеров. И вот тогда масштабного кризиса не избежать.

С другой стороны, в апреле-мае будет больно, но к лету все войдет в свою колею и ждать новостей из России больше не будет потребности. 

По нашим данным, консультации по поводу поставок в Украину уже начаты, решение должно быть принято на неделе.

Первоисточник.

Публикуется с согласия автора.

Теги за темою
Україна Росія Економіка
Джерело матеріала
Згадувані персони
loader
loader