К пятилетию Исследовательской платформы PinchukArtCentre искусствовед Ирина Тофан отмечает основные тренды, которые появились в современном украинском искусстве.
Если словом года 2016 была постправда, а мир тревожило нарастающее чувство неопределенности, то для 2020 слова вовсе не нашлось — коронавирус перевернул все с ног на голову, и тренды следующих лет, безусловно, будут развиваться под влиянием пандемии.
За последние пять лет внимание художественного мира к темам экологии и антропоцена, феминизма, расы и выявлению всех форм дискриминации в истории искусства и ее репрезентации не прекращалось. Неожиданными оказались взлет блокчейн-искусства и появление тренда на ферментацию — вспомнить хотя бы проект с соком квашеной капусты Slavs and Tatars на Венецианской биеннале 2019 года.
Некоторые мировые тренды обошли Украину стороной, вроде вопросов расового разнообразия и колониальной критики. Тема этики меценатства прошла мимо в силу отсутствия такого института у нас и даже закона о меценатстве. Хотя в мировой практике с этим были связаны одни из самых громких скандалов касательно меценатов, чьи источники доходов более не расцениваются как этичные. В 2019 году от поддержки династии Саклеров (им принадлежит производство опиоидных обезболивающих препаратов, вызывающих опасную зависимость) отказались крупнейшие мировые музеи: Метрополитен и музей Гуггенхайма в США и Тейт Модерн в Лондоне. В том же году руководители престижной премии Тернера отказались от поддержки компании StageCoach из-за того, что в прошлом основатель компании высказывался против LGBT, а Американский музей естественной истории отменил все договоренности по мероприятиям в честь бразильского президента Жаира Болсонару из-за его агрессивной политики в отношении эксплуатации природных ресурсов.
Экология. Пока интереснее художникам, чем обществу. Но у нас еще есть время
Безусловный тренд последних лет — экология. Он включает проявленную в художественных работах обеспокоенность состоянием окружающей среды, пересмотр нашего отношения к природе и ее ресурсам, а также попытки воспринимать мир не с антропоцентрической точки зрения, то есть ценить и уважать разнообразие форм жизни на Земле. Кроме того, возникают все новые требования к художественным институциям относительно их устойчивого развития и снижения уровня урона, наносимого природе продакшеном выставок, и проявляются часто в мелочах - электронных каталогах и билетах на выставки.
Из масштабных проектов последних лет стоит вспомнить, например, Биеннале молодого искусства в Харькове (2019), когда даже карта локаций была метафорой ботанического сада. Пусть и не все проекты участников были однозначно экоориентированными, но таковой была выставка в целом, с ее поэтическим фокусом на природу. В том же году в Киеве прошла биеннале "Черное облако", с сильным акцентом на экологические последствия от деятельности человека и влияние технологий на окружающую среду. Украинско-французская выставка "Энтропия" (2019) в Metaculture была посвящена сугубо антропоцену как явлению. В завершение, в 2020 в ботаническом саду имени Гришко прошел трехдневный экофестиваль Earthmate с насыщенной образовательной программой и выставкой работ более 20 художников. Пока тема экологии интересует художников больше, чем общество в целом. Радует, что современные арт-проекты не перенимают на себя роль некой социальной рекламы и в целом не апеллируют к чувству вины или страха.
Работа с архивами теперь и дело художников
В 2004 году архив как тренд зафиксировал в своей статье для October Хэл Фостер, но в Украине наиболее активно архивы во всех конфигурациях стали развиваться последние 5 лет. С одной стороны, говорить об архивах можно в буквальном понимании, когда над их формированием работают исследователи. Так, еще в 2014 был основан Открытый архив с информацией об украинских художниках, но после первой волны наполнения его активность упала, а у Архива украинского медиаискусства появился сайт (сам архив основан в 2008).
В 2016 году PinchukArtCentre открыл Исследовательскую платформу для изучения украинского современного искусства и создания архива. За эти 5 лет платформой издано две книги на украинском и английском языках — "Паркоммуна" и "Почему в украинском искусстве есть великие художницы", а архив пополнился более чем 10 000 оцифрованных документов. Помимо книг, результаты исследований доступны в виде опубликованных статей и профайлов художников, которые постоянно обновляются на странице платформы.
Помимо этого, в 2019 появился еще один архив — украинского неофициального искусства второй половины ХХ века. Подобные инициативы важны, потому что с каждым годом все сложнее восстанавливать и сохранять информацию об украинском искусстве. К сожалению, некоторые из проектов за эти 5 лет уже сами успели стать "архивными". Так, в 2018 году был презентован открытый онлайн-архив art(co)archive, посвященный одесскому концептуализму, с 500 оцифрованными изображениями, но этот сайт в 2021 году недоступен для посетителей.
