/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F5ddf08145183d227eff53c5a7ca81b85.jpg)
5 трендов украинского искусства за последние пять лет
К пятилетию Исследовательской платформы PinchukArtCentre искусствовед Ирина Тофан отмечает основные тренды, которые появились в современном украинском искусстве.
Если словом года 2016 была постправда, а мир тревожило нарастающее чувство неопределенности, то для 2020 слова вовсе не нашлось — коронавирус перевернул все с ног на голову, и тренды следующих лет, безусловно, будут развиваться под влиянием пандемии.
За последние пять лет внимание художественного мира к темам экологии и антропоцена, феминизма, расы и выявлению всех форм дискриминации в истории искусства и ее репрезентации не прекращалось. Неожиданными оказались взлет блокчейн-искусства и появление тренда на ферментацию — вспомнить хотя бы проект с соком квашеной капусты Slavs and Tatars на Венецианской биеннале 2019 года.
Некоторые мировые тренды обошли Украину стороной, вроде вопросов расового разнообразия и колониальной критики. Тема этики меценатства прошла мимо в силу отсутствия такого института у нас и даже закона о меценатстве. Хотя в мировой практике с этим были связаны одни из самых громких скандалов касательно меценатов, чьи источники доходов более не расцениваются как этичные. В 2019 году от поддержки династии Саклеров (им принадлежит производство опиоидных обезболивающих препаратов, вызывающих опасную зависимость) отказались крупнейшие мировые музеи: Метрополитен и музей Гуггенхайма в США и Тейт Модерн в Лондоне. В том же году руководители престижной премии Тернера отказались от поддержки компании StageCoach из-за того, что в прошлом основатель компании высказывался против LGBT, а Американский музей естественной истории отменил все договоренности по мероприятиям в честь бразильского президента Жаира Болсонару из-за его агрессивной политики в отношении эксплуатации природных ресурсов.
Экология. Пока интереснее художникам, чем обществу. Но у нас еще есть время
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F5053b44e2ab7908fc6a1bd74df57a3c8.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fe0d6fb3aa1c23a7fca431165a05563fb.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F7f4873890d1adad3f550a3b234c62db7.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F13c7162dede7d7cc79e603ca421db662.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F922e353b6be1e36b5b759274d7cc3298.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F23fce195740a7f5e0a6117212a967ad8.jpg)
Безусловный тренд последних лет — экология. Он включает проявленную в художественных работах обеспокоенность состоянием окружающей среды, пересмотр нашего отношения к природе и ее ресурсам, а также попытки воспринимать мир не с антропоцентрической точки зрения, то есть ценить и уважать разнообразие форм жизни на Земле. Кроме того, возникают все новые требования к художественным институциям относительно их устойчивого развития и снижения уровня урона, наносимого природе продакшеном выставок, и проявляются часто в мелочах - электронных каталогах и билетах на выставки.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fe5d5e99f997633cd794a5facd077899d.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F4488e9ac86b07bf9452f4aa6b5ffa99f.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F0b7be556155b07b8a01a90713b42f420.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F6576f4d34f5f1f49b280586baaa43a3b.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F7798572eb8a74129ca4949291ba773da.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fdde3dee171547752546d596ffe9fa495.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F3b18c8d7bc10af4cc1cdaf939dd9e8b7.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F12555421bb1f8c099f562b2c9b0f4eed.jpg)
Из масштабных проектов последних лет стоит вспомнить, например, Биеннале молодого искусства в Харькове (2019), когда даже карта локаций была метафорой ботанического сада. Пусть и не все проекты участников были однозначно экоориентированными, но таковой была выставка в целом, с ее поэтическим фокусом на природу. В том же году в Киеве прошла биеннале "Черное облако", с сильным акцентом на экологические последствия от деятельности человека и влияние технологий на окружающую среду. Украинско-французская выставка "Энтропия" (2019) в Metaculture была посвящена сугубо антропоцену как явлению. В завершение, в 2020 в ботаническом саду имени Гришко прошел трехдневный экофестиваль Earthmate с насыщенной образовательной программой и выставкой работ более 20 художников. Пока тема экологии интересует художников больше, чем общество в целом. Радует, что современные арт-проекты не перенимают на себя роль некой социальной рекламы и в целом не апеллируют к чувству вины или страха.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fe19a27a5c601520733ef1fd3f7c6464d.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fdd6e40f1df2de920583f8e2f68c5398e.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F9595cbc0e13d67529a0f93c4a69be557.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F4f1dec9c063a3e989b3a542f05f854d6.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fca612906e3ebb26d8683f1808997fc81.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fd866cad86a9731b2bbb3b6ca8121ef66.jpg)
Работа с архивами теперь и дело художников
В 2004 году архив как тренд зафиксировал в своей статье для October Хэл Фостер, но в Украине наиболее активно архивы во всех конфигурациях стали развиваться последние 5 лет. С одной стороны, говорить об архивах можно в буквальном понимании, когда над их формированием работают исследователи. Так, еще в 2014 был основан Открытый архив с информацией об украинских художниках, но после первой волны наполнения его активность упала, а у Архива украинского медиаискусства появился сайт (сам архив основан в 2008).