С другой стороны, художники в рамках своей практики собирают, создают и упорядочивают артефакты реальных и вымышленных явлений. Серия рисунков "Хроника" (2016) Никиты Кадана повторяет фотографии, снятые во время немецкой оккупации, еврейских погромов и военных конфликтов, но без атрибуции, кто где. Исходные репортажные фотографии — объекты манипуляций, которые в зависимости от целей и политической повестки становятся иллюстрациями пропаганды, но, став рисунками в этом "архиве", они могут снова быть фактами истории, открытыми для интерпретации. Архив можно собирать о дне сегодняшнем — соцсети становятся местом для "раскопок" или поводом создать архивы вымышленных личностей или явлений. Даниил Ревковский и Андрей Рачинский для работы "Охрана труда на Днепропетровщине" (2018) собирали видео в соцсетях, которые снимали непосредственно сотрудники промышленных предприятий, и показывали факты нарушений и аварийных ситуаций. "Свекольная революция" (2018) Лариона Лозового — архив несуществующего мятежа, который визуально наследует приемы популистской пропаганды.
Больше фотографии, и не только на социальную тематику
О фотографии за прошедшие 5 лет говорили часто, а множество инициатив по всей Украине были посвящены именно этому медиуму. В 2018 году появился музей харьковской школы фотографии MOKSOP, коллекция которого доступна онлайн. Премий и конкурсов для фотографов тоже стало больше. Журнал Bird in Flight в 2018 году запустил международный конкурс фотографии с Bird in Flight Prize и год спустя — конкурс "Укрсучфото", ориентированный на современную украинскую фотографию.
С 2017 года в Киеве ежегодно стал проходить международный фестиваль фотографии Photo Kyiv, который не отменили в 2020 и провели онлайн. В 2018-2019 в IZONE организовывали ярмарку фотокниг Kyiv Photo Book — были представлены художественные альбомы украинских и зарубежных авторов. Говоря о фотокнигах, можно вспомнить выставку 2016 года в арт-центре "Я Галерея" архива фотокниг Photobookshow (Брайтон, Великобритания) и выставку 2019 года в АКТ UPHA made in Ukraine, основой для которой стала книга издательства BOOKSHA об альтернативной украинской фотографии, презентованная в 2018 году в Париже.
Большинство фотокниг украинских фотографов издаются за рубежом, но есть и приятные исключения: у издательства "Основы" за эти годы вышло несколько книг, посвященных фотографии, и в довершение в 2021 году "Основы" запустили собственный журнал о фотографии Saliut Magazine на английском языке. Первый номер посвящен женщинам в украинской фотографии — их детству, юности и зрелости.
Количество инициатив за последние годы говорит о том, что эта сфера развивается вопреки всем обстоятельствам. Но пока не ясно, сможет ли украинская фотография быть интересной миру вне тем восточноевропейского треша и эстетики известного фотографа Бориса Михайлова.
Торбы и значки: как маркетинг сделал музеи более привлекательными
Как никогда ранее, музеи в Украине стали повсеместно развивать собственные бренды и становиться все более открытыми и дружелюбными для публики. Только в одном Киеве новая айдентика появилась у Национального художественного музея Украины, музея Ханенко, Киевской картинной галереи, музеев истории Киева и истории Украины, в Одессе, например, у Художественного музея. Помимо визуальных трансформаций, музеи стали активнее вовлекать аудиторию через соцсети, а также продолжать экспериментировать с форматами — проводить бранчи для гостей, участвовать в городских фестивалях, делать коллаборации с модными брендами. Пандемия, ожидаемо, только подстегнула музеи еще активнее использовать современные технологии и оставить в прошлом предубеждения, что соцсети — это не для серьезной культурной институции. Музеи получили кредит доверия у широкой публики.
Появилась альтернатива традиционному образованию
Надежд на государственные художественные учебные заведения все меньше, а альтернатив традиционному образованию - все больше. КАМА в 2019 расширила курс современного искусства до полноценной двухгодичной программы для художников, в Projector в 2019 также существовал курс для арт-менеджеров. В 2011 году PinchukArtCentre запустил программу для кураторов с фокусом на практику. Было уже 3 выпуска кураторов, почти все из которых продолжают кураторскую деятельность как в институциях, так и независимо. У студии Photinus есть своя школа медиаискусств, где можно научиться использовать современные технологии в искусстве, а фотографию можно изучать в школах, которые с разницей в год открыли молодые украинские фотографы Сергей Мельниченко и Игорь Чекачков.
PinchukArtCentre влаштує перформанси в рамках виставки Нікіти Кадана.
Дивіться відкриття виставки Романа Мініна на українській платформі цифрового мистецтва V-Art.
Теперь все экспонаты парижского Лувра можно посмотреть онлайн и бесплатно.