В 2016 году PinchukArtCentre открыл Исследовательскую платформу для изучения украинского современного искусства и создания архива. За эти 5 лет платформой издано две книги на украинском и английском языках — "Паркоммуна" и "Почему в украинском искусстве есть великие художницы", а архив пополнился более чем 10 000 оцифрованных документов. Помимо книг, результаты исследований доступны в виде опубликованных статей и профайлов художников, которые постоянно обновляются на странице платформы.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fa0be6eccbaa804263e8cf8c79862cff5.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F1952a2ae345cecd8308553fd57a0dc4d.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F43fd5b07e1ba9094d37857981cda64bf.png)
Помимо этого, в 2019 появился еще один архив — украинского неофициального искусства второй половины ХХ века. Подобные инициативы важны, потому что с каждым годом все сложнее восстанавливать и сохранять информацию об украинском искусстве. К сожалению, некоторые из проектов за эти 5 лет уже сами успели стать "архивными". Так, в 2018 году был презентован открытый онлайн-архив art(co)archive, посвященный одесскому концептуализму, с 500 оцифрованными изображениями, но этот сайт в 2021 году недоступен для посетителей.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fb3e7cb90aee9d0dc7d305a074edcb37a.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F895a92e4eafd393f1cc62d9b944a63fe.jpg)
С другой стороны, художники в рамках своей практики собирают, создают и упорядочивают артефакты реальных и вымышленных явлений. Серия рисунков "Хроника" (2016) Никиты Кадана повторяет фотографии, снятые во время немецкой оккупации, еврейских погромов и военных конфликтов, но без атрибуции, кто где. Исходные репортажные фотографии — объекты манипуляций, которые в зависимости от целей и политической повестки становятся иллюстрациями пропаганды, но, став рисунками в этом "архиве", они могут снова быть фактами истории, открытыми для интерпретации. Архив можно собирать о дне сегодняшнем — соцсети становятся местом для "раскопок" или поводом создать архивы вымышленных личностей или явлений. Даниил Ревковский и Андрей Рачинский для работы "Охрана труда на Днепропетровщине" (2018) собирали видео в соцсетях, которые снимали непосредственно сотрудники промышленных предприятий, и показывали факты нарушений и аварийных ситуаций. "Свекольная революция" (2018) Лариона Лозового — архив несуществующего мятежа, который визуально наследует приемы популистской пропаганды.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F1ec4c27af32e91905625aabcd08e567b.jpg)
Больше фотографии, и не только на социальную тематику
О фотографии за прошедшие 5 лет говорили часто, а множество инициатив по всей Украине были посвящены именно этому медиуму. В 2018 году появился музей харьковской школы фотографии MOKSOP, коллекция которого доступна онлайн. Премий и конкурсов для фотографов тоже стало больше. Журнал Bird in Flight в 2018 году запустил международный конкурс фотографии с Bird in Flight Prize и год спустя — конкурс "Укрсучфото", ориентированный на современную украинскую фотографию.
С 2017 года в Киеве ежегодно стал проходить международный фестиваль фотографии Photo Kyiv, который не отменили в 2020 и провели онлайн. В 2018-2019 в IZONE организовывали ярмарку фотокниг Kyiv Photo Book — были представлены художественные альбомы украинских и зарубежных авторов. Говоря о фотокнигах, можно вспомнить выставку 2016 года в арт-центре "Я Галерея" архива фотокниг Photobookshow (Брайтон, Великобритания) и выставку 2019 года в АКТ UPHA made in Ukraine, основой для которой стала книга издательства BOOKSHA об альтернативной украинской фотографии, презентованная в 2018 году в Париже.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F16cb2612237dcb65e9f7a82c182e6d66.jpg)
Большинство фотокниг украинских фотографов издаются за рубежом, но есть и приятные исключения: у издательства "Основы" за эти годы вышло несколько книг, посвященных фотографии, и в довершение в 2021 году "Основы" запустили собственный журнал о фотографии Saliut Magazine на английском языке. Первый номер посвящен женщинам в украинской фотографии — их детству, юности и зрелости.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F7218af0fac22082883dff6dbd4b7d73d.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Ff2217f903a6d7230e24528f1d0a75d05.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fe9e94b122fa456735d383b757c1319a1.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fa16ad83c49c993c3d4c03dde0a57a2fe.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F10d3d7e3ce51e55d18086ae09ecef5f4.jpg)
Количество инициатив за последние годы говорит о том, что эта сфера развивается вопреки всем обстоятельствам. Но пока не ясно, сможет ли украинская фотография быть интересной миру вне тем восточноевропейского треша и эстетики известного фотографа Бориса Михайлова.
Торбы и значки: как маркетинг сделал музеи более привлекательными
Как никогда ранее, музеи в Украине стали повсеместно развивать собственные бренды и становиться все более открытыми и дружелюбными для публики. Только в одном Киеве новая айдентика появилась у Национального художественного музея Украины, музея Ханенко, Киевской картинной галереи, музеев истории Киева и истории Украины, в Одессе, например, у Художественного музея. Помимо визуальных трансформаций, музеи стали активнее вовлекать аудиторию через соцсети, а также продолжать экспериментировать с форматами — проводить бранчи для гостей, участвовать в городских фестивалях, делать коллаборации с модными брендами. Пандемия, ожидаемо, только подстегнула музеи еще активнее использовать современные технологии и оставить в прошлом предубеждения, что соцсети — это не для серьезной культурной институции. Музеи получили кредит доверия у широкой публики.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F3ad8092d2215d4e5fe1bdcb3abebbe87.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F2f3420bacd57e6306754d5af9c89ca8c.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F272d26f32b536a11b5cdc5b53e8f3645.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2Fba4032a3e019db516d0a80657837b838.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F421cd9286a05691a33e696e95e080b46.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F4e700244e550f62f1b877b370466a4b1.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F5c67c5e0b396dc56298864a02d70003e.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F7a9e4d3b8451d4adfa566e3f6093ef2e.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F4f29808c828b5fa7670e060d3853717d.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F78ae79e1c68c14fda776a0e03c3962fa.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F959f312d86022ae62428045896e10168.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F5d6f30bf7695724bfa86e170c4c48ac1.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F20b27baacb50ce1a123027ee47c23cca.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F74351ec430c7f2af68526667e19594a4.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F144%2F2cec9b02edab2cb6ae654171b27c91f0.jpg)
Появилась альтернатива традиционному образованию
Надежд на государственные художественные учебные заведения все меньше, а альтернатив традиционному образованию - все больше. КАМА в 2019 расширила курс современного искусства до полноценной двухгодичной программы для художников, в Projector в 2019 также существовал курс для арт-менеджеров. В 2011 году PinchukArtCentre запустил программу для кураторов с фокусом на практику. Было уже 3 выпуска кураторов, почти все из которых продолжают кураторскую деятельность как в институциях, так и независимо. У студии Photinus есть своя школа медиаискусств, где можно научиться использовать современные технологии в искусстве, а фотографию можно изучать в школах, которые с разницей в год открыли молодые украинские фотографы Сергей Мельниченко и Игорь Чекачков.
PinchukArtCentre влаштує перформанси в рамках виставки Нікіти Кадана.
Дивіться відкриття виставки Романа Мініна на українській платформі цифрового мистецтва V-Art.
Теперь все экспонаты парижского Лувра можно посмотреть онлайн и бесплатно.

